К принципам системного подхода не относится. Системный подход

Главная / Иван Бунин

Основные принципы системного подхода:

  • Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность , свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов , Л. фон Берталанфи , Э. де Боно, Л. ла Руш, Г. Саймон , П. Друкер , А.Чандлер, С. А. Черногор, Малюта А.Н.

    • Система - совокупность элементов действующих вместе как целое и выполняющих этим определенную функцию.
    • Структура - способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
    • Процесс - динамическое изменение системы во времени.
    • Функция - работа элемента в системе.
    • Состояние - положение системы относительно других её положений.
    • Системный эффект - такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
    • Структурная оптимизация - целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

    Базовая аксиоматика

    1. Системы существуют.
    2. Системное представление истинно.
    3. Системы взаимодействуют друг с другом и, следовательно, отдельные системы могут быть взаимосвязаны.
    4. Любой элемент системы можно представить как отдельную систему.
    5. Окружающий мир выразим в понятиях системного представления.

    Особенности системного подхода

    Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики [ ] к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем , согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

    Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

    1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
    2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
    3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
    4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
    5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
    6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
    7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
    8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

    Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Агошкова Е. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии . - 1998. - № 7 . - С. 170-179 .
    • Блауберг И. В. , Садовский В. Н. , Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований. - М. : Мысль , 1970. - С. 7-48.
    • Блауберг И. В. , Садовский В. Н. , Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии . - 1978. - № 8 . - С. 39-52 .
    • Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология // «Знание. Понимание. Умение ». - 2013. - № 6 (ноябрь - декабрь) .
    • Лекторский В. А. , Садовский В. Н. О принципах исследования систем в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи) // Вопросы философии . - 1960. - № 8 . - С. 67-79 .
    • Ракитов А. И. Философские проблемы науки: Системный подход. - М. : Мысль , 1977. - 270 с.
    • О`Коннор Джозеф, Макдермотт Иан. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving //

    Системный подход - это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность. При анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов.

    Базируется на этих постулатах.

    • 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойствах, связей.
    • 2. Структура функции системы и решение проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

    К числу системного подхода относятся следующие принципы:

    • - Принцип цели - ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель системы.
    • - Принцип целостности - предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов, как нечто целое к окружающей среде, имеющий свои специфические функции и развивающийся по своим законам.

    Принцип сложности - указывает на необходимость рассматривать объект, как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и окружающей средой. Каждому элементу присуща своя сложность, поэтому необходимо выполнять его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном, и показ сложного в простом.

    Принцип двойственности - предполагают, что систему нужно рассматривать, как самостоятельную систему, так и подсистему более высокого уровня.

    Принцип всесторонности - указывает на то, что объект нужно изучать со всех сторон.

    Принцип множественности - утверждает, что при исследовании объекта нужно использовать множество его моделей.

    Принцип сходства - предполагает, что нужно использовать ранее полученные результаты при изучении других схожих объектов.

    С прикладной точки зрения системный подход состоит в определении направления и последовательности исследования объектов, которая реализуется в шесть этапов:

    • 1. Четкое определение цели исследования
    • 2. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиции системы более высокого уровня.
    • 3. Выделение и изучение структуры системы и среды (структуризация).
    • 4. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы.
    • 5. Рассмотрение системы на всех этапах жизненного цикла (происхождение, развитие, функционирование и разрушение).
    • 6. Осуществляется сравнение системы с другими примерно сходными, для обнаружения одинаковых свойств.

    Таким образом, системный подход к исследованию сложных объектов предполагает проведение исследований в трех взаимосвязанных областях.

    • - Исторический анализ
    • - Структурный анализ (связи и элементы)
    • - функциональный анализ (внешнее и внутреннее функционирование)

    Методологические основания подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (научного, экономического, технического характера) является системный анализ.

    Все проблемы в зависимости, от глубины сложности подразделяются на три класса:

    • 1. хорошо структурированные;
    • 2. не структурированные;
    • 3. слабо структурированные.

    Для решения хорошо структурированных проблем используется методология исследования операций (ИО). Она состоит в применении математических моделей и методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

    В неструктурированных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает много различных сведений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях для решения этой проблемы.

    К слабо структурированным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится большинство наиболее важных экономических, технических, политических, военно-стратегических задач крупного масштаба.

    Типичными проблемами являются те, которые:

    • 1) намечены для решения в будущем;
    • 2) сталкиваются с широким набором альтернатив;
    • 3) зависят от текущей неполноты технологических достижений;
    • 4) требуют больших финансовых вложений и содержат элементы риска;
    • 5) внутренне сложны из-за комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;
    • 6) для которых, не полностью определены требования стоимости или времени.

    В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет, или улучшает характеристики системы. Методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявления масштабов неопределенных по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по их эффективности.

    Системный анализ-это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем.

    При этом системный анализ имеет свою специфическую цель, содержание и назначения.

    Цель систематического анализа:

    Упорядочение последовательных действий при решении крупных проблем, основывалось на системном подходе.

    Системный анализ предназначен для решения того класса проблем, которые находятся вне короткого диапазона ежедневной деятельности. Основное содержание системного анализа заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем систему и решения проблем, и не в специальных математических методах (оценка неопределенности), а в его концептуальном, т. е. понятийном аппарате, установленных целях, идеях.

    Основное значение системного анализа:

    В качестве основного и наиболее ценного результата системного анализа признается не количественное определенное решение проблемы, а увеличение степени ее понимания и возможных путей решения у специалистов и экспертов, участвующих в исследовании проблемы и у ответственных лиц которым предоставляется набор хорошо оцененных и проработанных альтернатив.

    Полезность новых методов анализа и управления состоит в следующем:

    • 1) В большем понимании и проникновении в суть проблемы: практические усилия выявить взаимосвязи и количественные ценности помогут обнаружить скрытые точки зрения за теми или иными решениями;
    • 2) В большей точности: более четкое формулирование целей, задач снизит, хотя и не устранит, неясные стороны многоплановых целей;
    • 3) В большей сравнимости: анализ может быть осуществлен, таким образом, что планы для одной страны (района) могут быть с пользой увязаны или сравнены с планами и политикой других районов; при этом выделяются общие элементы;
    • 4) В большей полезности, эффективности: разработка новых методов должна привести к распределению денежных ресурсов более упорядоченно, и должна оказать помощь в проверке ценности интуитивных суждений

    Системный подход в исследовании управления можно представить с помощью совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода (рис. 2.16).

    Рис. 2.16.

    1. Принцип целостности заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т.е. в отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы (система управления, система работы с персоналом и т.д.). Это может называться механизмом, процессом, решением, целью, проблемой, ситуацией и т.п. Напомним, что системный подход – это установка на изучение, это комплекс принципов и методов исследования.

    Целостность – это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере. Системный подход предполагает установление этой меры. В этом он отличается от подходов аспектного, многоаспектного, комплексного, репродукционистского, концептуального, в рамках которых целостность выступает не как реальное и объективное свойство, а следовательно, и характеристика объекта, а как некоторое условие его изучения. Здесь целостность имеет условный характер.

    2. Принцип совместимости элементов целого. Система только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие ее элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого. При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а как его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам.

    Системообразующим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т.д.) характеризуют и связи в социально-экономической системе, и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д., т.е. некая общность людей, объединенных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подходы.

    3. Принцип функционально-структурного строения целого заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и связи между ними, но и функциональное содержание каждого элемента. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и одинаковым их строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, прогнозирования и планирования, связей с общественностью.

    Особенностью использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.

    Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и выявление дисфункций, т.е. наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции – это как бы лишние функции, иногда потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.

    • 4. Принцип развития. Все характеристики любой системы управления определяются особенностями уровня и этапа ее развития. И это нельзя не учитывать при проведении исследования. Необходимо проводить сравнительный анализ прошлого состояния системы, ее настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают проблемы информационного характера – наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их в будущее.
    • 5. Принцип лабильности (подвижности, неустойчивости) функций. Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности при относительной стабильности внутренних, т.е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности приходится нередко наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.
    • 6. Принцип полифункциональности. Система управления может обладать функциями полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку для получения какого-либо специального эффекта. Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только содержанием функции, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция – это не просто вид деятельности, но и практическая реализация се человеком, зависящая от понимания им содержания этой функции. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления.
    • 7. Принцип итеративности. Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использование различных методов, оценку предварительных, промежуточных и конечных результатов. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.
    • 8. Принцип вероятностных оценок. В процессе исследования не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить объект исследования в детерминированном виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современные уровень и возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и ир.
    • 9. Принцип вариантности вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования. Любое исследование может быть ориентировано либо на получение единственного результата, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования, в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем, моделирования явлений.

    Но эти принципы системности только тогда могут быть полезны и эффективны, отражать действительно системный подход, когда они сами будут учитываться и использоваться системно, т.е. во взаимозависимости и в связи друг с другом. Возможен такой парадокс: принципы системного подхода не дают системности в исследовании, потому что используются спорадически, без учета их связи, субординации, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже системно.

    Связь принципов системного подхода показана на рис. 2.16. Эго один из возможных вариантов представления связей функций. Вообще их использование отражает не только научный подход к исследованию, но и искусство исследователя. Так или иначе, надо стремиться к пониманию связей принципов и реализации этого понимания в конкретной исследовательской работе.

    До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

    Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

    Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

    Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

    Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи. В начале 20-х годов молодой австралийский биолог Людвиг Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. И в 1969 году в работе "Общая теория систем" Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

    Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

    Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:

    Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.

    Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

    Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

    Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

    Основными характеристиками общей теории систем являются:

    Существует два типа организационных систем:

    Наличием цикла событий;

    Негативной энтропией - для коммерческой организации главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временном интервале;

    Обратной связью. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью;

    Динамическим гомеостазом - процессом поддержания самой организацией сбалансированного состояния;

    Дифференциацией - тенденцией к росту, специализации и разделе-нию функций между различными компонентами, которые формируют дан-ную систему в ответ на изменение внешней среды;

    Эквифинальностью. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

    Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами её внутренней среды и называются эти компоненты - входами. В процессе своей деятельности с помощью определенных технологий часть ресурсов перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит во внешнюю среду, т. е. любая организационная система в динамике представляется в качестве 3-х процессов: вход - преобразование - выход.

    При системном подходе сначала исследуются параметры "выхода", т. е. товары и услуги, а именно что производить, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Уже затем определяются параметры "входа", т. е. исследуется потребность в ресурсах.

    Любое предприятие - система, которая функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях.

    Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

    Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

    Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

    Менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

    Руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одни направления деятельности своей организации с другими, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

    Менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

    Системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

    Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

    Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

    Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

    Теория систем сама по себе не говорит руководителям какие именно элементы организации как системы важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того, чтобы применять теорию систем к процессу управления.

    Выходные данные учебника:

    Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с.: ил. - (Высшее образование).

    Одним из основных методологических компонентов системных исследований является системный подход и вытекающая из него системная концепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

    Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей действительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» - значит обнаружить у него свойства, присущие системам.

    Основные положения системного подхода:

    1) любой объект - это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

    2) эффективность функционирования системы определяется ее системными качествами и условиями окружающей среды;

    3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

    Системный подход является для исследователя «поставщиком» объектов исследования.

    Главные черты системного подхода:

    1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

    2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

    Иерархичность познания;

    Изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого;

    Нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

    В конечном итоге все исследования посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

    Сущность системного подхода:

    1) формулировка задачи исследования;



    2) выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

    3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

    4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

    5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

    Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выявляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

    Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

    Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или создания, а также относительно теоретических и методических основ исследования или создания систем.

    Как следует из сущности системных исследований, объектом исследования или создания являются системы.

    Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется разработка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

    Основы концепции исследования системы:

    1) философские основания;

    2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

    3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности процесса исследования;

    4) системная технология исследования.

    Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

    Цель построения системы;

    Принципы построения;

    Модель системы и ее системные характеристики;

    Стратегия достижения цели;

    Механизм реализации стратегии.

    Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

    Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

    Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

    На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе системного подхода отображены на рис. 6.8.

    Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

    1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к общему;

    2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к частному;

    3) процедура гибридного типа.

    Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

    Преимущество подхода - в уменьшении риска (ошибок, неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

    Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок, предшествующих непосредственной разработке системы.

    Во втором случае предполагается первоначальная разработка концепции или концептуальной модели системы. Последующие шаги - это детализация элементов модели и их взаимосвязей.

    Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.

    Недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

    Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных процедур.

    Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «системный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

    Общеметодологическом, тождественном понятию «системные исследования»;

    Прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

    Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика (рис. 6.9).

    Предметом системного анализа являются общесистемные характеристики систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с окружением.

    Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

    В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического, социального, экономического, научного и технического характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

    Во втором случае системный анализ - это анализ в классическом смысле этого метода,
    т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

    Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, самостоятельный метод исследования объектов типа системы.

    Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методологии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом - соединением элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией - поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

    Системный анализ отличается тем, что его основное содержание - это теоретические и прикладные исследования системных связей и закономерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повышение эффективности функционирования, управления и развития исследуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа - это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

    Способы описания и упрощения систем;

    Синтез и декомпозицию систем;

    Принципы и технологию интегрирования различных методов;

    Проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

    Проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

    Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

    исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

    Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры - это творческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

    Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информационно-технических систем.

    Понятия, используемые в анализе систем, - это понятия, характеризующие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

    Источником развития сложных систем выступают проблемы - противоречия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы, является стратегическим решением.

    Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

    Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с управлением процессом развития или системным (стратегическим) управлением.

    В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

    Отличительные признаки системного анализа как дисциплины:

    1) объектом анализа является система;

    2) система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент росистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и параметрам динамики эволюции;

    3) цель системного анализа - формирование системы (концепции системы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

    4) главная системная концепция - это эволюция структур-стратегии системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво развивающаяся система;

    5) стратегия достижения цели - последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

    6) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

    Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, принятых для ее преодоления.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний