Моральные знания и практическое поведение. Моральные знания и практическое поведение личности

Главная / М. Е. Салтыков-Щедрин

Целостность личности и ее поведение

Личность развивается и проявляется всегда целостно, а не по частям. В ее психике нет сфер и функций, которые бы существовали сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток ее поведения, регулируемого мотивацией и другими свойствами личности. Они всегда личностно окрашенные, личностно определяемые, личностно санкционированные проявления. Отношения, решения, выборы, поступки, действия - продукт не отдельных качеств, а целостной психологии личности, где проявления тех или иных качеств - фрагмент целого. Ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законопослушность и другие качества - не изолированные, расположенные рядышком, а личность - не простая сумма какого-то перечня их. Поэтому:

Нельзя понять психологию личности, лишь определив у нее некоторое количество особенностей, не проникнув в ее целостный внутренний мир;

Изучая и оценивая личность, следует обязательно изучать и оценивать все сферы личности и их взаимодействие. Недопустимо делать заключения и давать оценки (например, о профессиональной пригодности, уровне развития, причинах учебной успеваемости) на основе изучения только (или преимущественно) одной сферы или некоторого бессистемного количества качеств;

Интегрально оценивая совокупность выявленных особенностей личности, следует отдавать предпочтение оценке сфер направленности и операциональной, особенно первой;

Занимаясь вопросами развития (саморазвития) личности, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, преодоления отставания в развитии и имеющихся недостатков, необходимо совершенствовать все сферы личности, отдавая приоритет первой и второй. Стоит помнить, что с возрастом свойства и качества личности, уже как-то развитые предшествующими годами жизни, меняются медленнее, труднее. Наиболее податливы качества операциональной сферы, труднее - относящиеся к сфере направленности, очень трудно - относящиеся к психофизиологической;

Оценивая какую-то психологическую особенность личности или стремясь ее изменить (например, безволие, отсутствие интереса к овладению профессией, невыдержанность), следует обязательно понять, к какой из сфер она относится, что доминирует над ней, с чем она взаимодействует, и системно решать проблему. Невозможно развивать личность по частям, например, сначала сформировав дисциплинированность, потом память, потом человечность и т.п. Никакого успеха не достигнуть, если пытаться изолированно развивать какое-то качество, например, добросовестность. Сколько бы ни придумывать мер, прицельно рассчитанных на это, ничего не получится, если не затронуть и не изменить одновременно переплетенные с этим стремление к повышению своего профессионализма, понимание значимости глубокого и прочного усвоения содержания образования для будущих успехов в жизни, проявление самокритичности и требовательности к себе, упорства и трудолюбия и др. Личность поднимается на новый, более высокий уровень своего развития как бы «общим внутренним фронтом». Изучая и оценивая личность, важно определять динамику: что, в каком направлении и как в ней меняется, каковы перспективы и возможности дальнейших изменений.



Личность, поведение и внешние условия

Значение свойств и качеств личности в ее поведении огромно, однако нельзя понимать имеющиеся тут зависимости механистически, однозначно. Мнение, что поступки и действия всегда и однозначно определяются ими, такая же крайность, как и противоположное: «поведение целиком определяется обстоятельствами». В действительности, свойства и качества обусловливают определенный, типичный для данной личности характер поведения и действий в разных ситуациях, которые вместе с тем в большей или меньшей степени имеют и элемент ситуативности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева* положила начало преодолению одностороннего представления о деятельности, как детерминированной только личностно, и о личности, как закрытой системе, психология которой детерминирована только изнутри. Б.Ф. Ломовым была справедливо отмечена недопустимость психологического понимания личности и ее деятельности вне движения в системе социально-психологических влияний**. А.В. Петровским была показана созерцательная односторонность рассмотрения окружения только как поля приложения ее сил, не оказывающего, якобы, на нее обратного влияния***.

* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

** Ломов Б.Ф. О путях развития психологии// Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 31 - 43; Личность в системе общественных отношений// Психологический журнал. - 1981. - №1. - С. 3-17.

*** Петровский А.В. Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании// Вестник Московского университета. (Психология. Серия XIV). - 1978. - №4. - С. 3-9; Личность в психологии с позиций системного похода// Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 57-66.

Фундаментальная психологическая закономерность такова: внутренние причины действуют через внешние условия (рис. 4.4).

Один и тот же человек в разных ситуациях может действовать не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его свойств и качеств. В поступках и действиях человека интегрируются одновременно действующие силы: его свойств и качеств, активности, с которой он «вошел» в ситуацию (осуществляемой деятельности, психического состояния), и реакции на ее особенности (понимания, изменения психического состояния, сделанного ситуативного выбора: продолжать действия, скорректировать их, прекратить, действовать ситуативно). Такая сложная детерминация нередко объясняет неадекватные поступки и реакции, по содержанию и силе выглядящие не характерными для данной личности и неожиданными. Таким образом, верна не простая и, казалось бы, очевидная формула «личность - поведение», а более сложная«личность - деятельность - ситуация (условия) - поведение».

И об условиях. Нельзя психологически понимать их как независимые от активности личности, как некую ширму, которая окружает ее. Во-первых, человек сам выбирает условия. Он, например, может войти в компанию любителей выпивать спиртное, а может избрать иную, может расхаживать ночью один по улицам, а может сидеть дома. Во-вторых, своим поведением он сам создает себе условия. Скажем, два студента, обучающиеся в одной и той же учебной группе, вроде бы, находятся в одинаковых условиях, но это не так. Для добросовестного, хорошо успевающего студента эти условия психологически комфортны (он доволен, его хвалят, поощряют, ставят в пример, к нему обращаются товарищи за консультациями и помощью и т.п.), а для двоечника, нарушителя учебной и бытовой дисциплины они, напротив, дискомфортны (ему внушают, его критикуют, предупреждают, обсуждают, он не пользуется авторитетом и пр.). В-третьих, личность может не мириться с условиями, а создавать для себя более благоприятные.

Таким образом, актуальная психология личности в конкретных ситуациях, ее цели, мотивы, мысли, отношения, действия и прочее не абсолютно статичны. Она - продукт не только 1) прошлого, но и 2) актуального настоящего и даже 3) предвосхищаемого будущего (ожидаемые личностью изменения ее жизнедеятельности). Оставаясь в основном сама собой, психология человека вместе с тем и не совсем та в каждый данный отрезок времени. Это надо знать при анализе поступков человека, а также при выработке воздействий на него, используя влияние фактора условий.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?

Назовите основные психологические сферы личности и дайте их системную характеристику.

Нарисуйте на листе бумаги схему основных (базовых) свойств личности, а также компонентов каждого их них.

В чем психологические различия индивидуальности личности и индивидуализма?

Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?

Дайте психологическую характеристику влияния внешних условий и собственной активности человека в его психологическом становлении как личности.

Каковы возможности развития и саморазвития личности в любом возрасте?

Прокомментируйте формулу одной из важнейших психологических закономерностей: внутренние причины действуют через внешние условия.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988.

Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М., 1996.

Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. - М., 2000.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1987.

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

Мерлин B.C. Психология индивидуальности - М., Воронеж, 1996.

Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. - М., 1999.

Организация и эффективность правового воспитания. - М., 1983.

Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Собчик Л.Н. Характер и судьба. - М., 1997.

Столяренко Л Д. Основы психологии. Изд. 3-е. - Ростов н/Д., 1999.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1999.

Шадриков В.Д. Способности человека. - Воронеж, 1997.

Шадриков В.Д. Духовные способности. - СПб., 1997.

Глава 5. Проблема личности в педагогике

Моральные знания и практическое поведение личности. Посмотрим на странице 57 учебного пособия два факта и попробуем сделать вывод: как поступать человеку? От чего это зависит.. В отличие от законов нарушение норм морали не несет наказания. Что же может обеспечить их выполнение: Может превратить нормы морали в законы.? Большинство всегда право. Может в этом выход? Нарушение норм морали связано с имущественным неравенством? Попробуйте сделать это сами…

Картинка 7 из презентации «Моральный выбор - это ответственность»

Размеры: 128 х 128 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока права щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Моральный выбор - это ответственность.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1441 КБ.

Скачать презентацию

«Социализация личности» - Нередко феномен выученной беспомощности мы наблюдаем и в наши дни. Мы можем представить себе, что. 2. Сущность и особенности процесса социализации. Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Ученики. Была еще одна причина несостоятельности выдвинутой тогда цели. Помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.Д.

«Личность Чехова» - Антон Павлович Чехов. Семья Чеховых. родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. Лавка отца Чехова в Таганроге. Дом в Москве. Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Дом, где родился Антон Чехов. Таганрог.

«Структура личности» - 4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Р. Кэттел. К.Г. Юнг (1875-1961). «Биологическое и социальное в структуре личности». Блок направленности. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.

«Личность учителя» - Учитель умеет передавать знания и формировать умения наилучшим образом. Личность педагога в современной школе. Позиции эффективного учителя. Эффективный учитель всегда начинает урок вовремя. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса. Учитель всегда настроен на успех своих учеников.

«Понятие личности» - Задание «Разбери по буквам». Личность человека более таинственна, чем мир. Работа по группам. Индивидуальность отстаивают». Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред.

«Личность Сталина» - Юность. В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879. Иосиф Сталин родился в грузинской семье в городе Гори Тифлисской губернии. Детство. Сталин, Ленин и Калинин (1919). Ольга КУЧКИНА. Певицы Вера Давыдова (1) и Наталия Шпиллер (2), балерина Ольга Лепешинская (3).

Моральный выбор. С моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного поведения. Однако не станете же вы всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У люден верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло - это грех, говорят они. Справедливо.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

...Это любой виз безвозмездной деятельности, в которой люди сами решают сколько времени могут посвятит общественной деятельности. Эта работа направлена на

пользу людей, как отдельных личностей, так и социальных групп, не являющимися близкими родственниками, а также деятельности, на, направленной на защиту окр.среды. Желательно составить чёткий договор между человеком, желающим выполнять работу и организацией, основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей гражданина и потребностей.Часто целые семьи участвуют, например, в оказании помощи семьям детей-нинвалидов
Как называется безвозмездная работа, о которой идет речь?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА((политическая организация данной страны,включающая определенный тип режима власти а)государство б)страна в)сообщесетво

г)общество ______________________________ ____________________________ Что из перечисленного относится к духовной сфере общества а)метро б) музей в)городская дума г)фабрика___________________________________ __________ общественная сфера,охватывающая производство всего необходимого для жизни людей а)экономическая б) политическая в)социальная г)духовная _________ природная ресурсы,используемые в современном хозяйстве а) органичны б)неисчерпаемы в)постоянно возрастают ________________________________к малым социальным группам относятся а)горожане б)нищие в)семья г)молодежь _________________________________государство,власть в котором находятся у царя и передается по наследству,называется а)монархия б)республика в)демократия г)тирания

Читайте также





1.Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
4. Почему становление нравственных качеств человека нeвозможно без самовоспитания?
5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем Ayxoвнoгo мира личности?
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чем их различие?
8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию

Слайд 2

План урока

  • Моральный выбор;
  • Свобода это ответственность;
  • Моральные знания и практическое поведение личности;
  • Критический анализ собственных помыслов и поступков.
  • Слайд 3

    Проблема

    • Человек как существо социальное и разумное свое поведение выбирает сам.
    • Поведение животных подчиняется естественным законом они действуют по программе и не ведают о добре и зле.
    • Что такое наш выбор?
    • Что происходит, когда мы делаем
    • Неправильный выбор?
  • Слайд 4

    Термины и определения

    Моральный выбор, свобода, ответственность, моральные знания, практическое поведение личности. Помыслы и поступки, свобода выбора.

    Слайд 5

    Моральный выбор

    • Моральные нормы дают нам образцы правильного поведения, но всегда ли их человек выполняет?
    • Человек может быть добрым и злым..подлым и жестким. Люди верующие знают слово «грех» это любое зло против морали
    • Так почему человек в одних случаях поступает грешно, а в других морально?
    • Свобода выбора.
    • Свобода - это состояние духа.
    • Состояние выбора - творение самого себя
    • Моральный выбор - это когда человек не только выбирает но и действует в соответствии со своим выбором.
    • Суди человека не по словам a по его делам.
  • Слайд 6

    Свобода это ответственность​

    • Поступки.
    • Все поступки имеют последствия.
    • Притча о дровосеке.
    • Быть ответственным - это предвидеть последствия наших поступков. Существует моральная ответственность, ответственность перед собственной совестью.
    • Свобода это возможность действовать по своему усмотрению, но почему в народе говорят так: Дай сердцу волю - заведет в неволю.
  • Слайд 7

    Моральные знания и практическое поведение личности

    В отличие от законов нарушение норм морали не несет наказания. Что же может обеспечить их выполнение:

    • Может превратить нормы морали в законы.?
    • Большинство всегда право. Может в этом выход?
    • Нарушение норм морали связано с имущественным неравенством?
    • Посмотрим на странице 57 учебного пособия 2 факта и попробуем сделать вывод: как поступать человеку? От чего это зависит..
    • Попробуйте сделать это сами.
  • Слайд 8

    Критический анализ собственных помыслов и поступков

    Вы посмотрите сколько человечество придумало способов соблюдения нравственности: общественное мнение, страх перед богом.
    Гарантии соблюдения морали в самом человеке:

    • В свободе его выбора.
    • Проблема самооценки и оценки.
    • Человек лишь то, что он сам из себя делает.
    • Быть или казаться.
    • Отношение окружающих зависит от наших поступков.
    • Процесс морального совершенствования является бесконечным.
    • Моральное совершенствование целиком зависит от тебя, от количества добра которое ты несешь людям.
    • Итак можем ли мы ответить на вопросы поставленные в начале урока.
    • Что такое наш выбор?
    • Почему мы выбираем именно так?
    • Что происходит, когда мы делаем неправильный выбор?
  • Слайд 9

    Вопросы и задания

    • Как вы понимаете слова христа о том, что не хлебом единым жив человек.
    • «даже в том случае, если я ничего не выби раю, я тем самым все-таки выбираю.
    • Мораль начинается там, где кончаются разговоры.
    • Вопросы « в классе и дома» на стр 59 можно отвечать в он-лайн режиме в блоге «мир и мы» , где будет размещена флеш-презентация урока.
  • Слайд 10

    Литература

    Обществознание: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений \ Л.Н. Боголюбов и др. М. Просвещение, 2010.

    Посмотреть все слайды



  • © 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний