Воображение в жизни человека примеры. Волшебный мир воображения

Главная / Н. В. Гоголь

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?

Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике . Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.

Понятие воображения

Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.

Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив . Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.

Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели .

Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания , так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.

Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения . Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.

Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов , это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).


Значение воображения в жизни человека

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

  • общаться с другими людьми
  • визуализировать цели
  • применять свое природное творческое начало
  • совершать открытия
  • придумывать новое
  • находить решения сложных задач
  • познавать то, что еще неизвестно
  • представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
  • просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
  • прогнозировать события и варианты решений

И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.

Значение воображения для развития ребенка

Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.

Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.

Воображение и деятельность человека

Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.

  • любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
  • качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
  • писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
  • предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
  • спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
  • каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие

Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.

Функции воображения

1.Познавательная. Представляя то, что не доступно человеческому глазу, мы можем мысленно изучать самые сложные элементы окружающего мира: атомы, удаленные космические объекты.

2. Функция планирования . Ставя себе цели и планы, мы воображаем конечный желаемый результат. Здесь также работает антиципация — предвосхищение результатов деятельности.

3. Функция представления . Мы можем представить персонажей рассказов, книг, фильма, друг, знакомого.

4. Защитная/терапевтическая. Когда события не произошли, мы можем к ним подготовиться и проиграть хорошие и плохие моменты с помощью воображения. Или, когда событие уже произошло, благодаря воображению мы его проживаем еще раз в более легкой форме, тем самым успокаивая (или, наоборот, усиливая) эмоции и ощущения.

5. Преобразовательная . Изменение реальности, создание новых предметов, процессов, отношений.

Формы воображения

1.Пассивное . Возникает само собой, без нашей воли.

  • Сновидения — действует пассивное непроизвольное воображение.
  • Грёзы — действуют дневные защитные фантазии, пассивное произвольное воображение.
  • Галлюцинации — действуют под воздействием болезни, или под воздействием каких-либо психотропных веществ (наркотические средства или алкоголь).

2. Активное. Мы прилагаем усилия для воображения.

  • Воссоздающее воображение. Это воображение того, что в реальности человек встречал или видел, возможно, отчасти содержит новое.
  • Творческое воображение . Это воображение совершенно нового, ранее не существовавшего в опыте человека.

Воображение — это один из фундаментальных психических процессов, которые определяют в целом наше интеллектуальное развитие. Поэтому развитие воображения — один из важнейших вкладов в свой интеллект.

Самыми простыми способами развития воображения являются:

  • Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
  • Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.
  • «Воображение это все. Оно способно показать нам заранее, как будут развиваться события. Воображение важнее знания».

    Альберт Эйнштейн

    Воображение есть могучий источник истинного познания Бытия.

    О, как велика ценность удивительных таинств воображения и мечтаний!

    Постигая всё подряд, человек разрушает воображение.

    Больше пользуйтесь воображением. Это очень важно для того, чтобы ваше психическое состояние приобретало наибольшую уравновешенность.

    Умение творить красивое — очень важное качество. Ибо любые линии, которые вы наблюдаете, накладывают по-своему отпечаток в вашем внутреннем мире, хотите вы того или нет. Каждая линия несёт свою вибрацию и, естественно, воздействует на психику человека. (Последний завет.Часть7. Глава5:26)

    Я предлагаю вам возможность ускоренно менять себя. Ваше воображение будет играть очень важную роль. Не бойтесь создавать сложные ситуации внутри себя, тем более те, о которых вы знаете заранее, что они будут вызывать у вас отрицательную реакцию. Попробуйте создавать эти ситуации мягко, потихонечку, чтобы внутри вас не возникло сразу бурной отрицательной реакции. Ибо чем подробней вы начнёте вспоминать такую ситуацию, тем больше воспоминание начнёт захватывать вас, и негодование начнёт источаться из вас.

    Начинайте трогать ситуацию слегка, более размытыми образами; и как только начинает появляться отрицательная реакция — сразу ловите себя, ловите и по-матерински отогревайте то, что становится колючкой в вашем сердце.

    Превратите эту ситуацию в образ колючки, где в то же время помните саму ситуацию. Но больше сосредоточьтесь на том, что это — ледяная колючка, которая сейчас должна растаять. Её надо растопить, превратить в водичку, и она потечёт, зажурчит капельками. Учитесь разными образами с помощью своего воображения растапливать, согревать то, что приносит боль, учитесь побеждать.

    Учитесь, чтобы эта работа была постоянной, ибо экзамены вас ждут неожиданные. Они ждут вас там, где вы вовсе не готовы встретить их, и, как правило, в тот момент, когда вы наиболее слабы, когда по различным энергетическим характеристикам у вас наибольший упадок сил, когда вы болеете. И тут вас начнут ловить, создавая ситуацию, которая вас нервирует, раздражает, вызывает больные воспоминания, присущие вам. (Последний завет.Часть 7. Глава 5:34)

    Воображение развивать нужно. Создавая добрые образы, вы уже позволяете этим образам жить. Создавая добрые образы, вы можете сами от них насыщаться. Когда вы видите добрую картину, вами созданную, вы можете ощутить на душе облегчение. Это — важный момент, и бояться его ни в коем случае нельзя. (Последний завет.Часть7. Глава8:81)

    Воображение моделирование

    Так вот, сумейте правильно назвать тот порок, который внутри вас. Разберитесь в нём, найдите его особенность — не обобщённую особенность, а как можно конкретней доходите до её истока. Тогда вам легче понять, что это такое, откуда идёт неприятное ощущение. И тогда в ваших руках ваше воображение сделает всё необходимое. Вы, не выходя из дома, можете уже сделать себя предрасположенным к тому, чтобы правильно отреагировать в дальнейшем на ту же самую ситуацию.

    Ибо как только вы добьётесь положительного отклика внутри на эту ситуацию, вы можете даже не вспоминать об этой информации. В необходимую минуту вы правильно отреагируете на происходящее. Когда вы правильно выстраиваете внутренние образы, вы отреагируете правильно; и если даже неправильно, то с большим отклонением в сторону правильного будет сделан ваш шаг. Это будет ваша победа.

    Если же вы только послушаете информацию, что надо воспринимать своего ближнего хорошо, — это будет для вас непосильное. Понятное, но непосильное. Вы будете ломаться на одном и том же, вам трудно будет преодолеть эту преграду. А ведь всего лишь следовало разобраться, что именно вызывает у вас это неприятное ощущение.

    Заповедь «любите врагов своих» и многие такие простые заповеди становятся непосильными. Потому что никто не рассматривает их в корне, никто не рассматривает их детально: что именно вы не можете полюбить, что именно в своём враге вы не можете полюбить. И когда вы находите тот источник, который препятствует у вас внутри и создаёт нагромождение льдин, этот источник вы должны удалить. А удалить у вас будет возможность, когда вы правильно научитесь реагировать на эту ситуацию, и эти образы вы должны создавать своим воображением.

    Так вот, учитесь. Последнее время Я всё больше делаю ударение на ваше воображение, оно должно развиваться. Вам предстоит учиться читать книги, учиться смотреть и читать без отрицательных образов. Читать, скачать (Последний завет. Часть 7. Глава 25:60)

    Воображение Голос души

    Можно ли отличить веление души от информации, которую тебе дают? Как не перепутать чувство, от души идущее, с информацией, идущей от кого-нибудь?”

    Вот сейчас в этих словах скрыто буквальное понимание этой разницы. Чувства информацию не дают. Ваше сердце либо притягивается к чему-то, либо отталкивает, не принимает. Но оно не говорит, оно не выдаёт каких-то образов, какой-то словесной информации, какой-то речи.

    Оно только либо воспринимает, чувствует что-то дорогое, либо чувствует какую-то опасность, чувствует что-то не своё. Это главная реакция, по которой надо определять выбор.

    Он только таким бывает в голосе сердца. Если это вы пропустите, в голове начнёт появляться информация, которая, как правило, вам будет доказывать, что этот внутренний толчок не верен, что сделать надо совсем по-другому…” “Должно чувство радости возникать и какое-то подобное чувство? Значит, тогда от души идёт?” - спросил человек. “Да. Если вы испытываете такое ощущение - это правильно; если что-то не так - тут надо быть осторожным. (Последний завет.Часть8.Глава30:41)

    Воображение – реинкарнация

    Уйдёшь ты от рассмотрения этого — оно не исчезнет, оно так и останется. А раз останется, то в целом будет влиять на все остальные твои усилия. Конечно же, попробовать широко просмотреть эти обстоятельства внутри себя — это позволить себе очень активно видоизменяться.

    Ведь у каждого из вас в естественных условиях, допустим, приготовлена какая-то одна-две ситуации, вами не желаемых. С этим связанные другого рода ситуации приготовлены для другой вашей сестры; третьей другие условия созданы. Они могут внешне несколько разнообразными быть, но, в зависимости от качества той или иной женщины, от её усилий, от её внутреннего мира, созданы определённые условия для постижения её каких-то важных сторон.

    Но в естественных условиях эти упражнения расставлены на определённых расстояниях, длительности во времени, и вы за какой-то промежуток времени — десятки лет — узнаёте каких-то несколько небольших сторон, а может быть, даже и вообще одну-две. И тогда воображение ваше позволяет вам много жизней прожить. Уже одним воображением вы способны прожить много жизней.

    А в естественных условиях если вы тронете какие-то ситуации и сделаете какие-то победы, вам даёт очередную серию испытаний, опять же также растянутых по времени; потом следующие испытания, опять растянутые по времени. И, получается, определённый объём нужно постичь, который в целом позволит правильно видоизмениться, серьёзно видоизмениться. Но этот объём получается растянутым на две-три жизни.

    А вы имеете способность в себе, активизируя качества своего воображения, это всё пройти, хотя бы на уровне сознания уже научившись правильно внутренне реагировать на всё это. За краткий период времени вы очень обильно это способны в себе проявить, и это серьёзная возможность создать благоприятные условия для дальнейшего практического яркого видоизменения своего внутреннего мира.

    Потому что уровень воображения подготавливает почву, он не меняет ярко ваше существо, но очень серьёзно подготавливает вас к тому, чтобы вы изменились. И дальше какими-то обстоятельствами вы уже начнёте резко себя менять.

    Но эта предрасположенность уже к наиболее точному, более правильному шагу внутри готовится вашим воображением часто. И тем более, что-то пытаясь воскресить в голове, пробуя что-то выстроить, вы можете по тем ощущениям, которые возникают, болевым ощущениям, сразу просмотреть эти места: что это такое, с чем это может быть связано. И тут уже насколько глубоко это у вас удастся. . (Вад. Часть 9.глава 55:167-170)

    Воображение Страхи

    «А как быть со страхом? Возникает большое количество страхов, например, страх темноты. Как себя тут лучше вести? Провести для себя как бы шоковую терапию, то есть идти в эту темноту, или можно каким-то другим путём воспользоваться? Как лучше избавиться от страха?»

    Не придумывать страшных образов. Человек боится не темноты, а страшные образы, которые он придумывает в этой темноте. Но если в этот момент, посмотрев в темноту, вспомните, что вы там видели днём, у вас страх исчезнет. Надо удерживать эти правильные образы в себе в этот момент.

    Человек вообще, по сути, очень сильно наполнен разнообразными . И конечно же, соблазн додумать что-то негативное там, где он не знает, что на самом деле существует, очень большой. Поэтому будьте внимательны со своим воображением. Если вы будете подниматься ночью по лестнице и тут же представлять, как выходит какая-то рука из-под лестницы и хочет ухватить вас за ногу, вы тут же вскрикнете и начнёте бежать, хотя там никого нет. Такова сила воображения. Но вы не придумывайте этих образов».

    «Это означает, что за собой нужно внимательно наблюдать?»

    Конечно же. Надо наблюдать за каждым своим шагом. Я даже могу сказать прямо: почти все шаги, которые вы предпринимаете сейчас по жизни, неправильные. Не случайно говорилось, что в конце времён наступит период, когда человеку надо будет переродиться. Не когда к тому, что он имеет, что-то прибавится и он будет нормальный, а именно переродиться, воскреснуть из мёртвых и стать живым. Потому что жить в теле — это ещё не значит быть живым.

    Несколько поколений пройдёт, и на Земле останется единое человечество как Единая Семья. Не в одно мгновение переродитесь, но потребуется несколько поколений, всего лишь несколько. (Вад.Ч10.40:87-90)

    Человек Творец Воображение

    Земля, Вселенная — это Дом человека. И человек рождён, чтобы этот Дом заполнить и облагородить его своей любовью. И не надо ему будет куда-то возвращаться, соединяться с каким-то универсумом и так далее. Эти рассуждения совершенно неуместны. Это неверное понимание своей души, своего предначертания быть творцами.

    Произведения искусства. Воображение

    То есть ваше воображение играет эту роль. В зависимости от того, насколько вы развиты, вы можете сами себе дополнительно рисовать какие-то внутри себя картины, вдохновляя себя, радуясь дополнительно какой-то иллюзии, которую вы создали. И немножко через это вы даже отдохнули, создав ее, посмеявшись над этой иллюзией, над картинами, которые вы внутри себя создаете.

    Но на данный момент вы находитесь в состоянии, когда воображение, чувственный мир ваш, фантазия находятся настолько в закрытом состоянии, настолько в примитивном состоянии. Когда вы начинаете очень нуждаться в образах, которые способен явить тот, кто действительно имеет такие возможности явить образы, призванные вам помочь, призванные повести вас, облагородить ваш чувственный мир, дать вам почувствовать что-то особенное, через что вы начинаете испытывать дополнительное вдохновение к труду, к творчеству.

    Когда, соприкоснувшись с произведениями тех или иных мастеров, вы начинаете испытывать, что вы отдыхаете, что как будто бы что-то незримое наполняет вас, и вам становится светло, легко, снимается какая-то тяжесть психологическая, возникающая у вас к этому моменту.

    У вас возникает воспитание видения какого-то, которое до сих пор вы не имели, а тут вы удивились и обрели это видение. Вы стали по-другому смотреть на что-то, чего раньше не замечали.

    Вы испытываете именно вдохновение, когда, посмотрев что-то, соприкоснувшись с каким-то произведением искусства, испытываете сильнейшую жажду тут же бежать в свою мастерскую и начинать творить что-то прекрасное. Это очень важный момент, вдохновляющий вашу жизнь, ваши жизненные проявления. Поэтому произведения искусства играют большую роль, очень большую. (Вад.Часть12.Глава8:317-322)

    Молитва Помощь Воображение

    Надо в этом случае задавать с другой стороны вопрос: можно ли в принципе молиться за того, кто видится вами как нуждающийся в вашей помощи? Конечно же, можно. О ком угодно можно молиться. И если видите нужным, то, исполнив молитву, выразите свои добрые-добрые пожелания, пожелайте здоровья, крепости.

    Почувствуйте, представьте, как человек расцветает, как он наполняется силой. Потому что сила вашего воображения уникальна, ее надо развивать дальше.

    И очень жалко, что в обществе формируется так среда общения, когда именно у детей воображение очень велико, а дальше по мере взросления человек старается избегать этих особенностей. Оно, конечно же, начинает быстро скудеть и сводится к каким-то примитивным реалиям, окружающим человека.

    Надо учиться воображать. Это уникальное, замечательное качество, присущее именно человеку. Животное так не может действовать, а человек может. И это нельзя утрачивать. Когда вы начинаете выражать фантазии, вы можете рисовать замечательные внутренние образы, накладывая их на ближнего. Это немаловажно, тем более когда вы прежде стараетесь желать здоровья, крепости, радости. Вот это важно.

    Нельзя другие образы накладывать, допустим, чтобы ваш сын был музыкантом, если он того не хочет, и представлять его упорно музыкантом нельзя. Вот это уже будет вмешательство в его судьбу неверное, а ваша сила мысли в этом случае может здорово начать ему мешать.

    Но желать здоровья и крепости всегда можно. Всегда! Это нормальное воздействие на ближнего с вашей стороны. Тем более, когда вы любите окружающих, все больше стараетесь чувствовать их родными, вы всегда будете торопиться при любой возможности желать им здоровья. Это нормальное общение человека с человеком. (Вад.Часть13.Глава9:32-36)

    Страх Воображение

    Ведь боящийся человек характерен тем, что он постоянно присматривается к окружающему пространству в поисках, а не опасно ли вон это, вон то, а вот там что-то шевелится: «Ох, а вдруг там сейчас что-то?» А там просто травка шевелится такая хорошая, красивая, но он присматривается и уже боится, он вибрирует в страхе. Но ведь там опасности нет.

    То есть вы своим воображением, о котором мы уже говорили сегодня, можете создать очень серьезное переживание внутри себя, которое совершенно не имеет никакого отношения к реальности. Вы просто создали иллюзию и очень ее боитесь. Так зачем же вы ее создаете? Учитесь жить уверенней, и все у вас будет замечательно.

    Будьте открытыми, не пытайтесь защищаться и строить баррикады. Чем больше вы защищаетесь, тем больше вы будете уязвимы. Запомните это! Поэтому не учитесь защищаться. Чем более будете открытыми, тем сложнее вам будет навредить. (Вад.Часть13.Глава9:127-129)

    Форум Последний Завет (скачать программу Цитата из Библии 4.0)

    posledniizavet.forum24.ru/?1-13-0-00000007-000-0-0-1426872099

    Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

    Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

    Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

    С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

    В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

    Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

    Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

    Виды воображения

    По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

    По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

    По характеру образов – абстрактное и конкретное

    По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

    Виды воображения:

    - активное - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

    - пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

    Пассивное воображение бывает:

    - непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

    - произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Функции воображения.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

    Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

    - представление действительности в образах;

    - регулирование эмоциональных состояний;

    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

    - формирование внутреннего плана действий;

    - планирование и программирование деятельности;

    - управление психофизиологическим состоянием организма.

    Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

    Воображение тесно связано с мышлением:

    Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

    Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

    Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

    В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

    В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

    Основное назначение фантазии - представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

    Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

    Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

    Развитие воображения

    Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

    Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

    Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

    Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

    - активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

    Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

    Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

    - агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

    - акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

    - гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

    - схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

    - типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

    Активное подключению чувств и эмоций.

    Воображение и творчество.

    Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

    Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

    Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

    Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

    Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

    Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

    Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

    Воображение в психологии

    Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

    Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

    Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

    Функции воображения

    Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

    Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

    • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
    • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
    • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
    • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
    • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
    • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

    Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

    Основные пути создания образов

    Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

    1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
    2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
    3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

    Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

    Активное воображение

    Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

    Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

    Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

    Пассивное воображение

    Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

    Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

    Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

    • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
    • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

    Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

    Роль воображения в жизни человека

    Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

    Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

    Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

    Развитие воображения

    Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

    1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
    2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
    3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
    4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

    Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

    То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

    Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

    Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

    Исцеление с помощью воображения

    Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

    Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

    Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

    Уровень воображения у разных людей

    Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

    Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

    У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

    Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

    Виды воображения:

    Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

    Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

    Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

      Состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

      С остоит в регулировании эмоциональных состояний . При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

      Связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

      Состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

      Состоит в планировании и программирование деятельности , составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

    Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может - «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

    26. Виды воображения:

    Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

    Функции воображения:

    1. Представление действительности в образах , что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.

    2. Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.

    3 . Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).

    4. Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).

    5. Основа для творчеств а – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)

    6. Создание образов , соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).

    7. Продуцирование образов , которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

    Воображение может быть четырех основных видов:

    Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности и духовные ценности. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

    Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

    Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности.

    Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

    Другие виды воображения:

    Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

    Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

    Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний