Как было организовано государство хеттов. Древняя хеттская империя

Главная / Н. А. Некрасов

Вплоть до XX века ученым не было известно про это государство. История Хеттского царства стала известна исследователям относительно недавно. Хотя следы цивилизации читались еще в древних письменах. В частности, в Библии упоминается о «хетеянах», в ассирийских источниках — о стране «Хатти». Египетские письмена также рассказывали о стране Хета, из которой еще в 1300 году до н.э. воинственные люди бились с древними египтянами, пытаясь отстоять свое право на территории Палестины и Сирии. Источники гласят, что война тогда закончилась вничью, а значит, соперники оказались достойны .

Раскопки

Археологи еще в конце XIX века занялись раскопками центральных районов Азии (территория современной Турции). Именно там оказался центр Хеттского царства, и здесь же была столица – Хаттуса.

О языке

На месте раскопок были найдены глиняные плитки, покрытые письменами. Исследователи установили, что это аккадская клинопись, которую хетты переняли у древних жителей Междуречья.

Несмотря на то, что это была аккадская клинопись, надписи были на хеттском языке, потому прочитать их было затруднительно. Расшифровку удалось осуществить только в 1915 году, в результате чего было выявлено, что язык хеттов родственен германским и славянским языкам, а значит, составлял индоевропейскую языковую семью. Это было необычным явлением, ведь весь Древний Восток разговаривал на языках афро-азиатской семьи (прародители арабского и еврейского языков).

Откуда родом

Откуда именно пришли хетты, историки сказать затрудняются. Возможно, они появились в Малой Азии с запада, придя с Балканского полуострова. Хотя могли появиться и с горных перевалов Кавказа.


У хеттов не только язык был другой по сравнению с современниками, но и местность, которую они заселяли. В то время как соседи жили в речных долинах Тигра, Нила и Евфрата, хетты обитали на небольших равнинах, у предгорий и гор. Такие равнины отделялись друг от друга ущельями и кряжами, а также небольшими речками.

Подобные природные условия позволили хеттам преуспеть в выращивании скота, и это у них получалось намного лучше земледелия. В мире их знали как прекрасных коневодов, а войско из колесниц составляло для противников серьезную угрозу.

Правители

Учитывая обособленное расположение отдельных регионов и районов Хеттского государства, правители Хаттусы отправляли по местам править своих вельмож. Так формировались мелкие самостоятельные княжества. Некоторые заходили слишком далеко, пытаясь отколоться, но получалось это не у многих и большинство возвращались «домой», покоренные грозными правителями.


Военная мощь

Большинство историков дает нам представление о Хеттском государстве как о хлипком и слабом по сравнению с другими государствами того времени, но хетты могли дать отпор противникам и делали это со всем своим величием.

Хеттское царство просуществовало с 1650 по 1200 гг. до н.э., и за это время они ниразу не проиграли битв. Только на последних этапах, когда государство ослабело и иссякло, грозная Ассирия смогла забрать у хеттов часть территорий (1265 – 1200 гг. до.н.э.). Но до тех пор хетты устрашали противников.

Хронология военных побед

1595 г. до н.э. – захвачен и разрушен во главе с царем Мурсили I.

1400 г. до н.э. – разгромлено царство Митанни и установлен контроль на территориях Верхнего Евфрата и Северной Сирии. Возглавил войско царь Суппилулиума.

1312 г. до н.э. – 30-тысячное войско во главе с царем Муватали захватило в ловушку войско египесткого фараона Рамсеса II. Последнему тогда удалось чудом спастись, потеряв большую часть своего отряда.

Хетты хорошо себя проявляли в битвах с полудикими народами – касками, которые постоянно наступали на чужие границы.


Секрет военного величия

Военная мощь хеттов не была случайной. Они заселяли территории с богатыми рудными месторождениями. Было много леса и металла, в чем государства в долинах рек оказались обделены. Хетты не искали помощи и посредничества у купцов Ассирии и Вавилона, они предпочитали заниматься собственным производством, пользуясь природными благами своего дома. У них не было притязаний на торговые развязки и города, как у тех же правителей Египта и Ассирии, так как своего было вполне достаточно. Их интересовали территории как таковые и соответственно, они планировали свои походы не так, как было свойственно соседним государствам.

Устройство царства

Хетты отличались от своих современников и в отношении устройства державы. Не было абсолютной власти у монархов, как это было в Вавилоне и Египте. Царь опирался только на свою знать, а все остальные оставались свободными «чистыми» жителями, объединяясь в «панкусы» — собрания воинов, которые уже выбирали себе лидера из царского рода. Кем-то вроде рабов были только те, кто отрабатывал повинности.


Исчезновение

Как мы уже писали выше, история хеттского царства обрывается в 1200 гг. до н.э., когда с Балканского полуострова совершили стихийные нашествия мелкие племена. Когда пала Хаттуса, Хетское царство перестало существовать.

Хеттское царство

Это государство существовало в Малой Азии в XVIII – начале XII века до н. э. Оно было основано хеттами в Восточной Анатолии и в период своего расцвета охватывало обширную территорию.

Долгое время единственным известным науке письменным источником, в котором упоминалось о хеттах, была Библия. Исследователи предполагали, что родиной этого народа могли быть Палестина или Сирия, однако позднее от этой гипотезы отказались. Следует отметить, что в трудах античных авторов нет упоминаний о хеттах.

В книге Бытия хетты упоминаются среди ряда других народов, земли которых Бог обещал отдать наследникам Авраама: «В тот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев». Это первое упоминание об этом народе, встречающееся на страницах Книги книг.

Известно, что именно у хеттов Авраам приобрел пещеру, для того чтобы похоронить свою жену Сарру. В Библии рассказывается, что Исав, сын Исаака, женился на двух представительницах хеттского племени, тем самым нарушив волю Бога, так как хетты были язычниками.

Упоминания о хеттах можно найти и в книгах Числа и Второзаконие, написанных Моисеем. Известно, что при преемнике этого пророка, Иисусе Навине, племена хеттов по-прежнему продолжали жить по соседству с сынами Израиля. Из хеттского племени происходил Урия, военачальник царя Давида, которого правитель Израильского царства отправил на верную смерть, чтобы жениться на его супруге Вирсавии.

При Соломоне хетты стали данниками Израиля. Самый мудрый из израильских царей, который был неравнодушен к женской красоте, подобно Исаву, взял в жены двух женщин из этого племени.

В сознании израильских пророков языческие обычаи хеттов тесно связывались с порочностью и греховностью, поэтому даже спустя много веков после падения хеттской державы пророк Иезекииль указывал на то, что матерью грехов Израиля являются хеттские племена.

Более обширные сведения о хеттах у ученых появились лишь в конце XIX века, когда при раскопках Тель-эль-Амарны в Египте было обнаружено много ценных документов, в том числе и дипломатическая переписка египетских фараонов (Аменхотепа III и Аменхотепа IV) с правителями государств Ближнего Востока. Эти документы позволили сделать вывод, что Хеттское царство было крупной и могущественной державой в Малой Азии, влияние которой распространялось на Северную Сирию. Очевидно, что Хеттское царство было государством не менее значительным, чем Египет или Ассирия.

В 1906–1912 годах археологической экспедицией под руководством Г Винклера, работавшей неподалеку от Анкары (Турция), в местечке Богазкёй, было найдено множество клинописных табличек. Записи были сделаны аккадской клинописью, однако язык был незнаком исследователям. Позднее надписи на табличках были расшифрованы. Ученые условно назвали этот язык «хеттский клинописный»; удалось установить, что в Малой Азии он был известен как «неситский», по названию города Неса, или Гнеса, который в древности именовался Канес, или Каниш.

Благодаря находкам в Богазкёе в исторической науке сформировалась новая отрасль – хеттология, изучающая историю, языки и культуру древних народов Малой Азии.

В ходе дальнейших археологических раскопок были найдены не только ранее неизвестные науке клинописные тексты, но также разнообразные изделия древних ремесленников.

Относительно появления хеттов в Малой Азии существуют разные гипотезы. По одной из них, хетты являлись одним из древнейших народов Малой Азии. По другим версиям, они пришли в Малую Азию либо из Балкан, либо из Кавказа. Исследователи изучили сохранившиеся документы, написанные на староассирийском диалекте аккадского языка, которые были найдены в Анатолии, сделали вывод, что в конце III – начале II тысячелетия до н. э. хетты уже обосновались в Малой Азии. Насколько позволяют судить изображения на обнаруженных археологами изделиях, хетты имели большое внешнее сходство с современными жителями Кавказа.

Хеттское искусство было основано на традициях более раннего населения Малой Азии. При раскопках холма Алишар-Хёюк в Хаттусасе и Кюль-Тепе были обнаружены изделия из металла и керамики, относящиеся к концу III – началу II тысячелетия до н. э.

Это эмблемы и статуэтки животных, выполненные из меди, золота и бронзы, нередко с выгравированным узором из геометрических фигур, керамические изделия с одноцветной или многоцветной росписью. Кроме того, некоторые керамические изделия были украшены орнаментом, напоминающим аналогичные изделия кипрских ремесленников. Такие предметы ученые объединяют под названием «каппадокийской» керамики.

В более поздний период в искусстве хеттов ощущается значительное влияние культур Египта и Вавилона.

Керамический сосуд. XVII в. до н. э. (Кюль-Тепе. Малая Азия)

Ранние хеттские поселения не имели укреплений, круглые или прямоугольные глинобитные постройки сооружали на каменном фундаменте. В начале II тысячелетия до н. э. хетты стали возводить каменные укрепления вокруг своих поселений.

Жилища хеттов были одноэтажными, реже двухэтажными, с плоской кровлей, перед домом располагался открытый двор. В хеттской архитектуре был распространен тип здания, называемый бит-хилани. Вход в такие здания был украшен портиком на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Стены дворцов нередко облицовывали плитами, украшенными рельефом.

Скульптурные изображения, выполненные хеттскими мастерами, носили монументальный характер. Примером могут служить высеченные из камня фигуры львов и сфинксов у крепостных ворот Хаттусаса, датированные XV–XII веками до н. э., а также найденные археологами статуи хеттских богов. Рельефы на стенах зданий и стелах также поражают своей монументальностью и суровостью. Эти несколько схематичные изображения, выполненные контурными линиями, имеют сходство с рельефами ассирийцев, но в них больше живости и движения. Помимо зданий и стел, известны рельефы, вырубленные на скальных храмах (святилище Язылыкая неподалеку от Хаттусаса). Хеттское царство, как удалось установить ученым, существовало в XVIII – начале XII века до н. э. Вероятно, оно сформировалось из ранее существовавших в Малой Азии политических союзов, в которые, кроме хеттов, входили и другие родственные им племена.

Начало объединительных процессов связано с деятельностью царя Аниттаса, являвшегося правителем города Куссара. Этому царю удалось завоевать такие города, как Неса и Хаттусас, распространить свою власть на ряд областей Анатолии, в которых благодаря издавна обосновавшимся там ассирийцам процветала торговля. Столицей своего государства царь Аниттас сделал город Куссар.

Другой хеттский правитель, Лабарна, живший в начале XVII века до н. э. и ставший основателем древнехеттской династии царей, значительно увеличил территорию хеттского государства. Последующие цари в знак уважения к успехам этого правителя, всходя на престол, принимали его имя в качестве титула. Наследник Лабарны Хаттусилис I также расширил границы своих владений, завоевав несколько юго-восточных областей Малой Азии. Этот царь перенес столицу Хеттского царства в город Хаттусас. В конце XVII века до н. э., при царе Мурсилисе I, Хеттское царство являлось могущественным государством, располагавшим значительными военными силами. В 1595 году до н. э. войска Мурсилиса I разбили вавилонян и разграбили их город. Однако затем около ста лет Хеттское царство раздирали междоусобицы.

В XVI веке до н. э. в Хеттском царстве был составлен свод законов. Государство в этот период состояло из трех крупных областей: столица Хаттусас и прилегающие к ней районы – Лувия, находившаяся в юго-западной части Малой Азии, и Пала, располагавшаяся на северо-востоке Малой Азии.

Областями управляли назначаемые царем наместники. Отношения между вышестоящими и нижестоящими свободными членами общества строились по принципам, имеющим сходство с вассальными отношениями Средневековья. Тот, кто получал в дар земельный надел, был обязан дарителю военной службой или хозяйственными повинностями.

Численность рабов была небольшой. Кроме свободных людей и рабов, существовала особая социальная группа, к которой относились военнопленные, получавшие земельные наделы.

Долгое время собрание свободных (панкус) и совет родовой знати (тулия), которые существовали у хеттов с древнейших времен, оказывали значительное влияние на управление государством, ограничивая власть царя. Однако с XIV века власть правителей Хеттского царства стала неограниченной.

Интересно отметить, что хетты очень гордились тем, что совершали злые дела лишь в ответ на причиненный им вред, а порой отвечали на злые поступки противников добром, стремясь тем самым подчеркнуть свое духовное превосходство.

В XV–XIV веках до н. э. роль, которую Лувия и проживающие на ее территории хурриты играли во внутриполитической жизни Хеттского царства, значительно возросла. В XIV – начале XII века до н. э. Хеттским царством правили цари, которые по происхождению были хурритами. Следует отметить, что эти правители принимали хеттские имена и враждовали с государствами хурритов; однако в этот период хурритская культура широко распространилась на территории Хеттского царства.

Хеттское царство стало мощной империей в начале XIV века до н. э. при Суппилулиумасе I, который завоевал всю Малую Азию, подчинил Митанни, разбил египетские войска и захватил Восточное Средиземноморье. Из обнаруженных археологами документов стало известно, что в этот период многие государства поддерживали дипломатические связи с Хеттским царством.

В конце XIV – начале XIII века до н. э. Хеттское царство соперничало с Египтом, стремясь распространить свое влияние в Сирии. После битвы хеттов с войсками фараона Рамзеса II при Кадеше в 1286 году, в которой победа не досталась ни одной из враждовавших сторон, хеттский правитель Хаттусилис III заключил с Египтом мирное соглашение, по условиям которого признал власть фараона над Палестиной и частью Сирии.

В конце XIII – начале XII века сформировался союз государств, которые выступили против Хеттского царства, ослабленного внутренними раздорами. После нашествия «народов моря» независимость сохранили лишь несколько небольших районов некогда могущественного царства. В VIII веке до н. э. они были завоеваны Фригией и Ассирией.

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Хеттское общество Идентифицировав шумерское общество, двинемся теперь не в глубь истории, а к векам более поздним.Обратив внимание на междуцарствие, последовавшее за падением шумерского универсального государства, можно обнаружить, что движение племен в тот период не

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Хеттское царство Хетты: имя и народ. На пути в Анатолию Народ, который современные ученые благодаря целой череде недоразумений называют хеттами, принадлежал к так называемой анатолийской языковой семье – одной из наиболее древних ветвей индоевропейской общности. Языки

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XI. Хеттское государство История раскопок Охота на оленя. Рельеф из Малатиа Ещё в XVIII в. европейские путешественники, посещавшие восточные области Малой Азии и Северную Сирию, обратили внимание на древние памятники, покрытые изображениями и надписями, в частности

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Ново-Хеттское царство С начала XV в. до н. э. Хеттское царство вновь восстанавливается. Широкая военная деятельность хеттского царя Шупилулиумы приводит к восстановлению хеттского господства в восточной части Малой Азии и в горных областях около Евфрата. К Хеттскому

автора

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги Древний Восток автора

Хеттское царство Складывание народности и государства Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени, как на Галисе появились с востока пришельцы-индоевропейцы, здесь уже обосновалось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) -

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское царство при потомках Суппилулиумы Кипевшие от Эгеиды до Хабура и Палестины войны медленно, но верно истощали силы Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335–1305 до н. э.), доблестный воин и великодушный правитель, еще был в состоянии непрерывными походами

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское «царство амазонок» Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии в конце XIII в. до н. э. вновь воспользовались ахейцы, начав цикл вторжений в Малую Азию. Здесь им приходилось сталкиваться с хеттами и их союзниками. Греческие предания, кстати, запомнили хеттов,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Хеттское войско Нет нужды лишний раз говорить о том, что хеттское государство было военизированным государством. Хетты располагали значительным постоянным войском, в котором были как колесничие, как и тяжело вооруженная пехота. Воины могли не беспокоиться о своем

Из книги Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне) автора Дьяконов Игорь Михайлович

1. Армянское нагорье и Хеттское царство Только западная и юго-западная окраины Армянского нагорья временами входили в состав Хеттского царства и Митанни. Кое-что нам известно из письменных источников об областях, непосредственно примыкавших к границам этих царств;

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское царство (ок. 1750–1180 гг. до н. э.) В т. н. древнехеттский период (XVIII–XVI вв. до н. э.) у хеттов еще были сильны родовые традиции. Ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составляло войсковое народное собрание – панкус. Его деятельностью

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 6 Хеттское царство Итак, Троада, по общепринятой точке зрения, располагалась на территории современной Турции. В период Троянской войны там находилось Хеттское царство, которое значительно пострадало примерно в тот же период при нападении т. н. народов моря.

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Сирия, Финикия и Хеттское царство Общий очерк Две великие цивилизации Древнего Востока – древнеегипетская и месопотамская – в значительной степени повлияли на развитие областей Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины. Природные богатства этого

Древнехеттское царство

На рубеже $III-II$ тысячелетий до н.э. в Малой Азии возникают города-государства на основе союзов племен. К их числу относят Неса, Канес, Вурусханда, Куссар, Хаттуса.

В $XVIII$ в. до н.э. Питхан, правитель города Куссара, объединил города восточной части полуострова и провозгласил себя царем созданного государства. Его преемник Анитта, перенеся свою столицу в Несу, вскоре захватил город Цалпу, а после серии успешных войн – Хаттусу, построил там храмы и укрепления. Аннита был первым царем большого государственного образования, названного позднее Древнехеттским царством ($XVIII-XVI$ вв. до н.э.).

В царстве ещё были сильны родоплеменные пережитки. Хеттские цари реализовывали свою власть, делая упор на общенародное ополчение, с требованиями которого они обязаны были считаться. Все мужчины, способные носить оружие, собирались повелителем на регулярные собрания - пан-кус. Хеттская знать играла активную роль в управлении государством и в значимой мере контролировала народное собрание. Для решения важных дел она собиралась на совет, называвшийся «тулия». Среди вельмож важную роль игрались члены правящего рода: братья царя, его сыновья, все его родственники мужского пола и свойственники.

Замечание 1

Согласно старой традиции, наследник царя выбирался из членов большого царского рода, при этом преимущество отдавалось племянникам короля, сыновьям его сестры. С ростом внешнеполитических успехов хеттские цари пытались освободиться от этой традиции.

Объединительную политику основоположников Хеттского королевства закончил $4$-ый наместник Анитты правитель Лабарна (Табарна), ($1680-1650$ г. до н. э.). Он вел успешные завоевательные войны, завладел и присоединил к собственному королевству почти все северные территории Анатолии и часть южного берега Черного моря. Преемник Анниты Хаттусили $I$ ($1650-1620$ гг. до н. э.), перенес столицу в Хаттусу, и продолжая вести агрессивную внешнюю политику, попытался овладеть городами Северной Сирии - Хальпой и Библом. Но поход был прекращен в связи с начавшимися в его отсутствие волнениями в стране.

Преемник Хаттусили Мурсили $I$ ($1620-1590$ гг. до н.э.) продолжил политику централизации страны, завладевает Халпой (Алеппо), ставя таким образом под хеттский контроль главный торговый пункт на пути от Месопотамии к Финикийскому побережью. Потом Мурсили $I$ отправляется на юго-восток к Вавилону и, воспользовавшись внутреполитическими смутами при наместниках Хаммурапи, захватывает этот крупный центр Передней Азии в $1595$ г. до н. э. Но внешнеполитические успехи Мурсили $I$ были омрачены напряженной внутренней ситуацией в стране. Хеттская аристократия не хотела укрепления королевской власти на базе твердого порядка престолонаследия, пробовала возвратиться к системе, дающей шанс многим кандидатам. Мурсили пал жертвой заговора: он был убит супругом сестры, который в свою очередь погиб от руки собственного зятя. Конец неясному периоду положил правитель Телепин ($1520-1490$ гг. до н. э.), при котором преимущество сына царя на престолонаследие было зафиксировано в специальном указе. При нем хеттская государственность окрепла, но после его смерти царство вновь вступило в смутную эпоху.

Среднехеттское царство

После смерти Телепина на хеттском престоле поочередно сменилось несколько царей в период с конца $XVI$ – начала $XV$ вв. до н.э. Вследствие нестабильной политической обстановки царство хеттов приходит в упадок. К тому же, на юго-востоке от хеттов возникло мощное государство Митанни, а на юге хеттов также начали притесняли неприятели; хетты лишились части завоеванной ранее Киликии. С севера им стали грозить каски, жившие на побережье Черного моря. Они отрезали хеттам путь к Черному морю и завладели их столицей Хаттусу, разгромив её. Внутри страны в это время осложняются классовыех противоречия, растет недовольство со стороны бедных слоев населения, усиливаются волнения, начинаются восстания. Продолжается борьба за престол. Опасность внешних противников, междоусобные конфликты внутри страны приводят Хеттское царство на край гибели.

Великая Хеттская держава в период Новохеттского царства

К началу $XIV$ в. до н.э. происходит восстановление могущества Хеттского царства, связанное с деяниями одного из самых знаменитых и выдающихся хеттских царей - Суппилулиумы, опытного дипломата, профессионального предводителя, предусмотрительного политика. Ловко используя ослабление стран-соседей, он увеличивает военную мощь Хеттского государства. При правлении Суппилулиумы хетты берут на вооружение легкие, быстроходные колесницы, запряженные лошадьми. На колеснице находилось $3$ бойца (возница, стрелок и щитоносец). В поединке колесницы наносили существенный урон противнику. Таковыми же колесницами имелись в армиях гиксоссов и митаннийцев. Суппилулиума укрепил хеттские города крепостными сооружениями, и в первую очередь столицу Хаттусу. Применяя дипломатию, вкупе с военной силой и династическими браками, он захватывает и покоряет себе окрестные страны, устанавливает политический контроль над государствами Восточного Средиземноморья.

На юго-западе Суппилулиума захватывает Арцавское королевство, на юге - Киликию и бо́льшую часть Сирии.

Кульминацией внешнеполитических успехов Суппилулиумы было завоевание Митанни. Сперва он завладел принадлежавшими Митанни сирийскими городами, превратив их в свои главные опорные крепости. Потом он вмешался в династическую борьбу за престол Митанни после кончины митаннийского царя. Выдав свою дочь за сына покойного царя Маттйваса, Суппилулиума становится его зятем и превращает царя некогда великого государства Митанни в зависимого от Хеттского царства правителя.

При наместнике Суппилулиумы - Мурсили $II$ ($1340-1305$ гг. до н.э.) мощь Хеттского царства все увеличивается. Главные военные действия хеттский правитель ведет на юго-западе Малой Азии против сложившейся грозной коалиции государств Мира и Лукка (позже Ликия) во главе с царством Арцава. Мурсили $II$ смог склонить на свою сторону Миру, Лукку и таким образом ослабить коалицию. Решительная схватка между армиями Арцавской коалиции и хеттами произошла около городка Вальмы. Войско Арцавы было наголову разбито, правитель Арцавы с сыновьями бежали. Хеттские войска взяли город Апасу и подошли к берегам Эгейского моря. Царство Арцава попало в зависимость от хеттского царя. Бо́льшая часть Малой Азии перешла под полный контроль хеттов. Это был апогей военного и политического могущества хеттов.

Однако в конце правления Мурсили $II$ политическая ситуация в Передней Азии изменилась. При египетских фараонах Сети $I$ и Рамзесе $II$ ($1337-1235$ гг. до н.э.) Египет упрочил свое военное и политическое могущество и начал отвоевывать области Восточного побережья Средиземного моря. Так началась жестокая борьба между двумя могущественными державами того времени - Египтом и Хеттским царством.

Война с Египтом растянулась, а на востоке у хеттов появился новый сильный неприятель - Ассирия. В $1230$ г. до н. э. хеттский правитель Хаттусили $III$ поспешно заключил мир с фараоном Рамзесом $II$, так как опасался ассирийского удара с тыла. В это же время он пытался настроить Вавилонию против Ассирии, с которой также заключил союзный договор. Однако ассирийцы нанесли поражение вавилонянам, завладели Митанни и дошли до пределов Хеттского царства. Хаттусили $III$ с трудом сдерживал их напор.

К концу $XIII$ в. до н.э. на страны Передней Азии, Восточного Средиземноморья и Египет с запада обрушилась сильная коалиция «народов моря» из племен ахейцев, шерданов из Сард, этрусков и др. Египет с огромным трудом отразил их атаку. Однако Хеттское царство не устояло. Полчища «народов моря» разбили хеттские войска. В $1190$ г. до н. э. была взята и полностью разорена столица хеттов город Хаттуса. Под натиском «народов моря» пала прежде могущественная Хеттская держава.

На её месте в $XII-VIII$ вв. до н. э. существовало несколько мелких государств, которые сберегли традиции и культуру хеттов. Наиболее преуспевающими из них стали Табал и Хатти со столицей в Каркемише. К концу $VIII$ в. до н. э. значительная часть данных государств оказалось в руках Ассирийского государства. Хеттские языки и письменность пропадают, а само имя хеттов забывается.

Первым населением Малой Азии были хатты. Их язык родственен современным адыго-абхазским языкам. Индоевропейские племена застали их в последней трети III тыс до н.э. Они восприняли у хаттов название их страны “Хатти” и переняли у хаттов множество элементов материальной и духовной культуры. Особенно сильно хаттское влияние (в религии, государственном культе, придворном обиходе и других сферах жизни) в эпоху Древнехеттского царства (18-16вв. до н.э.). Начало Хеттской государственности восходит к царской династии из города-государства Куссара. Царь этого города Питхана завоевывает Месу и делает в нем царем своего сына – Анитту. Он подчиняет себе города-государства Бурусханду и Хаттуас. К моменту образования Хеттского царства царская династия из Куссара сохранила свое преобладание. Первые цари короновались в Куссаре.

Связи малоазийцев с представителями более высокой культуры (аккадцы, ассирийцы) ускорили продвижение древних анатолийцев к цивилизации.

История хеттов делится на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Среднее царство обычно называют “темным периодом” в истории хеттов, из-за отсутствия письменных источников. Но известно, что в “темный период” в жизни государства появилось хурритское политическое и культурное влияние.

Основатель царства Лабарна начал свои завоевательные походы, создав государство от Черного до Средиземного морей. Мурсилис I покорил Вавилон, тем самым положив конец I Вавилонской династии (переемники Хаммурапи).

В начальный период хеттской государственности власть царей ограничивало народное собрание и совет знати. Впоследствии, после успешной завоевательной политики наблюдается усиление реальной власти царей. Хеттское царство вело почти непрерывные войны. Они приводили к постоянному притоку в страну военнопленных и угнанного мирного населения. По сравнению с другими странами Передней Азии у хеттов был более высокий уровень использования рабского труда в хозяйстве.

В последующее время Древнехеттское царство на всех границах подвергалось ожесточенным нападениям хурритов. Они нарушили внешние границы и внутренний порядок в стране. Начались смуты в придворной среде с кровавыми исходами. Стабилизация произошла при 8 царе династии Темпинусе: путем упорядочения законного наследования трона был введен порядок в придворной среде.

В “смутном” среднем царстве усилилось хуриттское влияние. Цари имели два имени: одно из них тронное хеттское, второе – собственно хурритское.

Новохеттское царство (около 1400-1200гг. до н.э.) начинается с успешных завоеваний первых малоизвестных царей. А после них очередной узурпатор Суппилулиумас I создает новую мощную Хеттскую державу. К этому времени постоянным сильным противником хеттов становится воинственные племена касков с северо-востока. Хетты установили свое влияние в Северной Сирии и началось хеттско-египетское противостояние. В 1296г. был заключен мирный договор между Рамсесом II и Хаттусилисом III, объединившихся против растущей мощи Ассирии. Самым сильным и опасным врагом на западе были греки-ахейцы.

В конце XII в. до н.э. с Балкан и островов Средиземноморья на страны Передней Азии хлынули полчиа “народов моря”. После разрушения ими хеттской столицы Хаттуаса последний царь Суппилулиумас II был вынужден бежать на остров Кипр. Так перестало существовать Хеттское царство. В итоге эгейского переселения народов этнический состав Малой Азии значительно изменился. Остатки хеттского населения отступили на юго-восток, в Северную Сирию, где образовали небольшие государства. Часть населения отступила на северо-восток в области Закавказья.

Социально-экономический строй . Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкое распространение получило животноводство. Развито ремесло.

Главное общественное богатство – земля – принадлежала государству, либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило уорнями в доклассовую эпоху. Значительную долю государственной земли составляли крупные царские хозяйства. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации были обязательная служба царю, уплата натурального налога и трудовых повинностей. В общинном же секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальных характер, а их старейшины наделялись судебной и административной властью. В частно-общинном и в государственном секторах широко применялся труд рабов, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. Все население страны делилось на 2 группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую группу – сословие “свободных” – входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма (чины общин коренных хеттских городов). Вторая группа – “несвободные” – включала всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация (непосредственные производители, сидящие как на государственной, так и на общинной земле или занятые в ремесле). Но в то же время к этой группе относилось и множество должностных лиц, для которых сахханом являлось непосредственно служба царю или храму.

Положение “несвободных” непосредственных производителей вне общины было разнообразным: среди них находились и рабы, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, а также крепостные землевладельцы, богатые и имеющие по нескольку рабов. Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью и некоторыми чертами конфедеративности. Существовала система удельных царств, связанных с центральной властью вассально-союзными договорами. Верховную власть представлял “великий царь”. Важную и самостоятельную роль играла царица, приобретавшая полноту своего статуса лишь после смерти матери своего супруга. Государственности приписывалось сакральное и космическое происхождение.

Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII-XV вв. В начале II тысячелетия складывается более пестрая система номовых государств.

Через систему торговых колоний шла международная торговля.

Учащаются военные столкновения номовых государств. В первой половине XVIII в. происходит объединение большей части Восточной Малой Азии царями Куссара - Питханой и Аниттой.

Анитта стал подлинным основателем «Хеттского» царства.

Древнехеттский период (XVIII-XVI вв.) сильны традиции родового строя. Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, составлявших в то же время войсковое народное собрание - панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины). Важное место в последней занимали члены царского. Преемником царя делался сын его сестры. Панкус и тулия существенно ограничивали власть царей.

На исходе XVIII в. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому царскому дому. При одном из царей этой династии, Лабарне I (ок. 1675-1650 гг.) формирование государства было завершено. Лабарна раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря. Его племянник-преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг.) перенес столицу в Хаттусу. Новым престолонаследником был назначен его усыновленный внук Мурсили, вскоре ставший соправителем деда. Уже в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг.). Этот могущественный правитель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. совершил поход на отдаленный. Низвергнув династию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добычей.

Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит мужем своей сестры. В течение нескольких десятилетий не прекращались дворцовые смуты. По мере нарастания кризиса знать захватывала все больше власти. Апогеем ее успехов явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей, а заодно установивший жесткий порядок престолонаследия, лишавший царя возможности выбирать преемника по своей воле. Наконец, без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.

Среднехеттский период (первая половина XV в.). В это время хеттские цари без большого успеха принуждены были бороться с Митанни. Ок. 1450 г. удачливый узурпатор, приняв тронное имя Тудхалии (II), основал новую хеттскую династию. Время ее правления образует Новохеттский период (середина XV - начало XII в.).

В период Древнего царства еще значительна роль народного собрания – панкуса, в который входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Собрание выполняли юридические и религиозные функции, но с течением времени значение его сильно снизилось и сам институт отмирает.

Новохеттское царство. Внутренняя и внешняя политика хеттских царей. Хеттские законы. Упадок государства. Царь стал абсолютным правителем и сам назначал себе преемника, так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Характерно, что члены нового, этнически хурритского царского дома принимали хеттские тронные имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов.

Великая Новохеттская держава (XIV-XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства

В начале XIV в. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг.) - блестящий политик и полководец. Он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию и в итоге двух больших войн победить Митанни.

Все успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные политические возможности Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335-1305 гг.), еще мог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромил Арцаву, Хеттские действия затронули и Миллаванду. Затем Мурсили довел до конца войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. Успешно отбросил Ассирию, а на севере систематически громил области касков. Вторую половину XIV в. можно считать апогеем хеттского могущества.

При преемниках Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии - Палестине, продолженное затем Рамсесом И. В целом это контрнаступление оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в грандиозной битве при Кадеше (1286 г.). На протяжение всего XIII в. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции. В то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию и пытается овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата. Положение спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четверть XIII в). Как царь Хаттусили проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. он заключил мирный и союзный договор с Египтом.

При последних хеттских царях - Тудхалии IV и двух его сыновьях, Хеттское царство ведет борьбу на два «фронта» - в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Своего рода третьим «фронтом» становится раздор между великими хеттскими царями и их родичами. Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе. С Ассирией, однако, он воевал в целом безрезультатно. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (И ), снова захватил Кипр. Около 1180 г. на них одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря). В то же время каски, новая волна фрако-фригийцев («мушков»). Новохеттская государственность погибла навсегда. Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков. Все они в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией.

Социально-экономический и государственный строй хеттского общества . Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство. В середине II тысячелетия развивается коневодство.

Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков - искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Большую роль играло садоводство и виноградство.

Развитие ремесла. Особую роль здесь играла металлургия.

Главное общественное богатство - земля - принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода, центральной администрации, различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства.

Основными видами государственной эксплуатации были саххан - обязательная служба царю(а также налоги) и луцци - трудовая повинность. В общинном секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп - сословие «свободных» - входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Второе сословие - «несвободные» - включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами». Положение «несвободных» было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.

Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Система вассально-союзных договоров привязывала все образования к хеттской короне. Такое положение дел привело к бурному развитию хеттской дипломатии.

Верховную власть представлял «великий царь» (табарна). Важную и самостоятельную роль играла царица. Хеттская культура

Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII-XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV-XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.

Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину - умирающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. К киликийским богом плодородия был Сандон, изображавшийся с огромной виноградной кистью. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспомина-ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное ры-царственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были

переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.).

Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам.

Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний