Методы исследования в научной работе. Анализ методологии Классификация методов научного исследования

Главная / Михаил Булгаков

Методология проведения расчетов строится в соответствии с иерархической схемой анализа сверху вниз . Основой вертикального факторного анализа служит сводный отчет о финансовых результатах предприятия (выходная форма операционного бюджета - см. табл. 46), детализированный (ди-сагрегированный) по . Анализ имеет многоуровневый характер, то есть проводится в несколько этапов.  

Анализ методологии, используемой в странах с развитой рыночной инфраструктурой , позволяет сделать заключение о том, что основу системы управления предприятием как субъектом рыночного хозяйствования составляет стратегия направления капиталовложений на достижение конкурентных преимуществ.  

Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (методология и проблемы). - М.  

Организация должна анализировать выходные данные по проектированию и/или разработке, а также процессу с целью удовлетворения запросов и ожиданий заинтересованных сторон. Необходимо убедиться, что эти данные соответствуют спецификациям по проекту, утверждены и отвечают запросам потребителей. Следует получить достаточное количество данных посредством проверки и утверждения действий, позволяющих проанализировать методологии и процесс принятия решений по проекту и/или разработке. Анализ методологий должен включать возможность улучшения процесса и продукции, действия по расследованию отказов и будущие потребности, которые могут возникнуть в процессе проектирования и/или разработки.  

Анализ методологии зарубежного опыта нормирования труда позволяет сделать следующие выводы  

Для удобства анализа, методологии разработки эффективности управления предлагается классификация инновационных проектов по различным признакам (рис.7.1).  

Анализ методологии К. Маркса был бы неполным без характеристики факторов производства . Марксизм и западная мысль практически не имеют расхождений по поводу состава факторов производства . Существенное различие заключается в трактовке роли факторов в процессе производства . К. Маркс исходил из особой роли наемного труда. Производительным был объявлен только труд наемного рабочего, и именно он служил единственным источ-  

Хозяйственную реальность микроэкономика изучает, опираясь на методологию познания и специфические методы исследования. Методология является учением о принципах построения, формах и способах научного познания. Конкретная методология зависит от специфики объекта исследования , а также от идеологических позиций исследования. Методология должна всегда предшествовать отдельным или групповым техническим приемам исследования, т.е. методам исследования . Нельзя логический подход смешивать с инструментами анализа . Методология и методы образуют последовательные ступени экономиче-  

Как он этого добился Внимательный анализ методологии, которой пользуется Билл Гейтс при управлении своей компанией, указывает на десять секретных факторов его успеха. Для тех, кто хотел бы пойти по его стопам, мы приводим их здесь.  

В связи с тем, что учебным планом данной специальности предусмотрен ряд экономических и экономико-управленческих курсов основы бухгалтерского учета и финансы, технико-экономический анализ производственно-хозяйственно "] деятельности, научная организация и нормирование труда , теория управления производством , АСУ в химической промышленности и другие, некоторые вопросы (например, организация и нормирование труда , планирование финансов) вообще не включены в учебник, чтобы избежать дублирования. Часть вопросов затронута только в той степени, какая необходима, чтобы охарактеризовать их связь с проблемами, излагаемыми в других курсах (теория и методология определения экономической эффективности новой техники и капитальных вложений , теория управления производством и др.) или ознакомиться с ними лишь в общих чертах (применение теории надежности к управлению производством и др.).  

Нам представляется, что чудеса и парадоксы японского управления - это продукт парадоксов методологии го исследования. Укажем на два наиболее ярких таких парадокса. Первый - это то, что на японское управление смотрят так же, как на западное, не предполагая либо глубоко не анализируя сущностных различий в этих явлениях. В действительности же японское управление имеет целый ряд сущностных отличий от западного управления, которые позволяют сделать вывод о том, что это особый тип управления. А раз это особый тип управления, то изучать его надо, исходя из его сущностных характеристик как целого, а не путем анализа его отдельных элементов. Например, пожизненный наем, как ни изучай его в отрыве от системы управления в целом, все время будет требовать ссылок либо на чудеса, либо на парадоксы. Второе - это то, что японское управление пытаются описать в тех же понятиях, что и западное (соответственно японское управление сводят к тем же элементам, что и западное). Но содержание скрывающихся за этими понятиями проявлений японского управления отлично от западного.  

Данный курс включает в себя два вида занятий лекции и практические занятия . Лекции формируют у студентов необходимую теоретическую базу, знакомят с методологией формирования и анализа ассортимента.  

Не менее важным фактором принятия правильных решений по ценам является наличие достоверной информации и всесторонний анализ ценовой ситуации на рынке. Для решения этих проблем необходимы знания методологии сбора, обработки и анализа данных, характеризующих цены, процессы их образования и изменения. Неквалифицированно собранная и обработанная ценовая информация обесценивает любое маркетинговое решение . Следовательно, ознакомление учащихся с аналитической составляющей маркетинга цен также является важной задачей курса.  

Анализ существующей методологии нормирования МТР и направления ее совершенствования  

В основу разработки методологии построения системы нормирования МТР в газовой промышленности положена формула К. Маркса, характеризующая формирование продукта производства ....Процесс угасает в продукте, и следствия ее углубленного анализа. В основе любого процесса - действия лежит использование полезного энергетического эффекта (рис. 7).  

Основой экономической методологии является широкий системный подход к анализу и планированию деятельности предприятия . Это означает, что предприятие рассматривают как часть ("элемент") некоторой системы более высокого уровня (акционерного общества , регионального рынка продуктов и ресурсов, топливно-энергетического комплекса страны, региональной природной среды и т.п.). Правильно понять и оценить эффективные направления развития и шансы предприятия можно только путем тщательного анализа его связей с этой "внешней средой " и другими ее элементами.  

В соответствии с принятой в нашей стране методологией контроля накладных расходов по каждой из указанных статей составляют смету расходов . В данных сметах разграничения расходов на переменные и постоянные не предусматривается, что затрудняет их анализ и планирование.  

Анализ методологии проектирования, доводки и производства авиадвигателей позволил предложить методы повышения ее эффективности на основе системного подхода и автоматизации, а также получить IDEF-модели, которые используются как основа системного проекта автоматизации.  

В полной мере подобная методология комплексного системного анализа проблем территории с высокой антропогенной нагрузкой была реализована в Свердловской области и Уральском отделении РАН (Институт промышленной экологии) в ходе выполнения "

Любая научная, исследовательская и практическая деятельность проводится на базе методов, методик и методологий.
Метод - это прием или способ действия.
Методика - это совокупность методов, приемов проведения какой-либо работы.
Методология - это совокупность методов, правила распределения и назначения методов, а также шаги работы и их последовательность.
Имеются свои методы, методики и методологии и у системного анализа. Однако, в отличие от классических наук, системный анализ находится в стадии развития и еще не имеет устоявшегося, общепризнанного «инструментария».
Кроме того, каждая наука имеет свою методологию, поэтому дадим еще одно определение.
Методология - это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
В каком-то смысле можно говорить и о методологии системного анализа, хотя это пока еще очень рыхлая, «сырая» методология.

1. Системность
Прежде чем рассматривать системную методологию, надо разобраться с понятием «системный». Сегодня широко используются такие понятия как «системный анализ», «системный подход», «теория систем», «принцип системности» и др. При этом их не всегда различают и часто применяют как синонимы.
Наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является «системность». Ю.П. Сурмин предлагает рассматривать структуру системности в трех аспектах (рис. 1): системная теория, системный подход и системный метод.

Рис. 1. Структура системности и составляющие её функции.

1. Системная теория (теория систем) реализует объясняющую и систематизирующую функции: дает строгое научное знание о мире систем; объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы.
2. Системный подход следует рассматривать как некоторый методологический подход человека к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов, системное мировоззрение.
Подход - это совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела и т. д.
Принцип — а) основное, исходное положение какой-либо теории; б) наиболее общее правило деятельности, которое обеспечивает его правильность, но не гарантирует однозначность и успех.
Итак, подход - это некоторая обобщенная система представлений о том, как должна выполняться та или иная деятельность (но не детальный алгоритм действия), а принцип деятельности - множество некоторых обобщенных приемов и правил.
Кратко суть системного подхода можно определить так:
Системный подход - это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы.
Системный подход заключается в отказе от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализе целостных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры, особенностей функционирования и развития. Системный подход представляется достаточно универсальным подходом при анализе, исследовании, проектировании и управлении любых сложных технических, экономических, социальных, экологических, политических, биологических и других систем.
Назначение системного подхода заключается в том, что он направляет человека на системное видение действительности. Он заставляет рассматривать мир с системных позиций, точнее - с позиций его системного устройства.
Таким образом, системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентаци-онную и мировоззренческую функции, обеспечивая не только видение мира, но и ориентацию в нем.
3. Системный метод реализует познавательную и методологическую функции. Он выступает как некоторая интегральная совокупность относительно простых методов и приемов познания, а также преобразования действительности.
Конечная цель любой системной деятельности заключается в выработке решений, как на стадии проектирования систем, так и при управлении ими. В этом контексте системный анализ можно считать сплавом методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений.

2. Естественнонаучная методология и системный подход
Системный анализ не является чем-то принципиально новым в исследовании окружающего мира и его проблем - он базируется на естественнонаучном подходе, корни которого уходят в прошлые века.
Центральное место в исследовании занимают два противоположных подхода: анализ и синтез.
Анализ предусматривает процесс разделения целого на части. Он весьма полезен в том случае, если требуется выяснить, из каких частей (элементов, подсистем) состоит система. Посредством анализа приобретаются знания. Однако при этом нельзя понять свойства системы в целом.
Задача синтеза - построение целого из частей. Посредством синтеза достигается понимание.
В исследовании любой проблемы можно указать несколько главных этапов:
1) постановка цели исследования;
2) выделение проблемы (выделение системы): выделить главное, существенное, отбросив малозначимое, несущественное;
3) описание: выразить на едином языке (уровне формализации) разнородные по своей природе явления и факторы;
4) установление критериев: определить, что значит «хорошо» и «плохо» для оценивания полученной информации и сравнения альтернатив;
5) идеализация (концептуальное моделирование): ввести рациональную идеализацию проблемы, упростить ее до допустимого предела;
6) декомпозиция (анализ): разделить целое на части, не теряя свойств целого;
7) композиция (синтез): объединить части в целое, не теряя свойств частей;
8) решение: найти решение проблемы.
В отличие от традиционного подхода, при котором проблема решается в строгой последовательности вышеприведенных этапов (или в другом порядке), системный подход состоит в многосвязности процесса решения: этапы рассматриваются совместно, во взаимосвязи и диа-лектическом единстве. При этом возможен переход к любому этапу, в том числе и возврат к постановке цели исследования.
Главным признаком системного подхода является наличие доминирующей роли сложного, а не простого, целого, а не составляющих элементов. Если при традиционном подходе к исследованию мысль движется от простого к сложному, от частей - к целому, от элементов - к системе, то в системном подходе, наоборот, мысль движется от сложного к простому, от целого к составным частям, от системы к элементам. При этом эффективность системного подхода тем выше, чем к более сложной системе он применяется.

3. Системная деятельность
Всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся технологий системного анализа в практике нет. Системный анализ в настоящее время представляет собой слабосвязанную совокупность приемов и методов неформального и формального характера. В системном мышлении пока чаще господствует интуиция.
Ситуация усугубляется еще и тем, что, несмотря на полувековую историю развития системных идей, нет однозначности в понимании самого системного анализа. Ю.П. Сурминым выделяются следующие варианты понимания сущности системного анализа:
Отождествление технологии системного анализа с технологией научного исследования. При этом для самого системного анализа в этой технологии практически не находится места.
Сведение системного анализа к системному конструированию. По сути, системно-аналитическая деятельность отождествляется с системотехнической деятельностью.
Очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу.
Отождествление системного анализа с системным подходом в аналитической деятельности.
Понимание системного анализа как исследования системных закономерностей.
В узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем.
Сведение системного анализа к совокупности методологических средств, которые используются для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам.
Таким образом, то, что называют системным анализом, представляет собой недостаточно интегрированный массив методов и приемов системной деятельности.
Сегодня упоминание о системном анализе можно найти во многих работах, связанных с управлением, решением проблем. И хотя его вполне справедливо рассматривают как эффектив-ный метод изучения объектов и процессов управления, методики системной аналитики в решении конкретных управленческих задач практически отсутствуют. Как пишет Ю.П. Сурмин: «Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения».

4. Подходы к анализу и проектированию систем
При анализе и проектировании действующих систем различных специалистов могут интересовать разные аспекты: от внутреннего устройства системы до организации управления в ней. В связи с этим условно выделяют следующие подходы к анализу и проектированию: 1) системно-элементный, 2) системно-структурный, 3) системно-функциональный, 4) системно-генетический, 5) системно-коммуникативный, 6) системно-управленческий и 7) системно-информационный.
1. Системно-элементный подход. Непременной принадлежностью систем являются их компоненты, части, именно то, из чего образовано целое и без чего оно невозможно.
Системно-элементный подход отвечает на вопрос, из чего (каких элементов) образована система.
Этот подход иногда называли «перечислением» системы. Его вначале пытались применить для исследования сложных систем. Однако первые же попытки применить такой подход к исследованию систем управления предприятиями и организациями показали, что «перечислить» сложную систему практически невозможно.
Пример. В истории разработки автоматизированных систем управления был такой случай. Разработчики написали несколько десятков томов обследования системы, но так и не могли приступить к созданию АСУ, поскольку не могли гарантировать полноты описания. Руководитель разработки вынужден был уволиться, а впоследствии стал изучать системный подход и популяризировать его.
2. Системно-структурный подход. Компоненты системы являют собой не набор случайных бессвязных объектов. Они интегрированы системой, являются компонентами именно данной системы.
Системно-структурный подход направлен на выявление компонентного состава системы и связей между ними, обеспечивающих целенаправленное функционирование.
При структурном исследовании предметом исследований, как правило, являются состав, структура, конфигурация, топология и т. п.
3. Системно-функциональный подход. Цель выступает в системе как один из важных системообразующих факторов. Но цель требует действий, направленных на ее достижение, которые есть не что иное, как ее функции. Функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения.
Системно-функциональный подход направлен на рассмотрение системы с точки зре-ния ее поведения в среде для достижения целей.
При функциональном исследовании рассматриваются: динамические характеристики, устойчивость, живучесть, эффективность, т. е. все то, что при неизменной структуре системы зависит от свойств ее элементов и их отношений.
4. Системно-генетический подход. Любая система не является неизменной, раз и навсе-гда заданной. Она не абсолютна, не вечна главным образом потому, что ей присущи внутренние противоречия. Каждая система не только функционирует, но и движется, развивается; она имеет свое начало, переживает время своего зарождения и становления, развития и расцвета, упадка и гибели. А это значит, что время является непременным атрибутом системы, что любая система исторична.
Системно-генетический (или системно-исторический) подход направлен на изучение системы с точки зрения ее развития во времени.
Системно-генетический подход определяет генезис - возникновение, происхождение и становление объекта как системы.
5. Системно-коммуникативный подход. Каждая система всегда является элементом (подсистемой) другой, более высокого уровня, системы, и сама, в свою очередь, образована из подсистем более низкого уровня. Иначе говоря, система связана множеством отношений (коммуни-каций) с самыми различными системными и несистемными образованиями.
Системно-коммуникативный подход направлен на изучение системы с точки зрения ее отношений с другими, внешними по отношению к ней, системами.
6. Системно-управленческий подход. Система постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия. Это — прежде всего внутренние возмущения, являющиеся результатом внутренней противоречивости любой системы. Это и внешние возмущения, которые далеко не всегда благоприятны: недостаток ресурсов, жесткие ограничения и т. д. Между тем система живет, функционирует, развивается. Значит, наряду со специфическим набором компонентов, внутренней организацией (структурой) и т. д., есть и другие системообразующие, системосо-храняющие факторы. Эти факторы обеспечения устойчивости жизнедеятельности системы называют управлением.
Системно-управленческий подход направлен на изучение системы с точки зрения обес
печения ее целенаправленного функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.
7. Системно-информационный подход. Управление в системе немыслимо без передачи, получения, хранения и обработки информации. Информация - это способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов с системой в целом, а системы в целом - со средой. В силу сказанного, нельзя раскрыть сущность системности без изучения ее информационного аспекта.
Системно-информационный подход направлен на изучение системы с точки зрения передачи, получения, хранения и обработки данных внутри системы и в связи со средой.

5. Методики системного анализа
Методология системного анализа представляет собой довольно сложную и пеструю совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов, а также методик.
Наиболее важную часть методологии системного анализа составляют ее методы и методики (для простоты в дальнейшем обобщенно будем говорить о методиках).

5.1. Обзор методик системного анализа
Имеющиеся методики системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации, которая была бы принята единогласно всеми специалистами. Например, Ю. И. Черняк делит методы системного исследования на четыре группы: неформальные, графические, количественные, и моделирование. Достаточно глубокий анализ методик различных авторов представлен в работах В.Н. Волковой, а также Ю.П. Сурмина.
В качестве простейшего варианта методики системного анализа можно рассматривать такую последовательность:
1) постановка задачи;
2) структуризация системы;
3) построение модели;
4) исследование модели.
Другие примеры и анализ этапов первых методик системного анализа приведены в книге, где рассматриваются методики ведущих специалистов системного анализа 70-х и 80-х годов прошлого столетия: С. Оптнера, Э. Квейда, С. Янга, Е.П. Голубкова. Ю.Н. Черняка.
Примеры: Этапы методик системного анализа по С. Оптнеру:
1. Идентификация симптомов.
2. Определение актуальности проблемы.
3. Определение цели.
4. Вскрытие структуры системы и ее дефектных элементов.
5. Определение структуры возможностей.
6. Нахождение альтернатив.
7. Оценка альтернатив.
8. Выбор альтернативы.
9. Составление решения.
10. Признание решения коллективом исполнителей и руководителей.
11. Запуск процесса реализации решения
12. Управление процессом реализации решения.
13. Оценка реализации и ее последствий.

Этапы методик системного анализа по С. Янгу:
1. Определение цели системы.
2. Выявление проблем организации.
3. Исследование проблем и постановка диагноза
4. Поиск решения проблемы.
5. Оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них.
6. Согласование решений в организации.
7 Утверждение решения.
8. Подготовка к вводу.
9. Управление применением решения.
10. Проверка эффективности решения.

Этапы методик системного анализа по Ю.И. Черняку:
1. Анализ проблемы.
2. Определение системы.
3. Анализ структуры системы.
4. Формирование общей цели и критерия.
5. Декомпозиция цели и выявление потребности в ресурсах и процессах.
6. Выявление ресурсов и процессов - композиция целей.
7. Прогноз и анализ будущих условий.
8. Оценка целей и средств.
9. Отбор вариантов.
10. Диагноз существующей системы.
11. Построение комплексной программы развития.
12. Проектирование организации для достижения целей.

Из анализа и сопоставления этих методик видно, что в них в той или иной форме представлены такие этапы:
выявление проблем и постановки целей;
разработка вариантов и модели принятия решения;
оценка альтернатив и поиска решения;
реализация решения.
Кроме того, в некоторых методиках имеются этапы оценки эффективности решений. В наиболее полной методике Ю.И. Черняка особо предусмотрен этап проектирования организации для достижения цели.
При этом различные авторы акцентируют свое внимание на разных этапах, соответственно более подробно их детализируя. В частности, основное внимания уделяется следующим этапам:
разработке и исследованию альтернатив принятия решений (С. Оптнер, Э. Квейд), выбору решения (С. Оптнер);
обоснованию цели и критериев, структуризации цели (Ю.И. Черняк, С. Оптнер, С. Янг);
управлению процессом реализации уже принятого решения (С. Оптнер, С. Янг).
Поскольку выполнение отдельных этапов может занимать достаточно много времени, возникает необходимость большей их детализации, разделения на подэтапы и более четкого определения конечных результатов выполнения подэтапов. В частности, в методике Ю.И. Черняка каждый из 12 этапов разделен на подэтапы, которых в общей сложности - 72.
Из других авторов методик системного анализа можно назвать Э.А. Капитонова и Ю.М. Плотницкого.
Примеры: Э.А. Капитонов выделяет следующие последовательные этапы системного анализа.
1. Постановка целей и основных задач исследования.
2. Определение границ системы с целью отделения объекта от внешней среды, разграничения его внутренних и внешних связей.
3. Выявление сути целостности.
Близкий подход использует и Ю. М. Плотницкий, который рассматривает системный анализ как совокупность шагов по реализации методологии системного подхода в целях получения информации о системе. Он выделяет в системном анализе 11 этапов.
1. Формулировка основных целей и задач исследования.
2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
3. . Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т. д.).
4. Выявление сути целостности системы.
5. Анализ взаимосвязанных элементов системы.
6. Построение структуры системы.
7. Установление функций системы и ее подсистем.
8. Согласование целей системы и каждой подсистемы.
9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
10. Анализ явлений эмерджентности.
11. Конструирование системной модели.

5.2. Разработка методик системного анализа
Конечная цель системного анализа - оказать помощь в понимании и решении имеющейся проблемы, что сводится к поиску и выбору варианта решения проблемы. Результатом будет выбранная альтернатива либо в виде управленческого решения, либо в виде создания новой системы (в частности, системы управления) или реорганизации старой, что опять же является управленческим решением.
Неполнота информации о проблемной ситуации затрудняет выбор методов ее формализованного представления и не позволяет сформировать математическую модель. В этом случае возникает необходимость в разработке методик проведения системного анализа.
Необходимо определить последовательность этапов системного анализа, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов в сочетании с рекомендованными методам и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.
Практики видят в методиках важный инструмент для решения проблем своей предметной области. И хотя к сегодняшнему дню накоплен большой их арсенал, но, к сожалению, следует признать, что разработка универсальных методов и методик не представляется возможной. В каждой предметной области, для различных типов решаемых проблем системному аналитику приходится разрабатывать свою методику системного анализа на базе множества принципов, идей, гипотез, методов и методик, накопленных в области теории систем и системного анализа.
Авторы книги рекомендуют при разработке методики системного анализа прежде всего определить тип решаемой задачи (проблемы). Затем, если проблема охватывает несколько областей: выбор целей, совершенствование оргструктуры, организацию процесса принятия и реализации решении, выделить в ней эти задачи и разработать методики для каждой из них.

5.3. Пример методики системного анализа предприятия
В качестве примера современной методики системного анализа рассмотрим некую обобщенную методику анализа предприятия.
Предлагается следующий перечень процедур системного анализа, который может быть рекомендован менеджерам и специалистам по экономическим информационным системам.
1. Определить границы исследуемой системы (см. выделение системы из окружающей среды).
2. Определить все подсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве части.
Если выясняется воздействие на предприятие экономической среды, именно она и будет той надсистемой, в которой следует рассматривать его функции (см. иерархичность). Исходя из взаимосвязанности всех сфер жизни современного общества, любой объект, в частности, предприятие, следует изучать в качестве составной части многих систем - экономических, политических, государственных, региональных, социальных, экологических, международных. Каждая из этих надсистем, например экономическая, в свою очередь имеет немало компонентов, с которыми связано предприятие: поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, банки и т. д. Эти же компоненты входят одновременно и в другие надсистемы - социокультурную, экологическую и т. п. А если еще учесть, что каждая из этих систем, а также каждый из их компонентов имеют свои специфические цели, противоречащие друг другу, то становится ясной необходимость сознательного изучения среды, окружающей предприятие (см. расширение проблемы до проблематики). В противном случае вся совокупность многочисленных влияний, оказываемых надсистемами на предприятие, будет казаться хаотичной и непредсказуемой, исключая возможность разумного управления им.
3. Определить основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними.
4. Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы.
Следует рассмотреть при этом два аспекта:
идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы, т. е. те функции, которые следовало бы выполнять, чтобы реализовать цели надсистемы;
реальную роль системы в достижении целей надсистемы.
Например, с одной стороны, оценка потребностей покупателей в конкретном виде товаров, их качестве и количестве, а с другой - оценка параметров товаров, реально выпускаемых конкретным предприятием.
Определение ожидаемой роли предприятия в потребительской среде и его реальной роли, а также их сравнение, позволяют понять многие причины успеха или неудачи компании, особенности его работы, предвидеть реальные черты ее будущего развития.
5. Выявить состав системы, т. е. определить части, из которых она состоит.
6. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между ее компонентами.
7. Определить функции активных элементов системы, их «вклад» в реализацию роли системы в целом.
Принципиально важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных элементов системы. Эта проблема особенно актуальна для подразделений, цехов крупных предприятий, чьи функции часто во многом «не состыкованы», недостаточно подчинены общему замыслу.
8. Выявить причины, объединяющие отдельные части в систему, в целостность.
Они носят название интегрирующих факторов, к которым в первую очередь относится человеческая деятельность. В ходе деятельности человек осознает свои интересы, определяет цели, осуществляет практические действия, формируя системы средств для достижения целей. Исходным, первичным интегрирующим фактором является цель.
Цель в любой сфере деятельности представляет собой сложное сочетание различных противоречивых интересов. В пересечении подобных интересов, в своеобразной их комбинации заключается истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет судить о степени устойчивости системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего развития.
9. Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой.
Для действительно глубокого, всестороннего изучения системы недостаточно выявить ее связи со всеми подсистемами, которым она принадлежит. Необходимо еще познать такие системы во внешней среде, которым принадлежат компоненты исследуемой системы. Так, следует определить все системы, которым принадлежат работники предприятия - профсоюзы, политические партии, семьи, системы социокультурных ценностей и этических норм, этнические группы и г. д. Необходимо также хорошо знать связи структурных подразделений и работников предприятия с системами интересов и целей потребителей, конкурентов, поставщиков, зарубежных партнеров и пр. Нужно также видеть связь между используемыми на предприятии технологиями и «пространством» научно-технического процесса и т. и. Осознание органического, хотя и противоречивого единства всех систем, окружающих предприятие, позволяет понимать причины его целостности, предотвращать процессы, ведущие к дезинтеграции.
10. Рассмотреть исследуемую систему в динамике, в развитии.
Для глубокого понимания любой системы нельзя ограничиваться рассмотрением коротких промежутков времени ее существования и развития. Целесообразно по возможности исследовать всю ее историю, выявить причины, побудившие создать эту систему, определить иные системы, из которых она вырастала и строилась. Также важно изучать не только историю системы или динамику ее нынешнего состояния, но и попытаться, используя специальные приемы, увидеть развитие системы в будущем, т. е. прогнозировать ее будущие состояния, проблемы, возможности.
Необходимость динамического подхода к исследованию систем легко проиллюстрировать сравнением двух предприятий, у которых в какой-то момент времени совпали значения одного из параметров, например, объем продаж. Из этого совпадения совсем не вытекает, что предприятия занимают на рынке одинаковое положение: одно из них может набирать силу, двигаться к расцвету, а другое, наоборот, переживать спад. Поэтому судить о любой системе, в частности, о предприятии нельзя лишь по «моментальной фотографии» по одному значению какого-либо параметра; необходимо исследовать изменения параметров, рассмотрев их в динамике.
Изложенная здесь последовательность процедур системного анализа не является обязательной и закономерной. Обязательным является скорее сам перечень процедур, чем их последовательность. Единственное правило заключается в целесообразности многократного возвращения в ходе исследования к каждой из описанных процедур. Только это является залогом глубокого и всестороннего изучения любой системы.

Резюме
1. Любая научная, исследовательская и практическая деятельность проводится на базе методов (приемов или способов действия), методик (совокупности методов и приемов проведения какой-либо paботы) и методологий (совокупности методов, правил распределения и назначения методов, а также шагов работы и их последовательности).
2. Наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является «системность», которую предлагается рассматривать в трех аспектах:
а) системная теория дает строгое научное знание о мире систем и объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы;
б) системный подход — выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивает не только видение мира, но и ориентацию в нем;
в) системный метод - реализует познавательную и методологическую функции.
3. Системный анализ не является чем-то принципиально новым в исследовании окружающего мира и его проблем - он базируется на естественнонаучном подходе. В отличие от традиционного подхода, при котором проблема решается в строгой последовательности вышеприведенных этапов (или в другом порядке), системный подход состоит в многосвязности процесса решения.
4. Главным признаком системного подхода является наличие доминирующей роли сложного, а не простого, целого, а не составляющих элементов. Если при традиционном подходе к исследованию мысль движется от простого к сложному, от частей - к целому, от элементов - к системе, то при системном подходе, наоборот, мысль движется от сложного к простому, от, целого к составным частям, от системы к элементам.
5. При анализе и проектировании действующих систем различных специалистов могут интересовать разные аспекты - от внутреннего устройства системы до организации управления, в ней, что порождает следующие подходы к анализу и проектированию; системно-элементный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-коммуникативный, системно-управленческий и системно-информационный.
6. Методология системного анализа представляет совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов, а также методик.

Методология и методы исследования представляет собой логическую организацию деятельности человека. Она состоит в определении предмета и цели изучения, ориентиров и подходов при его осуществлении, выборе приемов и средств, которые показали бы наилучший результат. Далее рассмотрим подробнее, какими особенностями обладает методология и методика исследования в целом и применительно к некоторым сферам деятельности.

Цель

Любую деятельность человека можно характеризовать методологией. Однако в вопросе изучения каких-либо явлений или событий она имеет определяющее, решающее значение. Методология исследования, вне зависимости от сферы деятельности, начинается с выбора, определения и формулирования цели. Она состоит в поиске вариантов формирования системы управления, а также организации ее развития и функционирования, которые были бы наиболее эффективными в процессе изучения. Однако данное представление о цели считается весьма общим. На практике исследовательская деятельность преследует разнообразные цели. Примерами могут служить наблюдение за качеством управления, создание атмосферы инноваций и творчества, своевременное обнаружение проблем, при обострении которых в будущем работа может осложниться, повышение квалификации сотрудников, анализ стратегий и прочее.

Объект

В качестве него выступает система управления. В методологическом смысле необходимо четко понимать и учитывать социально-экономический класс данной системы. Это означает, что основополагающим ее компонентом выступает человек. Его деятельность определяет специфичность всех процессов ее становления и функционирования. Взаимодействия, на базе которых и существует данная система, отличают противоречивые и сложные отношения людей, которые основываются на установках и мотивах, ценностях и интересах. Каким бы совершенным не являлось то или иное современное техническое средство, значение его будет зависеть от человеческих потребностей, причин его освоения и дальнейшего применения. Управленческая система строится на базе деятельности людей. Можно проводить исследования техники, однако они невозможны в отрыве от человека, всех факторов ее применения в условиях его деятельности.

Предмет

В качестве него выступает проблема. Она представляет собой реальное противоречие, которое требует своего разрешения. Активность системы управления отличается наличием большого числа разнообразных проблем. Они выступают в качестве противоречия тактике и стратегии, условиям и возможностям, квалификации сотрудников, потребностям в инновациях и прочему. Часть из них считаются "вечными", другие - созревающими либо преходящими. Для решения этих проблем необходимо проведения исследований. В качестве основы распознавания тех или иных противоречий выступает цель.

Подход

Он является следующим компонентом, который включает в себя методология исследования. Подход представляет собой ракурс изучения, в некотором роде это исходная позиция или отправная точка. С нее начинается исследовательский процесс. Подход определяет направленность изучения относительно его цели. Существуют различные его виды. В частности, выделяют концептуальный, системный и аспектный подходы. Последний представляет собой выбор какой-либо грани проблемы на основании принципа актуальности либо с учетом ресурсов, которые выделены на изучение. К примеру, методология психолого-педагогического исследования предполагает образовательный аспект проблемы. Концептуальный подход предусматривает предварительную разработку комплекса основных (ключевых) положений - концепции. Она определяет общее направление, преемственность, архитектонику изучения. В системном подходе предполагается методология исследования сравнительно высокого уровня. В данном случае для решения проблемы необходим максимально возможный учет всех ее аспектов, в целостности и их взаимосвязи. Такой подход предполагает выделение существенного и главного. Он также предусматривает определение характера взаимодействий между гранями вопроса, его характеристиками и свойствами. Выделяют, кроме того, подход научный, прагматический и эмпирический. Последний в качестве основы использует опыт. Если подход ориентирован на получение ближайшего результата, то его называют прагматическим. Однако наиболее эффективным считается научный ракурс изучения. Он характеризуется соответственной постановкой целей. Методология научного исследования предполагает использование специфических инструментов.

Способы и приемы

Методология исследования отводит им главную роль. Способы и приемы разделяют на четыре группы:

  • Специфические. Данные методы формируются за счет специфики систем управления. В них отражаются особенности управленческой деятельности.
  • Общенаучные. Они отражают соответствующий аппарат изучения. Методология научного исследования определяет эффективность любых типов.
  • Формально-логические. Они представляют собой приемы интеллектуальной активности человека, которая составляет базу управленческого изучения.
  • Социологические. Занимают особое положение в инструментарии изучения общественных процессов и систем.

Методология социологического исследования

В качестве области применения инструментов в данном случае выступают ценностные ориентации участников сообществ относительно различных явлений. Их изучение позволяет обнаруживать тенденции в общественном развитии, определять меры наиболее эффективного влияния на членов объединений. Методология социологического исследования предполагает более полное представление картины изучаемой действительности. Она, совместно с объективными характеристиками, которыми обладает внешний объект, включает в себя сложившиеся стереотипы, интересы и ценностные ориентации. За счет используемых методов формируются точные представления о динамике и состоянии социальных структур. Основной целью изучения выступает прогнозирование и объяснение поведения субъектов общества в тех либо других условиях, особенности искусственного моделирования среды, анализ характера взаимодействий внутри социума. Исследования данного типа призваны определять адекватность социальной сферы, установленную в рамках целей.

Ключевые направления

Основными ориентирами практического использования социологических методов при изучении процессов считаются:


Решение задач должно обеспечиваться за счет формирования трех главных разделов:

  • Разработки программы исследования.
  • Организации, проведения тестов и опросов.
  • Интервью и подготовки схемы обработки и систематизации данных.

Структура знания

В методологической системе Юдиным выделяется 4 уровня:

  • Технологический.
  • Конкретно-научный.
  • Общенаучный.
  • Философский.

Предпоследний уровень предусматривает использование теоретических концепций. Они применимы ко всем либо к большей части научных направлений. Второй уровень предполагает комплекс способов, процедур, приемов и принципов изучения. Методология конкретного научного исследования содержит в себе как специфические для определенной области изучения проблемы, так и вопросы, которые ставятся на более высоких уровнях. К ним, например, можно отнести проблемы реализации системного подхода либо моделирования в изучении процесса образования. Технологический уровень предполагает сочетание техники и метода исследования. Другими словами, используется набор процедур, за счет которых обеспечивается получение достоверных эмпирических сведений, их первичная обработка. После этого материал может включаться в массу научного знания. На этом уровне просматривается нормативный, четко выраженный характер изучения. Содержание философской ступени составляют общие познавательные принципы и категориальное устройство дисциплины в целом.

Все указанные уровни методологии формируют сложную структуру. В ее рамках между ступенями существует некоторое соподчинение. Вместе с этим, философский уровень считается содержательным основанием любого методологического знания. Он определяет мировоззренческие подходы к самому познанию и преобразованию действительности.

Методология и методы педагогических исследований

Высшим уровнем, характеризующим профессиональную готовность учителя, считается наличие у него специфической культуры. Ее главными признаками считаются:

  • Понимание процедур, соответствующих категориям философии и основным понятиям, формирующим концептуальный каркас образования.
  • Осознание разных понятий педагогики как уровней восхождений к конкретному от абстрактного.
  • Установка на преобразования образовательной теории в прием познавательной деятельности.
  • Ориентирование мышления на генезис педагогических конфигураций и "целостнообразующие" свойства этих форм.
  • Стремление воспроизводить образовательную практику в понятийно-терминологической системе.
  • Понимание гуманистических и мировоззренческих задач и прочее.

Формирование культуры

Когда учителем познаются методология и методы педагогических исследований, его мышление начинает опираться на их принципы. В этом отношении он начинает мыслить "принципиально". Методология педагогического исследования предполагает надситуативную активность мышления. На частном уровне особое значение приобретают освоение принципов и целостности образования, общественной политики, единого подхода, расширение общего образовательного субъекта и первостепенности воспитательных целей в учебном процессе.

Системный анализ – это методология решения инновационных проблем, основанная на концепции систем.

В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив для выбора одной, подлежащей реализации. Чтобы достичь конечного результата, необходимо дать количественную оценку качественности альтернатив. Достичь этого можно, если учтены все элементы – альтернативы и даны правильные оценки каждому элементу. Отсюда возникает необходимость объединения всех элементов, связанных с данной проблемой, в систему, которая решает проблему.

Система обладает наряду с перечисленными выше общими свойствами рядом характерных черт, включающих:

  • единство системы, наличие у нее общей цели, общего назначения;
  • интеграционный характер системы, характеризующийся большим числом выполняемых функций, входов и выходов;
  • сложность поведения системы, т.е. при наличии переплетающихся и перекрывающихся взаимосвязей между переменными изменение одной переменной влечет изменение других;
  • нерегулярное во времени поступление внешних воздействий;
  • наличие в большинстве случаев состязательных, конкурирующих сторон.

Система определяется заданием системных объектов. Системные объекты – это вход, выход, процесс, обратная связь и ограничение.

Входом называется объект, который изменяется при протекании данного процесса. Вход может принимать такие формы, как: а) последовательно связанный с данными; б) результат предшествующего процесса, беспорядочно связанный с данными; в) результат процесса данной системы, который вновь вводится в нее.

Выходом называется объект (результат) или конечное состояние процесса. Иными словами, выход – это цель, для достижения которой системные объекты, свойства и связи соединены вместе.

Процессом называется преобразование входа в выход (свойство данного процесса). Между входом одного процесса и выходом другого существует связь . Выделить системы – значит выявить все процессы, образующие данный выход.

Обратная связь – это функция подсистемы, сравнивающей выход с критерием (с целью управления процессом).

Как было отмечено выше, любая система состоит из подсистем и, в свою очередь, является подсистемой некоторой системы. Граница системы определяется совокупностью входов от внешней среды. Внешняя (окружающая) среда – это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Проблема – это ситуация, требующая разрешения. Выявление проблемных ситуаций – это и есть проблема принятия решений. Принятие решения должно завершиться конкретными результатами и разбивается на ряд обязательных этапов: определение цели исследования и критерия ее достижения; формулировка конкретных задач; выбор способов, приемов, методов и средств для решения поставленных задач. Так, процесс рационального решения проблем можно представить в виде схемы (рис. 5.13).

Рис. 5.13.

Вместе с тем показанные на схеме этапы проведения системного анализа носят абстрактный, общий характер. Более углубленная последовательность работ по поиску рационального решения проблем представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Поиск рационального решения проблем

Научные инструменты системного анализа

I. Анализ проблемы

  • 1. Обнаружение проблемы.
  • 2. Точное формулирование проблемы.
  • 3. Анализ логической структуры проблемы.
  • 4. Анализ развития проблемы (в прошлом и будущем).
  • 5. Определение внешних связей проблемы (с другими проблемами).
  • 6. Выявление принципиальной разрешимости и проблемы

Методы: "сценариев", диагностический, "дерева целей", экономического анализа

II. Определение системы

  • 1. Спецификация задачи.
  • 2. Определение позиции наблюдателя.
  • 3. Определение объекта.
  • 4. Выделение элементов (определение границ разбиения системы).
  • 5. Определение подсистем.
  • 6. Определение среды

Методы: матричные, кибернетические модели

III. Анализ структуры системы

  • 1. Определение уровней иерархии (в БС).
  • 2. Определение аспектов и языков (в СС).
  • 3. Определение процессов функций (в ДС).
  • 4. Определение и спецификация процессов управления и каналов информации (в УС).
  • 5. Спецификация подсистем.
  • 6. Спецификация процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых)

Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели

IV. Формулирование общей цели и критерия системы

  • 1. Определение целей, требований надсистемы.
  • 2. Определение целей и ограничений среды.
  • 3. Формулирование общей цели.
  • 4. Определение критерия.
  • 5. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам.
  • 6. Композиция общего критерия из критериев подсистем

Методы: экспертных оценок (метод Дельфи), "дерева целей", экономического анализа, морфологический, кибернетические модели, нормативные операционные

V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах

  • 1. Формулирование целей – верхнего ранга.
  • 2. Формулирование целей – текущих процессов.
  • 3. Формулирование целей – эффективности.
  • 4. Формулирование целей – развития.
  • 5. Формулирование внешних целей и ограничений.
  • 6. Выявление потребностей в ресурсах и процессах

Методы: "дерева целей", сетевые, описательные модели, моделирования

VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей

  • 1. Оценка существующих технологий и мощностей.
  • 2. Оценка современного состояния ресурсов.
  • 3. Оценка реализуемых и запланированных проектов.
  • 4. Оценка возможностей взаимодействия с другими системами.
  • 5. Оценка социальных факторов.
  • 6. Композиция целей

Методы: экспертных оценок (метод Дельфи)

VII. Прогноз и анализ будущих условий

  • 1. Анализ устойчивых тенденций развития системы.
  • 2. Прогноз развития и изменения среды.
  • 3. Предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы.
  • 4. Анализ ресурсов будущего.
  • 5. Комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
  • 6. Анализ возможных сдвигов целей и критериев

Методы: "сценариев", экспертных оценок (метод Дельфи), "дерева целей", сетевые, экономического анализа, статистический, описательные модели

VIII. Оценка целей и средств

  • 1. Вычисление оценок по критерию.
  • 2. Оценка взаимозависимости целей.
  • 3. Оценка относительной важности целей.
  • 4. Оценка дефицитности и стоимости ресурсов.
  • 5. Оценка влияния внешних факторов.
  • 6. Вычисление комплексных расчетных оценок

Методы: экспертных оценок (метод Дельфи), экономического анализа, морфологический метод

IX. Отбор вариантов

  • 1. Анализ целей на совместимость и входимость.
  • 2. Проверка целей на полноту.
  • 3. Отсечение избыточных целей.
  • 4. Планирование вариантов достижения отдельных целей.

Методы: "дерева целей", матричные, экономического анализа, морфологический

  • 5. Оценка и сравнение вариантов.
  • 6. Совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов

X. Диагноз существующей системы

  • 1. Моделирование технологического и экономического процессов.
  • 2. Расчет потенциальной и фактической мощностей.
  • 3. Анализ потерь мощности.
  • 4. Выявление недостатков организации производства и управления.
  • 5. Выявление и анализ мероприятий по совершенствованию организации

Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели

XI. Построение комплексной программы развития

  • 1. Формулирование мероприятий, проектов и программ.
  • 2. Определение очередности целей и мероприятий по их достижению.
  • 3. Распределение сфер деятельности.
  • 4. Распределение сфер компетенции.
  • 5. Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений но ресурсам во времени.
  • 6. Распределение по ответственным организациям, руководителям и исполнителям

Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели

XII. Проектирование организации для достижения целей

  • 1. Назначение целей организации.
  • 2. Формулирование функций организации.
  • 3. Проектирование организационной структуры.
  • 4. Проектирование информационных механизмов.
  • 5. Проектирование режимов работы.
  • 6. Проектирование механизмов материального и морального стимулирования

Методы: диагностические, "дерева целей", матричные, сетевые методы, кибернетические модели

Примечание. Неформальные методы: метод "сценариев", метод экспертных оценок (метод Дельфи), диагностические методы. Графические методы: метод "дерева целей", матричные методы, сетевые методы. Количественные методы: методы экономического анализа, морфологические методы, статистические методы. Методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

Отметим следующие аспекты.

1. Формулирование и описание проблемной ситуации – это исходный пункт исследования. Выявление проблемы, правильное и точное ее описание является первым этапом системного исследования.

Для начала необходимо определить внешние признаки проявления проблемы, ее временные параметры, источники возникновения проблемы, обусловливающие ее факторы, характер влияния проблемы на основные элементы объекта исследования, возможные исследования развития проблемной ситуации.

В качестве инструмента исследования можно использовать анализ логической структуры проблемы, изучить ее в ретроспективном аспекте, оценить возможные пути развития в будущем и во взаимосвязи с другими проблемами.

При анализе сложных проблем используют приемы декомпозиции, матрицы системных характеристик, модели типа "черного ящика" и др.

2. На этапе определения системы осуществляется постановка задач, которые необходимо решить для получения конечных результатов; устанавливается состав элементов, входящих в систему, определяя тем самым объект исследования.

Позиция наблюдателя определяет критерий решения проблемы. Результатом второго этапа решения проблемы является разработка научной модели исследования объекта-системы.

С этой целью могут быть использованы матричные, кибернетические, информационные, синергетические имитационные и другие модели.

3. На этапе анализа структуры системы определяются уровни иерархии объекта-системы, выделяются все элементы (подсистемы), устанавливаются их связи и отношения.

Затем проводится структурно-функциональный анализ объекта исследования, дается графическое описание процесса функционирования элементов системы, определяются их специфика и информационные связи с внешней средой на основе разработки структуры целей и др. В качестве инструмента для исследования используются методы логических построений, диагностики, синтеза. Анализ проводится на основе построения графических, матричных, сетевых, морфологических, кибернетических и синергетических моделей.

Результатом выполнения данного этапа работ является построение структурно-функциональной модели объекта-системы.

4. Формулирование общей цели, определение критерия системы, целей и ограничений внешней среды, декомпозиция целей и критериев подсистем представляют собой сложную логическую процедуру в рамках понятий общей теории систем.

На данном этапе исследования используются методы: экспертных оценок, сетевых структур целей, оптимизационных, игровых, имитационных моделей и др.

Результатом анализа на этом этапе является описание условий исследования объекта исследования как системы, установление критерия целенаправленного развития и состава ресурсного обеспечения полного жизненного цикла, а также определение принципов декомпозиции целей системы и условий сохранения ее целостности.

5. Увязка цели со средствами ее реализации осуществляется путем декомпозиции целей и их формулирования, определения текущих процессов, эффективности функционирования подсистем каждого уровня, устойчивого динамического развития, внешних условий и ограничений.

Этот этап является центральным в системном анализе. В результате его выполнения необходимо увязать цели со средствами их достижения как внутри системы, так и вне ее.

Для этого используются методы "дерево целей", моделирования состояния системы, сетевые, описательные модели и др.

  • 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей осуществляются традиционным путем, начиная с анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза. При этом используются методы экспертных оценок, "дерево целей", прогнозных расчетов и др.
  • 7. Прогнозирование и анализ условий развития объекта- системы начинается с оценки влияния различных факторов как внутри системы, так и внешнего воздействия. Анализируются возможные варианты изменения целей и тенденций развития системы, состояние ресурсного обеспечения будущего развития, делаются прогноз и анализ будущих условий. Для этого используются методы "сценариев", экспертных оценок, "дерево целей", статистические, описательные модели и др.
  • 8. Оценка целей и средств их достижения – один из наиболее трудоемких этапов системного анализа, на котором разрабатывается механизм соответствия целей и их достижения, определяются критерии оценок, выбираются методы оценки. После того как критерий сформирован, т.е. найден способ сравнения альтернатив, ставятся задачи выбора и оптимизации, создается система комплексной оценки соответствия целей и средств, определяются параметры оценочного механизма.

Учитывая, что системный анализ, как правило, имеет дело с объектами, лишенными количественных оценок, в качестве методического инструментария используются методы экспортных оценок, морфологический метод и др.

9. На этапе отбора вариантов проводятся сопоставление целей и средств, их оптимизация – отсечение тех целей, которые признаны малозначимыми или не имеющими средств для достижения конечного результата. Цели уточняются, корректируются, исходя из условия функционирования объекта-системы.

Для того чтобы имелась возможность сравнить альтернативы, необходимо выработать критерий предпочтения.

В процессе анализа применяются методы моделирования, "дерево целей", матричные и др.

10. Диагностический анализ существующего объекта-системы направлен на выявление адаптационных условий для новой системы.

Делается также расчет потенциальных возможностей ресурсного обеспечения, прогнозируется изменение проблемной ситуации.

На последующих этапах осуществляется построение комплексной программы (плана мероприятий) по реализации результатов исследования, проектируются условия их применения.

Таким образом, подход к решению проблем предполагает последовательное выполнение следующих работ.

  • 1. Анализ проблемы (постановка проблемы): определение существа проблемы, точное ее формулирование, анализ логической структуры проблемы, анализ развития проблемы (оценка прошлого состояния и прогноз), выделение внешних связей, оценка принципиальной разрешимости проблемы.
  • 2. Определение, конструирование системы: определение целей и задач, формулировка позиции наблюдателя, определение системных объектов, выделение подсистем, определение внешней среды.
  • 3. Анализ структуры системы: определение уровней иерархии, аспектов рассмотрения, процессов, определение спецификации подсистем, процессов и функций.
  • 4. Формулирование общей цели и критерия системы: определение целей систем высшего порядка, целей и ограничений внешней среды, формулирование общей цели, определение критерия, декомпозиция целей и критериев подсистем.
  • 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах: формулирование целей верхнего уровня, целей текущих процессов и целей развития.
  • 6. Оценка ресурсов: оценка существующих технологий и мощностей, существующего состояния ресурсов, взаимодействия с другими системами, социальных факторов.
  • 7. Прогноз и анализ будущих условий: анализ устойчивых тенденций развития проблемы, прогноз развития и изменения среды, прогноз появления новых факторов, оказывающих влияние на систему; анализ ресурсов будущего, анализ возможных сдвигов целей и критериев.
  • 8. Оценка целей и средств: вычисление оценок по критерию, оценка взаимозависимости целей, оценка относительности важности целей.
  • 9. Формирование альтернатив решения проблемы и отбор вариантов: оценка альтернатив по критерию, сравнение и отбор вариантов.
  • 10. Построение комплексной программы решения: формулировка мероприятий проектов и программ, определение очередности целей и мероприятий по их достижению, распределение сфер деятельности, распределение сфер компетентности, разработка плана мероприятий в условиях ограничений по ресурсам и времени, распределение ответственности но организациям, руководителям и исполнителям.
  • 11. Проектирование организации для достижения цели: назначение цели организации, назначение функций организации, проектирование организационной структуры, информационных потоков, режимов работы, материальных и моральных стимулов.

Указанный перечень работ носит примерный характер. В каждом конкретном случае решения проблем разрабатывается план исследования исходя из содержания поставленной задачи.

  • Проблема – это разновидность вопроса (непарадигмальной ситуации), имеющего конкретно поставленную цель, но пути достижения цели пока неизвестны. Задача – это такая разновидность вопроса, для решения которого известны пути достижения цели.

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний