Домашняя библиотека в семье для детей занятие. Советы по оформлению детской домашней библиотеки Книги в вашем доме

Главная / Максим Горький

Домашняя библиотека – это кладезь знаний, то, без чего стремящемуся к успеху и саморазвитию человеку трудно обойтись. Домашняя библиотека – это личный гид в мире невероятных открытий и незабываемых впечатлений, верный и добрый друг в часы досуга.

Пусть говорят, что век книги близок к завершению и что, как способ передачи мысли, она окончательно устарела и должна вскоре исчезнуть вовсе, как в свое время исчезли такие формы передачи информации, как клинопись или узелковое письмо. Эта статья для тех, кто считает, что электронные книги, радио, телевидение и интернет никогда целиком и полностью не смогут заменить бумажные книги, и для тех, кто хочет сформировать и организовать свою собственную домашнюю библиотеку, но не знает с чего начать.

Сегодня понимание домашней библиотеки несколько не то, нежели 20-30 лет назад. Для некоторых эти слова означают элемент интерьера, украшающего наши дома. А если вбить в поисковик данное словосочетание, то ответом на запрос станут: «книжные шкафы для домашней библиотеки», «мебель для домашней библиотеки» и т.д. То есть речь идет об изготовлении и установке мебели для вашей книжной коллекции. Судя по всему книги - это вторичный вопрос.

Лично я не имею ничего против украшения жилища произведениями великих авторов в красивых «одежках». Без книг полки и шкафы выглядят пустыми и никчемными, даже если они сплошь уставлены всякими безделушками и сувенирами. Но не стоит забывать, что главное предназначение книги это обучение, просвещение (о пользе чтения и о том, как читать книги правильно мы уже писали на страницах нашего блога) и спасение от безделья. Нет, мы обязательно расскажем в этой статье о том, где и как лучше разместить домашнюю библиотеку , но прежде давайте все таки поговорим о том, как ее сформировать и какими книгами укомплектовать.

Каждый из нас имеет свои предпочтения, поэтому выбирая книги и формируя свою домашнюю библиотеку, вы должны руководствоваться исключительно своими потребностями и интересами. Одни увлекаются историей, другие техникой, кому-то нравиться читать книги по философии, а кому-то эзотерическую литературу или материалы по саморазвитию. Больше вероятность, что книга связанная именно с темой ваших хобби и увлечений принесет удовольствие при чтении.

Коллекционируйте книги необходимые вам для учебы и по долгу службы. Если у вас техническая специальность, собирайте книги по истории электроники, механики и т.д. Тот же принцип используйте при выборе справочной литературы. Направление вашей деятельности, должно диктовать вам какие именно книги необходимо искать.

Не забудьте про классическую художественную литературы! Как бы банально это не прозвучало, но в каждом доме должно быть хотя бы по несколько шедевров великих русских и зарубежных писателей. В первую очередь обращайте свое внимание на жанры, которые вам импонируют.

Выбирая следующую книгу, отдавайте предпочтение авторам, чьи произведения вас уже чем-то заинтересовали. Но учтите, что каждый человек подвержен творческому кризису, и очередное произведение полюбившегося вам автора может не найти прежнего отклика в вашем сердце.

Ищите рецензии на интересующие вас книги, над приобретением которых вы раздумываете. Покупать книгу или нет, вам подскажут мнения профессиональных критиков и таких же обычных читателей, как и вы. В сети существует множество сайтов, и вы с легкостью найдете тот, которому сможете доверять.

Покупая книгу в магазине, полистайте ее, а если есть возможность то и немного почитайте (некоторые сети книжных магазинов специально размещают вдоль стеллажей удобные диваны кресла, тем самым поощряют покупателей знакомиться с книгой). Ознакомившись вкратце с произведением и бегло просмотрев его содержание, вы будете точно знать, стоит или нет покупать, читать и включать эту книгу в сою домашнюю библиотеку.

Наполняя домашнюю библиотеку, не забывайте и про своих детей. Как известно интерес к чтению формируется в детском возрасте, а самыми втягивающими в это занятия книгами являются приключенческие романы, например таких великих авторов как: Эдгар Берроуз, Жюль Верн, Вениамин Каверин, Фенимор Купер, Марк Твен, Даниэль Дефо, Роберт Льюис Стивенсон, Майн Рид и т.д.

Практические советы по подбору книг, формированию и использованию домашней библиотеки

Одноразовые бульварные книжки (детективы-однодневки, женские романы и другое малохудожественное чтиво) вносить в домашнюю библиотеку не стоит. Они не несут никакой маломальской ценности и предназначаются лишь для того, чтобы отдохнуть и скоротать время.

Не позволяйте вашей домашней библиотеке превращаться в декорацию – в обязательном порядке читайте все, чем пополняете ее.

Ваша цель, собрать качественную домашнюю библиотеку, не должна перерасти в стремление сделать ее больше библиотеки Гарвардского университета. Собирайте только те книги, которые имеют для вас ценность. Для любого человека и любой семьи собранные книги должны стать необходимыми помощниками в учебе, работе и саморазвитии, а не коллекцией собираемой для престижа.

Помните, что создание домашней библиотеки - это дорогое занятие, которое может отразиться на бюджете и отнять много времени. Покупка книг и планирование их размещения, приобретение мебели, хранение литературы и уход за ней, транспортировка в случае переезда - для всего этого нужны финансы, время и силы.

Процесс нахождения нужной книги ускорит классификация и систематизирование. Для удобного поиска и экономии времени (естественно это касается домашних библиотек, которые состоят более чем из нескольких стеллажей) можно использовать электронные каталоги и специальные компьютерные программы, помогающие грамотно расставить все книги по разделам. В них не сложно ориентироваться. Например, если при покупке книги вы сомневаетесь в том, есть она у вас или нет, вводите в строку поиска название (как правило, эти онлайн сервисы синхронизируются с мобильными телефонами) и вуаля, ваша электронная картотека выдает вам всю необходимую информацию. Аналогично и при обычном поиске нужной вам книги, программа подскажет, где в вашей богатой домашней библиотеке затерялась понадобившаяся вам книга. Конечно же, к сортировке книг можно подойти, используя традиционные методы. Просто ведите запись и вносите в специальную тетрадь все свои книги с указанием автора, названия и года издания. Для удобства следует отвести ряд страниц для каждой буквы алфавита.

В этой же тетради, отмечайте те книги, которые вы даете почитать с условием, что они обратно к вам вернуться.

Укомплектовывать свое домашнее книгохранилище можно не только книгами, но и журналами. В общеобразовательном отделе достойное место займут подборки таких периодических изданий как: «Наука и техника», «Вокруг света», «За рулем», «Burda» и т.д.

Казалось бы, найти любую книгу сегодня не проблема. Однако это не всегда так. Старые журналы и редкие книги можно купить у коллекционеров. Поэтому имеет смысл искать книголюбов-единомышленников и общаться на форумах по интересам. Кроме всего, это даст вам новый интересный круг общения.

Как продать домашнюю библиотеку и избавиться от ненужных книг

Чтобы высвободить свободное место на щедро заполненных полках и в шкафах от книг, доставшихся вам по наследству и которые вы вряд ли когда-нибудь станете читать, не стоит их выбрасывать. Интернет пестрит объявлениями о покупке домашних библиотек, и вы всегда сможете выручить какое-то количество деньжат. А если сумма, которую можно выручить от продажи домашней библиотеки кажется вам ничтожно маленькой, отдайте книги в библиотеку, знакомым, коллегам или соседям. То же самое можно сказать и о книгах, которые вы зачитали до дыр и выучили наизусть – не выкидывайте их. Книга не только дает знания, но и сохраняет их на века. Если она помогла вам, то обязательно поможет и другим.

, впрочем, как и купить домашнюю библиотеку , вы можете на специализированных сайтах, форумах и в группах социальных сетей. Почти все более или менее крупные рекламные порталы имеют рубрику «Книги и журналы». Подавать объявление о продаже лучше сразу во все, ну или как минимум в несколько из них. Обязательно опишите книгу, или серию, выставляемую на продажу. Укажите количество книг, жанры, авторов, если их не так много, то – название и год выпуска каждого экземпляра, издательство, состояние. К описанием можете добавить качественное изображения книг(и). Так заинтересовавшийся купить вашу домашнюю библиотеку, будет иметь о ней полное представление.

Хорошим способом для жителей больших городов, продать редкие и старинные издания – отдать их на реализацию в антикварно-букинистическую лавку. Однако здесь не стоит ждать быстрых продаж. Бывает, что после оценки и выставления книги на витрину, до момента продажи проходит не один месяц и даже год. Также тут важно не продешевить. Специалисты советуют в поисках справедливой цены пройтись по нескольким букинистическим магазинам, после чего сделать выводы.

Существуют различные сообщества наподобие Международной Лиги Антикварных Книготорговцев и ярмарки, где ценный и редкий экземпляр обязательно найдет своего покупателя.

Где разместить домашнюю библиотеку

Даже если вы не законченный библиофил, а просто любите читать, наверняка дома вы собрали значительную коллекцию произведений различных жанров. И вы как никто должны понимать, что для книг необходимо пространство – домашняя библиотека. Если у вас дома царит книжный бедлам, и вы давно задумываетесь над тем как организовать домашнюю библиотеку, то мы вам в этом поможем.

Обустройство домашней библиотеки лучше всего организовывать в отдельном кабинете. Именно здесь есть возможность посвятить несколько часов саморазвитию или важным делам с уверенностью в том, что вам никто не помешает. Домашняя библиотека в рабочем кабинете зачастую это не одна, а несколько стен. Если установить в комнате специальные встроенные книжные полки, высота которых будет достигать потолка, то вы всегда сможете поместить нужное количество книг в своем доме.


Если у вас дома рабочее место с богатой библиотекой – это говорит о том, что вы обладаете отменным вкусом и отличаетесь широким кругозором.


может варьироваться, исходя из ваших предпочтений. Это может быть ультрасовременная комната или кабинет, обустроенный в колониальном стиле. Очень изысканно выглядят библиотеки, в которых располагается старинная мебель. Кожаные кресла и дубовый стол никогда не выходят из моды.


Мебель для домашней библиотеки – очень важный аспект в оформлении комнаты интеллектуального отдыха. Здесь не будет лишним поместить журнальный стол и утонченный мягкий уголок для расслабленного времяпрепровождения. Как уже говорилось, шкафы для домашней библиотеки лучше подбирать большие и массивные. Такая мебель создаст ощущение благородства интерьера.


Для тех, кто является поклонником направления High-Tech, идеальным решением может стать минималистичный интерьер домашней библиотеки с комфортной мебелью необычной формы и нестандартными полками. Дополнить внутреннее убранство комнаты смогут занятные аксессуары.


Однако не только в кабинете можно наслаждаться интеллектуальной пищей. Домашняя библиотека в гостиной – достаточно распространенное явление. Для многих, особенно для тех, чей дом не отличается большой площадью, такой вариант может стать отличным решением.


Гостиная представляет собой очень комфортное место для создания библиотеки. В первую очередь нужно выделить уголок, где будут располагаться книжные полки, а также продумать, в каком месте у вас будет возможность сесть и насладиться чтением. Проект «домашняя библиотека в гостиной» может превратиться в очень увлекательное занятие, поскольку в этой комнате у вас есть возможность реализовать свою фантазию на сто процентов.


Вы можете использовать навесные, встраиваемые или любые другие конструкции, исходя из габаритов комнаты, личных предпочтений и оформления интерьера. Если ваша коллекция книг включает какие-то ценные экземпляры – устанавливайте застекленные полки, чтобы сохранить ценную литературу.


В том случае, если вы решили установить полки до потолка, то учитывайте, что вам, без сомнений, нужна будет лестница. Подбирать ее следует, ориентируясь на общий стиль оформления гостиной.


Создание домашней библиотеки требует того, чтобы посвятить вопросу освещения немало времени. Выбирайте лампы, которые дадут вам возможность читать книги, напечатанные очень мелким шрифтом. При этом освещение должно располагаться за плечом, дабы свет не слепил вас. Учитывайте, что неяркое освещение идеально подходит для библиотеки, поскольку яркий свет неблагоприятно влияет на сохранность ваших книг. Идеальным вариантом могут стать напольные лампы, установленные на эргономичном и удобном пантографе.


Поскольку далеко не каждый может похвастаться просторностью своей квартиры, вполне разумно создать компактную библиотеку практически в любой комнате. Если у вас есть неиспользуемый угол или дополнительная ниша в комнате – их можно использовать для установки книжных полок. Такое решение более чем рациональное для небольших квартир.


Если же в вашем доме имеется лестница, то вы сможете обустроить неплохое место для хранения книг прямо под ней. Для этого всего лишь нужно приобрести необходимую мебель.

Правила хранения книг и уход за ними

Если хотите чтобы ваша домашняя библиотека прослужила вам как можно дольше, а книги оставались в идеальном состоянии, очень важно придерживаться определенных правил хранения книг и обеспечить должный уход за ними. Причем грамотное хранение домашней библиотеки - это не только гарантия ее сохранности, но и залог нашего здоровья, так как книги – это настоящий пылесборник.

От пыли и сырости книги уберегут стеллажи с дверцами. Если же они у вас стоят на открытых полках, чаще их протирайте влажной, но хорошо выжатой тряпкой (увлажнить ее можно 2-3-процентным раствором формалина). Перед этим имеет смысл пройтись пылесосом или веником, для сбора пыли сделанным из перышек. Если книги сильно запылились, пыль надо снимать очень аккуратно.

Чаще проветривайте помещение, в котором располагается ваша домашняя библиотека, а если книги хранятся в закрытых шкафах, то и их тоже. Идеальная температура для хранения вашего книжного собрания - 18-20 °C при 50-60-процентной влажности.

Знайте, что книги хорошо впитывают табачный дым, избавиться от которого практически невозможно. Так что если вы дорожите своей домашней библиотекой, откажитесь от курения в помещении, где она находится или оборудуйте комнату вытяжкой и ионизатором.

Также губительно на книги действует яркое электрическое освещение и прямой солнечный свет - переплет выцветает и теряет эластичность, а страницы пересыхают и желтеют. Поэтому их следует держать подальше от света. Устраивая домашнюю библиотеку, позаботьтесь о специальных источниках света: напольных торшерах, настольных лампах, бра и т.д. Не дайте «разгуляться» солнечным лучам по вашему книгохранилищу. Тюль, шторы, а еще лучше жалюзи – вся эта оконная «одежка» убережет книги от потускнения и высыхания.

Реставрация книг

Реставрация книг - услуга не из дешевых. За нее стоит платить, если книга старая и дорогая, ну а остальную испорченную часть домашней библиотеки можно привести в порядок своими руками.


Если страница книги помялась, положите ее между листами белой бумаги и прогладьте теплым утюгом. Порванную страницу можно слегка подклеить тонкой папиросной бумагой.

Наверняка, многие прочитав эту статью, подумали о том, что сегодня большинство людей отдает предпочтение электронным библиотекам. Да это так, но лично мне более приятно листать белоснежные страницы, чем щелкать каждые десять секунд по кнопкам или экрану монитора, переворачивая их, приятнее держать настоящую книгу, нежели электронную (смартфон или сотовый телефон). И думаю я не один такой… Впрочем, «Бумажная книга & Электронная книга» - очень интересная тема, заслуживающая отдельной статьи.

Консультация для родителей

«Создание развивающей домашней среды. Детская домашняя библиотека»

Овечкина Ольга Георгиевна,

воспитатель МБДОУ №140,

г. Мурманск

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста. Многие из них еще не овладели навыками чтения. Общение с книгой у детей происходит несколькими способами: ребенок слушает чтение книг родителями, воспитателями, самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям, либо взрослый читает вслух и одновременно показывает иллюстрации. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя , не обучив его ни единой букве. Вводить малыша в мир литературы нужно постепенно, учитывая его возрастные интересы и возможности.

Какие же книги рассматривают и читают дошкольники? Конечно же, интересные, познавательные, развивающие и красочно оформленные. Но необходимо помнить и о том, что не только содержание, но и оформление книги должно соответствовать возрастным возможностям ребенка.

  • бумага должна быть белой, хорошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы;
  • шрифт четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквенными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств;
  • желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста - ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.

Важно не только покупать малышу новые книги и читать их, нужно в семье организовать мастерскую по ремонту старых книжек, которые, возможно, передаются из поколения в поколение. А еще интересно создавать книги самостоятельно , вместе с мамой и папой.

Предметы для изготовления книгой детской журналистики: карандаши, фломастеры, краски, трафареты, картинки, фотографии, альбомы, степлеры, клей. Кроме того, что дети с удовольствием проводят время за рассматриванием иллюстраций и чтением книг в домашней библиотеке, они сами могут создавать книги» а потом знакомить с ними взрослых и сверстников.

Тексты, составленные детьми (и записанные взрослыми), могут представлять собой краткие ежедневные заметки («Новости дня»), а могут вместе с рисунками иллюстрировать содержание любимой сказки, стихотворения, изображать отгадку загадки. Содержание таких детских произведений во многом зависит от интересов детей. Вот несколько вариантов рукописных книг, которые можно предложить старшим дошкольникам.

Тематика книги

1 Книга именинников Каждому дню рождения в семье посвящена отдельная страничка. Иллюстрации могут быть посвящены как самому празднику, так и мечтам именинников о подарке, о самом торжестве
2 Книга пожеланий Периодически каждый ребенок в семье высказывает свои сокровенные мечты, пожелания. Они могут послужить основой для создания такой книги, дополненной рисунками, фотографиями, коллажами. Целесообразно время от времени возвращаться к ней, с тем чтобы посмотреть, как изменяются интересы, потребности детей, реализуются мечты, что можно сделать, чтобы помочь их осуществлению
3 Книга путешествий Это книга содержит иллюстрированные рассказы детей о летних путешествиях (в деревню к бабушке, с родителями на море и т. д.). Обязательное условие - наличие большого количества фотографий и рисунков
4 Книга юного поваренка Книга может содержать рецепты тех блюд, которые любят дети и которые могут приготовить сами или вместе с взрослыми. В ней не обязателен текст, его можно заменить схемами или условными значками
5 Большая книга хобби и увлечений Основу книги составляет альбом с чистыми листами, куда постепенно собираются вкладыши, картинки, календари, фишки, рисунки, этикетки, отражающие мир интересов ребенка. Материалы могут быть дополнены рассказами дошкольника: об его увлечениях и интересах
6 Книга загадок Само название этих книг говорит за себя: в них могут быть помещены как придуманные детьми, так и литературные загадки, кроссворды, ребусы, стихи и, конечно, иллюстрации, выполненные руками детей
7 Книга стихов
8 Родовод Наиболее эмоционально значимые для детей события происходит в семье: семейные праздники, рождение младших братьев и сестер, приобретение домашних питомцев. Дети с удовольствием рассказывают о таких событиях. Семья становится автором книги, рассказывающей о ее составе, увлечениях, семейных традициях, профессиях членов семьи
9 Книга юных талантов Это сборник лучших работ ребенка (или детей семьи, если их несколько): рисунки, аппликации, оригами и т.д.

Для всех перечисленных видов книг материалом служат бумага и картон. Но фантазия детей может уводить их дальше. Так, например, совершенно нетрадиционно выглядит книга из скрепленных носовых платочков . Сейчас текстильная промышленность выпускает детские носовые платочки с яркими сюжетными изображениями персонажей книг и мультфильмов, так почему бы такие платочки не собратья книгу «Наши любимые мультфильмы»?

Стоит только хорошо накрахмалить и прогладить платочки, и они становятся похожи на настоящие книжные страницы.

Еще одна идея - книжка из разноцветных фантиков . Сколько вкусных конфет съедают дети за год? Вполне хватит конфетных оберток, чтобы сделать ароматную книжку. На тканевую основу приклеиваются или пришиваются фантики. Получаются странички в стиле пэчворк (лоскутки), которые можно полистать, а заодно подышать сказочным конфетным ароматом.

Предметы и приспособления для реставрации книг «Книжкина больница»: наборы бумаги и картона, ножницы с тупыми концами, скотч, клей, клеенка, полоски марли, прочные нити для сшивания и др. К сожалению, книги не могут служить своим юным читателям бесконечно долго. Бумага- недолговечный материал, и книги часто нуждаются в ремонте и реставрации. Можно, конечно, в этой ситуации попросить помощи у родителей, но значительно полезнее «полечить» книжку своими силами. Реставрация книг из детской библиотечки — дело тонкое и кропотливое, дети могут выполнять лишь некоторые операции под руководством взрослого, но зато ни с чем не сравнится радость от собственноручно реанимированной книжки.

Последние исследования подтверждают: «книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители. » Мы привыкли считать, что все зависит от уровня образования папы и мамы . Не только. Секреты открывает София Нескучная в материале «Книга лучше двух пап» для Газета.ру. Сегодня, в День славянской письменности и культуры, размещаю эту статью с комментариями.

«Исследователи университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую коррелирует с будущим уровнем образования ребенка , причем вне зависимости от уровня образования родителей.

Этот фактор является общим для людей обеспеченных и небогатых, для жителей разных стран и для семей с самым разных уровнем образования родителей.

Традиционно считается, что ключевой предпосылкой для хорошего образования ребенка является уровень образования родителей.

Однако масштабное исследование , проводившееся в течение 20 лет среди 70 тыс. жителей 27 стран мира , показало, что книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители.

Детство, проведенное в доме без книг, по сравнению с детством в доме с библиотекой в 500 книг и более столь же различно влияют на будущее образование ребенка, как и различия в образовании родителей от церковно-приходской школы до университета.

По статистике, образованность родителей толкает ребенка к получению образования в течение срока на 3,2 года выше среднего. Однако ровно такой же эффект производит и наличие в доме большой библиотеки , вне зависимости от образовательного уровня родителей. В некоторых странах (например, в Китае) большая библиотека увеличивает длительность (соответственно, качество) будущего образования на 6,6 лет. В США эффект слабее – всего 2,4 года.

Таким образом, дети недостаточно образованных родителей, живущие в сельскохозяйственных областях, могут двигаться к знаниям через книги – именно этот путь должно избрать государство при поддержке образования. Эта гипотеза была проверена на детях в отдаленных частях Невады».

Я думаю, проблема современной Украины в том, что и в крупных городах нет уже моды на большие домашние детские библиотеки, потому как книга теперь роскошь — во всех отношениях , а тем более — хорошая книга. Уверена, учителя младшей школы подтвердят, что книг (особенно на украинском языке) очень мало. Нельзя же перепечатывать одно и то же издание украинских народных сказок. Кое-что появляется на рынке детской украинской книги, но при всем желании родителй и издателей вместе с педагогами далеко не все могут позволить себе книги . О сельских библиотеках. особенно домашних, говорить бессмысленно.

«Как мы можем помочь этим детям, чтобы дать им возможность изменить свою жизнь, выйти в люди? Результаты исследования подсказывают нам путь: помощь людям в создании домашней библиотеки – эффективный и недорогой путь помочь детям добиться успехов . Такой подход был бы очень хорош как долгосрочные инвестиции: они, вне сомнения, окупятся для страны », - считает автор исследования профессор Мария Эванс.

Даже наличие хотя бы 20 хороших книг в доме меняет мировоззрение ребенка. Увеличение количества книг ведет к улучшению результатов, к повышению уровня будущего образования детей и к улучшению качества их жизни , отмечает Эванс.

Мы как будто прочитали это утверждение ученых и решили, что нельзя привить ребятам любовь к чтению без новых, свежих, хрустящих, красочных, ярких, добрых, увлекательных книжек! Поэтому несколько лет подряд проводили благотоврительные акции со студентами и преподавателями. Самой масштабной и романтической стала .

Данные о сильнейшем влиянии размеров домашней библиотеки на уровень будущего образования ребенка поразили и самих ученых. Так, большая библиотека для будущего ребенка в два раза важнее, чем образовательный уровень отца, а также более важно, чем общий социальный уровень страны пребывания.

Показать бы эти результаты товарищам в парламенте (после того как там яйцебойня была во главе с товарищем с зонтами, буду писать парламент только с маленькой буквы!) , показать бы в Министерстве образования — тем, от кого зависит принятие решений, которые способны изменить ситуацию. Но, боюсь, их посты, чиновников этих, не соответствуют должному уровню образования. А все почему? Не было у них в детсве хорошей библиотеки!

Думаю, теперь классоводам в младшей школе можно использовать данные научного исследования, чтобы убедить родителей не экономить на детских книжках.

В детстве у меня было много книг — родители постарались. Мы много вместе читали. С класса второго, как только у нас появилась своя квартира, а следовательно, у меня — своя комната, начали собирать уже большую домашнюю библиотеку. Многие замечательные издания я уже покупала . Все осталось дома после перезда. Трудно устоять и не купить отличные развивающие детские книжки в книжных магазинах Израиля. А теперь, когда есть научное обоснование пользы от такой детской домашней библиотеки, будем покупать книжки с еще бОльшим удовольствием и усердием!

Присоединяйтесь!!!

P.S. А у вас была детская библиотека дома? Будете ли вы формировать детский книжный клад для своего малыша?

Дополнительно о детских книжках

Делимся полезными советами по созданию книжного царства.

Начнем с того, что при создании домашней библиотеки для детей необходимо учитывать несколько принципов:

Выбирайте книги с разной тематикой: природа, животный мир, взаимоотношения с друзьями, родителями, окружающий мир, техника и т.д. Если ребенок любит динозавров - это еще не повод отказываться от всего остального;
помните, что мальчикам и девочкам часто нравятся разные книги. Речь о тех случаях, когда нужно рассказать о каких-то характерных качествах или ситуациях. Не зря девочки любят книги про принцесс, а мальчики - про драконов;
учитывайте сезонность. Особенно это касается популярного сегодня формата книг-находилок;
старайтесь размещать книги в зоне доступа ребенка. Особенно те, что активно читаются в текущем периоде;
приобретайте книги с учетом возраста и развития ребенка, обязательно формируйте часть книг «на вырост»;
оставляйте любимые книги ребенка в домашней библиотеке. Детям будет приятно перечитать их снова. Даже спустя годы. Быть может, когда-нибудь ваши внуки или правнуки станут счастливыми обладателями настоящей коллекции замечательных детских книг;
с детства приучайте ребенка относиться к книгам трепетно - не рисовать, не брать грязными руками, использовать закладки, а не заламывать листы.

Выбираем книги для детской библиотеки

Ассортимент детской литературы сегодня очень большой. Легко купить дорогую книги и промахнуться с сюжетом или иллюстрациями. Чтоб избежать подобных неприятностей (и неэффективных трат) старайтесь учитывать следующие моменты при покупке:

Внимательно пролистывайте книгу. Если есть возможность - пробегите несколько страниц, чтобы понять насколько близок вам стиль книги, язык автора и т.д.;
выбирайте книги с иллюстрациями натуральных цветов. Это очень важно для малышей;
самыми качественными считаются глянцевые страницы, но они не всегда удобны именно в процессе чтения - отсвечивающие страницы часто портят впечатление;
энциклопедии - отдельный вид книг. Их часто перелистывают, поэтому страницы должны быть прочными, а рисунки яркими и крупными. Хорошая энциклопедия - настоящее украшение библиотеки и отличный подарок.

Создаем рубрикатор

Рубрикатор, даже условный, нужен в первую очередь для равномерного пополнения содержимого библиотеки. С ним вам будет проще отследить - каких книг много, а каких не очень, что именно нужно докупить для подросшего ребенка.

Чаще всего в домашних библиотеках встречаются следующие категории книг:

Книги для самых маленьких;
русские народные сказки, стихи русских поэтов;
сказки и стихи советских писателей;
сказки зарубежных авторов;
хрестоматии, сказки народов мира, легенды и мифы;
книги о детях;
библиотека приключений;
энциклопедии;
книги для дошкольников;
учебная литература и пособия для занятий с детьми;
классические книги для детей постарше.

Конкретное содержание каждой категории зависит от ваших предпочтений. Можно ориентироваться только на свое впечатление и проводить часы возле полок в книжном магазине. Более гуманный способ - читать рецензии на книги, знакомиться с отзывами читателей перед покупками.

Книжные традиции

Заведите в своей семье книжные ритуалы и традиции. Вместе с хорошо подобранной и удобной домашней библиотекой они создадут нужную атмосферу для приобщения детей к чтению. Вот некоторые примеры подобных традиций:

Вечерние чтения - вы удивитесь, но не в каждой семье принято читать книги на ночь. Часто подобные мероприятия носят эпизодический характер. Сказки на ночь - совершенно отдельный тип книг, правильный подбор которых подарит вам и вашему ребенку удивительные минуты.

Чтение всей семьей . Не путайте с предыдущим вариантом, когда главный читающий - мама или папа (часто по особому графику - у кого больше сил). Чтение в кругу семьи - настоящее интеллектуальное приключение, когда участники прерываются на уточнения, обсуждения и сбор мнений о том или ином поступке главного героя.

Творчество по мотивам прочитанных книг - это могут быть рисунки, игры, загадки. Очень здорово - проводить раз в месяц выступление домашнего театра (настольного, кукольного, теневого…), где оживут герои любимой сказки. Выступление можно приурочить к семейному празднику или сделать поводов для сбора родных и близких. Помимо всего прочего отличная тренировка памяти и навыка публичных выступлений.

Регулярный выбор книг для пополнения библиотеки. Сделайте себе заметку - раз в две недели, месяц приобретать вместе с ребенком новую книгу. Заранее обсуждайте с ребенком - что именно он хотел бы почитать. Это, кстати, хороший повод провести ревизию в своей библиотеке, чтобы понять - что понравилось и остается в архиве, а что не очень и почему именно.

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №144

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики



(РАЗГОВОР О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ)

Зав. библиотекой

Панфилова Т.А .

Донецк

Цели:

    Развитие представлений учащихся о семье, уважение к семье, родителям.

    Формирование понятий о жизненном идеале семьи и семейных ценностях, семейным традициям.

    Воспитание глубокого уважения к семье.

Эпиграфы: (слайд 1-2)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н.Толстой

«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям».

Л. Н. Толстой.

1. Вступительное слово учителя:

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью . В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер.

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…

Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей .)

Разные словари дают различные значения слова «семья». (слайд 3)

Этимологический: собирательное от «семь домочадец», в исходном значении – «живущие в одном селении».

Древнерусский: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена».

Греческий: «селение».

Древнекитайский : «родина, супруг(а), гражданин».

Древнеиндийский : «дорогой, приветливый, любезный».

Современные толковые словари определяют семью как «малую социальную группу, основанную на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединённую общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. (слайд 4)

2. Из отдельных слов составить высказывание на доске.

« Семья вся вместе – душа на месте».

«Семья – печка: как холодно, все к ней собираются».

Обобщение:

Как видим, во всех определениях есть одна общая черта - это единение.

3. Чтение стихотворений, в которых можно найти ответ на вопрос «Что такое семья?»

Чтец 1:

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

Чтец 2:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Чтец 3:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

    Выяснение значения слова «ценности».

Ценность (в данном случае) – важность, значимость чего-либо.

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? (слайд 5-9) Прослушайте притчи и легенды и сделайте выводы.

5. Прослушивание и обсуждение притчи, легенды.

Чтец 1.

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полу­дню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полно­стью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их ма­ленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена воз­мутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Чтец 2.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга? Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово. Как вы думаете, какое это слово?

("понимание")

Учитель:

Какие качества необходимы чело­веку для того, чтобы развить способ­ность к взаимопониманию?

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Учащимся предлагается «корзина мне­ний», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскива­ют из «корзины» листы и зачитывают их вслух: (слайд 10)

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и дру­гими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

15. Стремись все делать как можно луч­ше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

(слайд 11)

Учитель:

- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим родным не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам.

Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям: (слайд 12)

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Чтец 3.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

    Беседа

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи?

- Объясните значение следующих понятий применительно к семейной жизни:

(слайд 13- 26)

Сопереживание . (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство . (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка . (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность . (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс . (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемост ь. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь . (Нежная забота друг о друге.)

Верность . (Преданность друг другу.)

Умение слушать . (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор . (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие . (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность . (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение . (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.) (слайд 27)

7 . Задание «Для моих родных».

Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.

(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи).

Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.

(Учащиеся записывают).

Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.

Учитель:

В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. (слайд 28)

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л. Н. Толстой.

    Составление синквейна:
    1 строка – существительное – центральное понятие темы,
    2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,
    3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
    4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
    5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы. (слайд 29)

Семья
Любящая, дружная
Воспитывает, защищает, помогает
Ячейка общества
Опора.

    Заключительное слово учителя:

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.
От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. (слайд 30)

Желаю счастья вам и вашим семьям!

Список использованной литературы.

1. Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.

2. Осипова М. П., Брутим Г. А. Работа с родителями: Сборник статей. Минск: УП “Экоперспектива”, 2003.

3. Хрипкова А. Г. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.

4. Дмитриева, Н.Ю. Счастье в твоих руках. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 128 с. : ил.

5. Семья – величайший дар: [антол. произведений русских писателей]. – М. : Центр книги, 2008. – 256 с.

6. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. – 448с.–(Серия«Психологический практикум»).



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний