"язык есть исповедь народа, его душа и быт родной". Древнеславянская азбука или послание современному человечеству Быт родной

Главная / Александр Островский

Эссе «Деловая игра.Успех моей будущей профессии»

Мелькаева Кристина

Эссе: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной»

Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «видати» – знать, иметь. От него и возникло слово «поведать» – сообщить, рассказать. И вот исповедь – откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении и употребил это слово в сочетании «исповеди народа» Петр Андреевич Вяземский. Он хотел подчеркнуть, что язык открывает все тайники, отражает все, что было в жизни народа…

Действительно, в языке народ сохраняет и через язык передает не только факты истории, но и характер, систему нравственных ценностей. А это и есть то, что называется менталитетом. Принадлежность человека к определенной культуре определяет его менталитет. Менталитет с наибольшей полнотой проявляется в словаре, в лексиконе. В “Энциклопедическом словаре культуры” дано определение: “Ментальность - глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, доминирующий в толще общества…”

« Каждое слово – «живой свидетель» истории. Все стороны жизни народа отражаются - и выражаются! - в языке», - эти слова принадлежат известному русскому публицисту К. Д. Ушинскому. Действительно, язык – необходимое условие существование человека и нации, универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал, газету и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку, поэтому можно смело утверждать, что язык есть исповедь народа.

Примером является библейская легенда о Вавилонской башне, смысл которой в том, что потеря единого языка не дала людям осуществить их общий замысел. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.

История языка неотделима от истории народа; он, как зеркало, отражает все этапы развития общества. С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом, осуществляется связь предков и потомков.

Язык является важнейшим средством передачи и хранения информации. Он дает нам возможность мыслить, строить предложения, выводить суждения. Невозможно мыслить без слов, то есть не молча, а в прямом смысле – без участия знакомых средств. Но язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека. Они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная разработка предназначена для учащихся 5-6 классов.

Цель: познакомить учащихся с праздником – международный день языка, приобщить к изучению русского языка, его особенностей и многообразия.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес учащихся по отношению к русскому языку;
  • формировать бережное, осознанное отношение к родному языку и другим языкам мира;
  • развивать нравственные качества личности;
  • развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • воспитывать патриотическое отношение к языку и своей Родине.

Оформление:

  • Стенгазета «Русский язык – это максимально интересно»
  • Высказывания о языке
  • Красочное оформление кабинета
  • Музыка

Формы организации внеурочной деятельности : групповая форма. (Ученики 5-6 классов рассаживаются по местам, согласно номерам, которые получили при входе в кабинет, и получается разделение на 3 команды)

Ход мероприятия

Ведущий 1 : Добрый день, друзья! Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается . Ему всего лишь 18 лет. Этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не сможет прожить без воды, так и человек не сможет существовать без языка. С помощью языка мы думаем, передаем свои мысли и чувства, проявляем свое творчество.

Ведущий 2 : В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них служит человеку, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и беречь. Обратимся к тому, как называется наше мероприятие. Как вы его понимаете? (ответы учеников)

Ведущий 1 : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и, конечно,язык. Это все отличает один народ от другого. Именно это заставляет гордиться принадлежностью к тому или иному языку. А в языке передаются особенности образа жизни самого народа. Поэтому многие из них, даже самые малые, стараются всеми средствами и силами оберегать свой язык, свою гордость.

Ведущий 2 : Сегодня мы с вами, ребята, окунемся в сокровищницы нашего языка, посмотрим, насколько русский язык интересен, удивителен и уникален по своему составу, форме, разнообразию.

Ведущий 1 : Начинаем мы с вами мероприятие с высказываний о русском языке, без которых невозможно обойтись: сегодня отмечается Международный день родного языка . На ваших столах лежат высказывания о русском языке. Ваша задача – подготовить выразительное чтение высказываний, объяснить, что они обозначают. (приложение)

Ведущий 2 : Замечательно, что начали мероприятие с разговора о роли русского языка и о его значимости. Не забывайте об этом, берегите наш язык, выражайте свои мысли красиво и обдуманно.

Ведущий 1 : Итак, мероприятие продолжается конкурсом «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ».

Не только у людей, но и у слов есть свои рекорды, если подходить к словарному составу языка с количественной точки зрения. Сейчас мы обратимся к ним.

Ведущий 2 : Каждая команда получает интересные вопросы, ответы на которые потребуют смекалки и сообразительности.

Назовите слово, в котором подряд идет три буквы «е». (длинношеее)

Назовите слово с семью буквами «о», идущими не подряд. (толково – словообразовательный)

Назовите слова с шестью буквами «е», идущими не подряд. (перераспределение)

Найдите два слова с четырьмя гласными, идущими друг за другом. (радиоаудитория)

Найдите слова с тремя мягкими знаками. (обольстительность)

Какое самое длинное трехсложное русское слово? (нравственность)

Ведущий 1 : Задание оказалось непростое, но удивительно познавательное, и вы постарались с ним справиться. Переходим к следующему конкурсу-конкурс «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» .

Русский язык несметно богат с точки зрения фольклора пословицами и поговорками. Это и известные нам «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Вам нужно, ребята, завершить пословицу или поговорку, при этом некоторые, наверное, будут неизвестны вам. Ваша задача – логически поразмыслить и назвать правильное завершение пословицы.

Ведущий 2 : Перед вами карточки с заданиями, постарайтесь справиться с ними.

1 команда:

За чужой щекой … (зуб болит)

Еду – не свищу, а наеду… (не спущу)

Чужим умом не … (построишь дом)

Всякому овощу… (свое время)

Грибы ищут – по … (по лесу рыщут)

2 команда:

Не тужи о ржи, только... (мешок держи)

Дело верши, да не … (не спеши)

С книгой жить – век … (не тужить)

Правда глаза колет, правда… (уши дерет)

Щенок лает – от … (от больших слышит)

3 команда:

Май весну венчает, лето … (встречает)

Язык мал, а великим человеком… (ворочает)

Умную голову… (замечают смолоду)

Тесто насыщает, а место… (просвещает)

Горьким лечат, а сладким… (калечат)

Ведущий 1 : Молодцы! Справились и с этим заданием. Переходим к следующему конкурсу – «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА - СИНОНИМЫ» .

Ведущий 2 : Какое великое множество синонимов мы можем подобрать к словам нашего языка. Возьмем слово «шагать», которое можно употребить как идти, плестись, ступить, переступать. Общий смысл фразы не изменится: изменится лишь ее оттенок звучания, но в то же время мы овладеваем лексическим богатством нашего языка.

Ведущий 1 : Ребята, вам нужно подобрать синонимы к словам первого столбика таблицы, зная, сколько букв содержится в искомом слове.

Слово

Количество букв

Ответ

Сражение

Внешность

Противник

Нелепица

Доблесть

Себялюбие

Гардероб

Раздевалка

Интеллектуал

Нравственность

Антитеза

Противоположение

Ведущий 2: Убедились в том, что русский язык – один из самых богатых языков мира? Его богатство состоит не только из синонимов, но и фразеологизмов. Наш следующий конкурс «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» .

Ведущий 1 : Дайте толкование фразеологизмам, покажите отличное владение нашим языком.

1 команда:

Блудный сын -

Наделала синица славы –

Почивать на лаврах –

Счастливая планида выпала –

2 команда:

И волки сыты, и овцы целы –

Ода ласточка не делает весны –

Рог изобилия –

Филькина грамота –

3 команда:

Яблоко раздора –

Прописная истина –

Галопом по Европам

Ахиллесова пята –

Ведущий 2 : Молодцы! Знаете, что обозначают эти фразеологизмы. Это говорит о том, что вы интересуетесь развитием нашего языка, мудрыми изречениями людей, ставшими устойчивыми. Пополняйте свой словарный запас, расширяйте кругозор, и тогда станет интереснее и радостнее учиться и жить.

Ведущий 1 : Мой коллега подбодрил вас, а сейчас переходим к загадкам. Конкурс «ЗАГАДКИ» . Сейчас будем зачитывать загадки, а вы называйте правильный ответ.

  1. Хоть на холоде лежат,
    Но от стужи не дрожат.
    Пусть ветра с водой свежи,
    Покрывают пляж …(моржи).
  2. Хвост на месте лежит,
    Голова вокруг бежит. (стрелка часов)
  3. Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где пробежит,
    Там и след лежит. (карандаш)
  4. Раз пошел я на базар
    И купил там рыжий шар.
    Не веселый – легкий, быстрый,
    А тяжелый и душистый. (апельсин)
  5. Зарплату не получаю,
    А днем и ночью поучаю. (книга)
  6. На доске он мелом пишет,
    Подсказку с задней парты слышит,
    Порой и двойку получает.
    Так кто же маму огорчает? (ученик)
  7. Он воздух очищает,
    Природу защищает. (озон)
  8. Не любитель он молчать,
    Даже может заскучать,
    Если держат за зубами.
    Кто он, догадайтесь сами. (язык)
  9. Долькой маленькою к чаю
    За столом нас угощает. (лимон)
  10. Всех за день я навещу,
    Все, что знаю, растрещу. (сорока)
  11. Скажи, что это за чудак?
    Всегда он носит черный фрак. (пингвин)
  12. Носил мальчик
    Зеленый фонтанчик,
    Стал паном –
    Обзавелся кафтаном. (помидор)

Ведущий 2 :Все молодцы, вспомнили загадки, окунулись в детство. Загадки также говорят о многообразии русского языка, его истоках, могут уходить корнями в глубокую древность.

Ведущий 1 : Теперь поиграем в переводчиков. Конкурс так и называется «ПЕРЕВОДЧИКИ ».

Ведущий 2 : Вы знаете о том, что в русском языке множество слов из других языков мира. Кроме того, вы изучаете иностранные языки, поэтому без особых затруднений сможете определить, из какого языка пришли слова в наш язык.

Ведущий 1 : Называю слова, а вы определяете язык заимствования.

Рулетка (французский язык); анатомия (немецкий язык); видеоклип (английский + латинский); креветка (французский); радио (английский); такси (французский); свитер (английский); пицца (итальянский); интерьер (французский); эволюция (французский); чипсы (английский); фристайл (английский); тостер (английский); пикап (английский).

Ведущий 2: Этот познавательный конкурс был для всех интересным, занимательным, а теперь последнее испытание на сегодняшнем мероприятии. Перед вами ватман с карандашами, фломастерами, гелевыми ручками. Нарисуйте на бумаге красивую зарисовку, посвященную сегодняшней тематике - Международный день родного языка. Не забудьте написать название мероприятия, конечно же, себя изобразите и выразите свое отношение к родному языку.

Ведущий 1 : Замечательные плакаты получились у вас, ребята. Сегодня мы посмотрели на ваши таланты, убедились еще раз в том, что праздники о родном языке нужно и надо проводить ежегодно.

Ведущий 2 : Выражаем благодарность всем, кто пришел на мероприятие, кто принял в нем участие. Завершить хочется словам поэта П.А.Вяземского (что звучали в начале):

Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.» П. А. Вяземский

Богатство русского языка трудно переоценить. Это невероятно, но все чаще в научных кругах появляются заявления о том, что первый в мире алфавит появился на Руси. Исследователи приводят убедительные доводы и археологические находки в пользу своей теории. Какой же была древняя азбука наших предков и почему постепенно правителями вводились новые языковые реформы? Давайте разберемся вместе.

В истории, которую сейчас преподают в школе, довольно скудно описывается жизнь наших предков, их культура, ценности, письменность. В основном лишь несколько параграфов книги уделяется информации о том, что на территории древней Руси проживали разрозненные племена охотников, собирателей, а то и вовсе дикарей. Поэтому принято считать, что письменность у славян появилась в период становления христианства благодаря работе Кирилла и Мефодия.


Однако, находки археологов проливают свет на запыленную веками историю и помогают увидеть причины искажения информации о славянах. Предполагается, что славяне пользовались письмом как минимум с 500 года н.э., а скорее всего и раньше. В древности наши предки использовали пиктографическое письмо, которое постепенно трансформировалась в глаголицу, затем в буквицу, которую уже в свое время в угоду церкви переделали монахи Кирилл и Мефодий. Так было положено начало реформам по упрощению славянского языка, его примитивизации и потере образности.

Уникальность буквицы.

Древнеславянская азбука - поистине уникальна среди всех известных на данный момент способов буквенной письменности, к тому же она в полной мере обладает таким признаком, как акрофоничность. Акрофония - образование новых слов из начальных букв слов словосочетаний, когда эти новые слова читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам. К примеру, акрофоническим способом построена знакомая всем фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но вернемся к буквице, которая состояла из 49 букв. В этой древней азбуке каждой букве соответствует определенное слово и образ, а некоторым еще и цифра. Буквы составлены в квадрат семь на семь, что также очень символично, если вспомнить про сакральное значение семерки у всех древних народов. Таким образом, древнеславянская азбука представляет собой закодированное послание.

«Мама мыла раму» или различие морально-нравственных ориентиров древних и современных людей.


Первая буква в древней азбуке – А, звучит как Аз, что означает исток, изначалье, т. е. то, из чего все произошло. Также Аз употреблялась в качестве местоимения «я». Б - Боги, означала высшую структуру пантеона богов славян: Сварог, Лада, Рожана, Макошь и т. д. Д - добро… Согласитесь, наши предки приписывали определенной букве довольно необычные слова-образы. Сама последовательность: Аз, Боги, Веди, Глаголи, Добро и т. д., – говорит о высоких нравственно-моральных ценностях славян, об их жизненных ориентирах. Учитывая современную ситуацию в обществе, становится понятна причина постоянных языковых реформ. Ведь с утратой духовного наследия происходит деградация общества. А таким обществом уже становится гораздо легче управлять. Есть повод задуматься, не так ли? Интересна также славянская буква Ом, напоминающая английскую W. Многие считают, что родина этого звука - восток. Оказывается, нет! Наши ученые установили, что славянский язык является одним из праязыков, который распространился по всему миру. И буква Ом (W) обозначала у славян изначальный звук, произнесенный Богом.

Послание древних славян своим потомкам.

Но вернемся к посланию. Некоторые буквы имели также цифровое значение. На табличке с азбукой можно заметить определенную цифровую последовательность: 1-9, 10-90, 100-900. Таким образом, если сформировать табличку с числами от меньшего к большему, получится три столбца по девять строк. Вот вам и Тридевятое царство в Тридевятом государстве. Далее, если заменить каждую букву на соответствующее слово и адаптировать на современный русский язык получается следующее послание:

«Я истинная речь
знаю суть слова
Говорю люди твердо:
добро мыслить призыв
есть наша значимость.
Очень дух гармоничен,
Земля она душа
и покоя предел
слияние прекрасная цель.»

А теперь возникает вопрос: «Какие же дикари, охотники и собиратели могли такое сотворить?» Если взять буквы с их смысловым значением по горизонтали, то тоже получается послание. По вертикали и диагонали - аналогично. Становится очевидно, что наши древние предки знали гораздо больше о смысле жизни, нежели современный человек. Они понимали, что человек - временен и что целью его пребывания на земле не является банальное: «построить дом, посадить дерево и родить потомство».

«Язык есть вековой труд целого поколения.» В. И. Даль

Но это еще не все. Русские ученые-физики также проявили интерес к древней азбуке и установили, что что каждая буква имеет свою вибрацию. Сейчас об этом написано множество книг, сняты десятки фильмов. Удивительно, что всего лишь за тысячелетие наша азбука претерпела кардинальные изменения. Были изъяты 17 букв, убраны или подменены изначальные значения и образы букв. Таким образом, намеренно уничтожались родовые корни, истоки, культура, а главное - духовная мудрость предков.

«Ну что ты хотел, – пожал плечами Сэнсэй. – История для масс, к сожалению, в большинстве своих «фактов» фаршируется на кухне мировой политики и подается этими «поварами» на блюде с прикрасами, так сказать в форме «общепринятых мировых концепций» , - отрывок из книги .


А ведь древние славяне ни на кого не нападали, не завоевывали чужих земель. Они жили мирно и мудро, и были добрым народом, в культуре которого не было разделения времени на прошлое, настоящее и будущее. Они жили здесь и сейчас, а впереди их ждала вечность. В былинах и сказаниях нашего народа даже боги – это реально существовавшие люди. Люди, достигшие определенных духовных высот и помогающие своему народу, а не обманывающие и устрашающие, как в мифах Древней Греции и др. Наверное, именно поэтому наша русская душа и по сей день пугает «сильных мира сего» своей непредсказуемостью…

В наше время остро стоит вопрос об объединении народов на основе дружбы и взаимопомощи. И кто, как не славяне, руководствуясь посланием предков, способны стать примером для мирового сообщества! Хоть история и разделила нас на разные государства, но духом наши народы все равно едины, ведь, по сути, все мы ветки одного дерева, поэтому у нас общие корни.

Кулагина Светлана

Размышления ученицы на тему "Язык есть исоведь народа, его душа и быт родной"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Our native language is the basis of our life.

The language. What is it?

Each country has its own language. Everyone is diverse and vivid in its own way. It looks like a mirror which reflects the human’s soul, thoughts, feelings and intentions. Everything you do, think, the way you live, is reflected in your language.

Our people is strong, brave, independent, moreover quiet, homey and inviting. It is like our native language. It is a part of us. This rule works for all languages (Russian, English, French, German and ect.). Each your word or even syllable reflects your attitude to your business, country or yourself.

Our Russian language is so witty, rich and of course, powerful! We mustn’t use it in the wrong way. Imagine, if everybody starts using the rude and even obscene words, slang instead of pleasant, elegant words… What will it be? We can lose the language and the image our wonderful people who I am so proud. We must do our best to avoid it!

If you learn a foreign language, you understand the culture of the country. For example, the English word "Hello!" can help you to realize that English people are very hospitable and funny people. Think about your speech. Do use not only feelings but thoughts. The word can revive and it can kill one as well. The wealth of our great and mighty Russian language should be used wisely!

And Russia will florish. Then all Russian people will discover limitless possibilities. The word will be our salvation and our weapon. But it depends on each of us. If someone improperly disposes of the riches of the Russian tongue, always help him. But start with yourself. Then the Russian language will sound proudly!

2016 is declared "Year of Cinema" in Russia. If you want to correct anything a film night will be the key event. Russian films will be shown free of charge by a lot of cinemas during the year. Of course, cinema is connected with our language. Actors communicate with each other. They get «Oscar» and «Globes» for their speech. It is so great! Everyone can enjoy the magical . No doubt the cinema is a great thing.

Watch films, read books to be intelligent and educated person.


Предварительный просмотр:

Эссе по теме:

«Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной»

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил…(В.Брюсов)

Язык. У каждой страны он свой. Каждый по-своему разнообразен, утончен, элегантен. Он словно зеркало, отражает душу человека, его мысли, чувства и намерения. Всё, что ты делаешь, о чем думаешь, и то, как ты живешь, отражается в твоем языке.

Наш народ – он сильный, храбрый, независимый, но при этом спокойный, домашний, привлекательный. Так же и язык. Это правило неизменно действует для всех языков, будь то русский, английский или французский. В любом твоем слове или даже слоге отражается твоё отношение к тому или иному делу, человеку, к своей стране, да и к самому себе.

Наш русский язык такой меткий, богатый, могучий, что использовать его не по назначению – непростительно! Ведь если мы все начнем использовать в своей речи вместо изящных и приятных уху слов какие – либо некрасивые и даже неприличные жаргонные слова, то и облик всего нашего замечательного народа, которым я так горжусь, измениться полностью, причем, не в лучшую сторону. В глазах людей из других стран мы будем казаться ужасными и некультурными людьми, незнающими ни красоты, ни прелести всего этого прекрасного мира. Это будет так печально. Ведь даже сейчас, некоторые иностранцы так считают, потому что они встречали на своем пути необразованных русских людей. Мы должны это исправить!

Если вы изучаете иностранный язык, вы начинаете понимать культуру этой страны. Даже по одному английскому слову «Hello!» можно понять, что англичане очень гостеприимные и веселые люди. Но ведь даже самое красивое слово можно сказать так, что человеку не захочется с тобой общаться. Поэтому важно уделять каждому слову, которое ты произносишь, особое внимание. Всегда вкладывай в слово не только чувства, но и мысли. Слово может воскресить, а может и убить. С умом распоряжайся всем богатством полученного тобой великого и могучего русского языка!

И Россия расцветёт. Весь русский народ откроет для себя все самые безграничные возможности. Слово станет нашим спасение, и нашим оружием. Но это зависит от каждого из нас. Если кто-то неправильно распоряжается богатствами русского языка, всегда помогай ему, но только в том случае, если сам уже исправился. Хочешь что-то изменить - начни с себя. Тогда Русский язык будет звучать гордо!

2016 год объявлен «Годом кино»! Главным событием станет «Ночь кино», а многие кинотеатры будут показывать в течение года русские фильмы бесплатно. Это великолепно! Каждый сможет насладиться волшебной атмосферой кино. Я думаю, кинематограф - яркий пример того, как можно использовать свой родной язык.

Кино, безусловно, связано с речью, актёры общаются между собой. За это «общение на камеру» они получают «Оскары» и «Глобусы». Речь актеров является примером для всех людей, кто хочет правильно и красиво общаться. Смотри фильмы, читай книги, и ты будешь умным и приятным человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА…»

Федорюк Лидия Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»,

г. Комсомольск-на-Амуре

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населяющих Россию, способствует формированию не только нравственных ценностей, но и развитию языковой культуры учащихся.

Духовно-нравственное развитие, языковая культура.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к родному языку. Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...».

«Язык – душа народа. Язык – это живая плоть… чувства, мысли». Эти слова принадлежат великому поэту-просветителю, реформатору казахского языка Абаю. А русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык – неотъемлемая часть общей культуры народа. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и духовного уровня каждого. Учащиеся безошибочно подтверждают сказанное о языке пословицами: Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. Хромое слово – хромая речь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Слово пуще стрелы разит.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух…, её поля, горы и долины… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», - эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Прочитаем высказывание Эразма Роттердамского, гуманиста эпохи Возрождения, богослова, нидерландского писателя: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». А вот слова великого Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединит людей, словом можно и разъединить их… Берегись такого слова, которое разъединяет людей». «Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания великих людей? К какому неопровержимому выводу приводит нас мудрость, накопленная столетиями лучшими умами человечества?» - задаю такие вопросы своим ученикам. Все ответы сводятся к одному: во все времена язык считался самым главным духовным сокровищем любого народа.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…

Язык – и стар, и вечно нов!

Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мёртвых оживить…

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Работая над пословицами и поговорками, предлагаю 6 классу следующее задание: нарисовать портрет народа, но не красками, а пословицами, т.е. указать, какие качества ценятся народом, какие – порицаются. Знакомя одноклассников с казахскими пословицами: алмазный клинок на войне товарищ, доброе слово и на войне, и на пиру товарищ; доброта идёт от сердца, подлость – от силы; стола бедность искупит души щедрость – учащиеся отмечают доброту, благородство, душевную щедрость казахского народа. Азербайджанские учат быть гостеприимными, трепетно относиться к детям, обладать душевной чистотой: дом без гостя – мельница без воды; желание ребёнка сильнее приказа падишаха; все беды человека от его языка; друг смотрит в лицо, а враг – в ноги. К уважению к старшим призывают ингушские и киргизские пословицы: дом, в котором есть старики - богатый дом; будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт и от своего сына. Говорят о важности терпения и доброты татарские: дно терпения – чистое золото; драгоценный камень на земле не валяется; есть душа – есть и надежда. Каждый народ говорит на своём языке, но мудрость едина – к такому выводу приходим в конце беседы.

Активные занятия в 5 классе: «Сердечные слова», «Честные слова», «Дружим с добрыми словами», «Подари дело и слово доброе», «Умеем общаться» - дали возможность поговорить о традиции доброго слова. Учащиеся рассуждали о том, как множество добрых слов, завещанных нам предками, способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Ребята с большой гордостью называли слова, которые говорят им их родители, отмечая их значимость - они придают человеку уверенность и успокаивают совесть. Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.

«Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И иногда об этом не пожалеешь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори».

При изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в 8 классе учащиеся успешно исследовали духовные источники вдохновения поэта, а также примерами из произведений великого поэта сумели доказать, что Александр Сергеевич владел русским языком как уникальным инструментом. Наследие Гения учит школьников правильной русской речи (как устной, так и письменной), способствует проявлению её яркой выразительности, пополняет словарный запас, делая ученика более уверенным при общении со взрослыми, прививает вкус к хорошей правильной речи, ибо речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- это завещание блестящего знатока русского языка Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка приобретает столь масштабный характер. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы, стирает грань между Акуниным и Чеховым, Донцовой и Пушкиным. Вот почему писатели и поэты, публицисты и учёные-лингвисты в своих работах не только призывают к чистоте речи, но и дают практические советы своим читателям. Учащиеся 10 класса делятся своими размышлениями о том, как С.Я.Маршак в статье «Мысли о словах» говорит, что необходимо беречь язык от засорения, помнить, что слова, которыми мы сейчас пользуемся, будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. Особого восхищения заслуживают знаменитые «Письма молодёжи» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Десятиклассники делятся своими впечатлениями. С глубокой болью говорит о русском языке российский литературовед, отмечая, что люди не следят за чистотой своей речи, засоряют её ненужными словами. А язык, по мнению академика, сплачивает народ, нацию. «…Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Таким образом, наш язык – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души и ума.

«Однажды некая знатная особа посетила обитель и нашла, что обитательницы её живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с настоятельницей и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр. Но настоятельница возразила:

В ваших сокровищах сёстры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

Где же эти сокровища?

Эти сокровища они хранят у себя в сердце.

Посетитель задумался, а потом спросил:

Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр вашей обители?

Настоятельница отвечала, также подумав:

Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное.

Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.

Да, - продолжала Елизавета, - потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью – тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается».



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний