Кто и когда построил михайловский замок. Преступная крепость

Главная / Уильям Шекспир

218 лет назад, 26 февраля 1797 года, в Петербурге был заложен Михайловский замок. Этот дворец был мечтой императора Павла I, но по иронии судьбы именно здесь над ним расправились заговорщики. История одного из самых красивых памятников архитектуры XVIII века всегда была окутана мистикой. сайт вспоминает интересные факты и городские легенды, связанные с замком.

Одержимость замком

Великий князь Павел Петрович задумал построить шикарный дворец еще в 1784 году. С этого момента и начался процесс проектирования здания, который продлился почти 12 лет.

Загадочные совпадения прослеживаются в истории здания с самого начала. К примеру, замок мог быть построен не в центре Петербурга, а в Гатчине. Но впоследствии резиденцию императора поставили именно на том месте, где когда-то находился Летний дворец Елизаветы Петровны. Именно там 20 сентября 1754 года и появился на свет Павел. Спустя 47 лет здесь же он встретит свою смерть. Но обо всем по порядку…

Михайловский замок заменил деревянный Летний дворец. Фото: Commons.wikimedia.org / Aleks G

Павел I взошел на престол в начале ноября 1796 года. Одним из первых его указов был документ о необходимости строительства на набережной реки Фонтанки шикарной резиденции. Ради этого император распорядился остановить многие другие стройки, откуда изымались материалы для замка, эскизы к которому, в числе прочих архитекторов, были подготовлены и самим царем.

Из Исаакиевского собора на набережную Фонтанки везли мрамор, из Таврического дворца - наборный паркет, а из Царского Села доставляли декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. На стройку согнали около шести тысяч человек, которые трудились днем и ночью при свете факелов.

Император доверил реализовывать свою мечту архитектору Василию Баженову и итальянцу Винченцо Бренне. Иностранный специалист доработал проект Баженова, из-за чего впоследствии ошибочно считался единственным автором.

Мнительный Павел I, опасавшийся дворцовых переворотов, желал как можно скорее достроить Михайловский замок, чтобы переехать туда из Зимнего. Замок в его представлении должен был стать неприступной крепостью. Во многом так и было. Роскошное здание расположилось на острове: его омывали Мойка, Фонтанка и два канала. Через них были перекинуты мосты, которые на ночь поднимались.

1 февраля 1801 года император вместе с Марией Федоровной и детьми торжественно переехал во дворец.

Павел I и Мария Федоровна с сыновьями Константином и Александром. Фото: Public Domain

Сияющий юноша

Согласно легенде, название резиденции царь дал из-за видения. Военному, стоявшему в карауле у Летнего дворца, явился юноша, окруженный сиянием. Он сказал солдату: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Впрочем, историки не исключают, что при помощи мистики Павел I, известный своими странностями, пытался оправдать необходимость скорейшего возведения здания.

В данный момент фасад Михайловского дворца реставрируют. Фото: www.russianlook.com

Слово «замок» в названии также принадлежит причуде царя. Он, принявший титул Великого магистра Мальтийского ордена, все свои дворцы именовал «замками».

Этот случай стал единственным в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение стало называться в честь святого.

40 дней в замке

Павлу I было суждено недолго наслаждаться масштабным и дорогостоящим воплощением своей мечты. В Михайловском замке царь прожил только 40 дней.

Император хотел принимать в своей резиденции собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей - ради этого в соответствующем стиле были отделаны несколько парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля 1801 года в Мальтийском тронном зале.

Также за месяц с небольшим в Михайловском замке прошел маскарад, а последним мероприятием стал концерт в Общем Столовом зале, где выступила мадам Шевалье, которая, согласно распространявшимся в тот период слухам, была любовницей Павла I и шпионила на Бонапарта.

Тронный зал Михайловского замка. Фото: Commons.wikimedia.org / Михайловский замок

47 букв

В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, которые сумели проникнуть в крепость, на тот момент окруженную рвами и мостами. От императора в Михайловском замке требовали отречься от престола, но Павел I отказался. Тогда в ход пошла грубая сила: царю проломили голову и задушили шарфом. Впоследствии официальная версия гласила, что император скончался от «апоплексического удара». Информация о заговоре дошла до наших дней благодаря немногочисленным воспоминаниям участников тех событий.

Незадолго до убийства, если верить легенде, в Петербурге появилась юродивая, которая предрекла, что жить царю столько лет, сколько было букв в библейском афоризме, нанесенном над Воскресенскими воротами Михайловского замка: «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней», то есть - 47.

Также в некоторых источниках упоминается, что в день убийства сын Павла I Михаил играл в резиденции, а когда его спросили, что он делает, он ответил, что хоронит своего отца.

После убийства семья оставила Михайловский замок, вернувшись в Зимний дворец.

Призрак царя

Только в 1819 году опустевшее здание отдали Главному инженерному училищу, из-за чего замок стали называть Инженерным. Засыпали каналы, убрали мосты, а позднее провели и перепланировку. В ходе Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а до 1991 года сюда заселялись сразу несколько учреждений. После перестройки Михайловский дворец отдали Русскому музею, которому он принадлежит до сих пор.

Впрочем, согласно преданиям, призрак Павла I так и не смог покинуть место своей смерти, как и перед своей гибелью не смог отречься от престола. Впервые силуэт царя увидели в 1840-х годах. Его заметили солдаты из взвода военного гарнизона, перевозившие имущество. Позднее новые обитатели здания, а также случайные прохожие замечали фигуру, напоминавшую императора.

В окнах Михайловского замка петербуржцам до сих пор мерещится призрак. Фото: www.russianlook.com

Однако не исключается, что образ призрака Павла I создали старшие кадеты Инженерного училища, чтобы запугивать новобранцев. Русский писатель Николай Лесков написал об этом в своей книге «Привидение в Инженерном замке» о дедовщине в училище. В ней призрак был демистифицирован.

В 1980-х годах в замке было проведено неофициальное исследование сотрудниками Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе РАН. Они изучали предполагаемую аномальную активность, но свои выводы, если они и были, широкой огласке не предали.

Как бы то ни было, некоторые из петербуржцев, прогуливающихся мимо Михайловского замка, до сих пор утверждают, что иногда замечают силуэт Павла I в окне.

Название "Михайловский" замок получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых.

Возможно это единственный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное здание названо в честь святого. Кроме этого (если верить Википедии), замок является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Павел любил рыцарскую романтику именно поэтому его резиденцией должен был быть именно замок, а не дворец. 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена и с этого времени он все свои дворцы именовал замками.

Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Есть легенда, что одному часовому, стоявшему ночью на страже в Летнем саду, явилось привидение в виде прекрасного юноши, окружённого сиянием, который приказал ему идти к императору и передать ему волю на этом месте был воздвигнуть храм и дом во имя архистратига Михаила.

Часовой рассказал о видении начальнику, тот доложил выше, так дошло и до императора, который с радостью принял решение о строительстве на этом месте своего замка, которое и сам выбрал уже давно)))

Дворец строили аврально и качественно. Так строят в России только для императоров и олимпиад...

Одновременно со строительством Павел не забывал заниматься и другими государственными делами. В течении своего царствования им было отправлено в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала (из 500) и 2261 штаб-офицеров и обер-офицеров. И не самодурство Павла, а борьба с нарушением воинской дисциплины, казнокрадством, «растаскиванием» солдат из полков и другими обычными в то время должностными преступлениями начальствующего состава.

Он ввел армейские Уставы, создал первые в мире крупные саперные подразделения, заставил офицеров ходить не на балы, а по плацу. Армия поднимала боеготовность и училась воевать настоящим образом, получая современное вооружение и обмундирование.

Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. Хочешь быть дворянином - служи! При этом солдат наказывали редко, им увеличили жалование и медицинское обеспечение. И именно все это в комплексе и позволило позже разбить отлично укомплектованную и обученную армию Наполеона, но вернемся к замку.

После встречи с монахами Мальтийского ордена, Павел по сути присоединил Мальту к России, взяв ее под российскую опеку и охрану. Там планировался большой гарнизон и морская база.

Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Для ускорения строительства, Павел приказал забирать строительные материалы с других объектов. Можно сказать все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект.

Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле.

Со стройки Исаакиевской церкви (тогда Исаакиевского собора еще не было) мрамор, в том числе знаменитый своим мрачным пророчеством фриз, который поместили над главными воротами. О пророчестве можно прочитать под ссылкой в начале поста.

По некоторым легендам Павлу предсказали будущее всех Романовых... и строительством такого замка он хотел защитить не только свою семью, но и всех потомков. Построить для них неприступный дом-крепость, которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог. Не получилось...

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. Внутрь можно было попасть только через тщательно охраняемые мосты.

ТРИ ГОДА! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет.

Обращенный к Фонтанке восточный фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды).

Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), где стоит памятник Петру I (о его легендах и истории создания ниже под ссылкой).

Площадь Коннетабля, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует. Все выглядело как на фото ниже (картинка кликабельна, текст можно прочесть).

В первоначальные проекты Павлом периодически вносились уточнения и улучшения (13 изменений). Он был капризным и властолюбивым монархом. Но замок получился хоть и строим, но изящным.

Трёхчастный мост через Воскресенский канал.

Вид на Инженерный сквер и конную статую Петра I.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста.

Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года.

Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года.

По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров.
В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Есть легенда, что цвет стен замка был выбран в тот перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

В советское время стены замка были кирпично-красного цвета, и считалось что это цвет исторический и таким цвет и был изначально... тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но во время последней реставрации, были найдены остатки первоначальной краски. И этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. Ныне замок имеет именно такой необычный "веселый", я бы даже сказал "женский" цвет.

Многие послы вспоминали что замок был "сырым". Его не успели подготовить к переселению императорской семьи, но Павел все равно решил в нем жить. Чтобы немного уменьшить сырость, на подоконники клали свежеиспеченный горячий хлеб (считалось он хорошо впитывает влагу). Представляете какой в замке был запах и как все это выглядело))) Но согреть холодные и промерзшие толстые стены замка и убрать сырость, да еще в таких больших помещениях в зимние морозы было сложно. Практически невозможно. Все мерзли, но терпели.


Кюгельген фон Г.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей.

Только в спальне самого Павла (которая была отделана белым деревом) было сухо и тепло. Во всех других залах и больших помещениях стоял туман, а у окон встречалась даже наледь в руку толщиной. Увы, но прогреть его как следует Павел так и не успел... как его убили читайте

С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище), а во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) здесь находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную.

Памятник Павлу I. Первому... и последнему...

Памятник скульптора В.Э. Горевого и архитектора В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Этот памятник заслуживает лучшего места чем внутренний двор замка.

Cогласно легенды, в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль".

После убийства Павла, его детище - Михайловский замок, был словно проклят и пришел в запустение.

Александр I (для свадебного подарка), переплавил в столовые приборы серебряные врата церкви. Этот подарок получила его сестра Анна Павловна, королева Нидерландов. Не хотел бы я кушать с таких столовых приборов, даже в современное антирелигиозное время.

Говорят Александр корил себя за участие в заговоре против отца и за причастность к его убийству. Судя по поступкам, не похоже.

Николай I приказал архитекторам снять во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный».


Занятия юнкеров Николаевского инженерного училища в Георгиевском зале.

В 1830-х годах здесь обучались будущие звезды России - писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник, изобретатель дуговой лампы Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов иьдаже композитор Ц. А. Кюи. Здесь получил образование выдающийся советский фортификатор, погибший в гитлеровском концлагере Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.

На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения, затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

К 300-летнему юбилею города Михайловский (Инженерный) замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде. Замок был передан Государственному Русскому музею.

Михайловский замок - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами - Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название - Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея , работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят . В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал» .

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 - 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича - внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстско й). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. - владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 - 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 - 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 - 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей - четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами - рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

A лександр Павлович (12.12.1777 - 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. - император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 - 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 - 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 - 1807 и 1812 - 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 - 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 - 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) - Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 - 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 - 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 - 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 - 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 - 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 - 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 - 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 - 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 - 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 - 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 - 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 - 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 - 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 - 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 - 09.01.1873).

С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.

Михайловский замок Санкт-Петербурга часто называют еще и «Инженерным замком» - этот довольно молодой экскурсионный объект, открытый для посещения широкой публики в 2003 году, считается очень мистическим местом города, неразрывно связанным с трагической судьбой российского императора Павла Первого. Михайловский замок овеян духом масонства и романтики, вокруг него сложилось великое множество городских легенд, привлекающих сюда на экскурсии многочисленных туристов. А о том, что внутри этого сооружения творятся странные и аномальные вещи, известно каждому петербуржцу. И даже строительство замка было с мистической подоплекой. Давайте узнаем об этой достопримечательности Петербурга подробнее.

Выбор места для основания Михайловского замка – самого яркого представителя архитектуры эпохи государя Павла Первого, неразрывно связывается с таинственным чудесным явлением здесь святого архангела Михаила караульному солдату. Раньше на месте этого замка располагался Летний дворец, который был возведен знаменитым архитектором Растрелли по приказу российской императрицы Елизаветы Второй. В стенах того дворца, двадцатого сентября 1754 года появился на свет наследник российского престола – будущий император Павел Петрович. Императрица Елизавета, через некоторое время, отдала предпочтение для проживания Царскому Селу, а здание Летнего дворца стало ветшать и было отдано во временное владение фавориту Григорию Орлову, а позже следующему фавориту Григорию Потемкину. В 1796 году Летний дворец решили сломать. Что касается легенды, почему новый замок назвали «Михайловским»: однажды стоявший на карауле у Летнего дворца солдат увидел человека, возникшего из ниоткуда и окруженного пронзительным сиянием, который сказал, что император должен по указанию архангела Михаила, вместо старого дворца возвести храм в его честь. Часовой рассказал о происшествии императору, тот ответил, что исполнит волю святого и приказал строить новый дворец, который должен был называться «Михайловский замок» и Церковь архистратига Михаила. Он уточнил, что замок должен быть неприступным и предназначенным для постоянного проживания в нем императорской семьи. Кстати, в память о чудесном явлении, на том месте стоит мини-солдатик в нише.

Туристы, посещающие Михайловский замок, понимают, что все там связано с интересной и таинственной личностью - Павлом Первым - императором России, чья очень короткая жизнь полна разных мистических событий, ситуаций и загадок. К тому же, она трагично оборвалась именно в этом замке. Император был неординарной личностью. Павел был рожден императрицей Екатериной Великой от нелюбимого мужа – императора Петра Третьего, на убийство которого, она дала непосредственный приказ, чтобы узурпировать его трон. За это император Павел так и не смог простить свою мать. Он получил отличное образование и прекрасно владел разными искусствами и науками: военным делом, государственным управлением, обожал музыку, театр, архитектуру. Мать отстранила сына от всех государственных дел из-за того, что их взгляды на будущее государства российского были диаметрально противоположны. Павел жил мечтой, чтобы его мать умерла, а он занял бы ее трон. Это случилось шестого ноября 1796 года, а коронация прошла пятого апреля 1797 года. На период восшествия на престол, императору Павлу было сорок два года. Его царствие длилось: четыре года, четыре месяца, четыре дня.

Строительство Михайловского замка было поручено Павлом Винченцо Бренну и архитектору Василию Ивановичу Баженову. Император лично сделал наброски своего будущего дворца и большое внимание уделялось вопросу безопасности и неприступности сооружения. Говорят, что Павел обладал даром предвидения и с удовольствием общался с разными магами, гадалками. Одна из этих ясновидящих предсказала императору будущее его самого и всей семьи Романовых. Узнав о потрясениях, которые ждут его род в будущем, Павел Первый стремился защитить своих потомков, создав замок-крепость, охраняемую не только солдатами и орудиями, но и находящуюся под покровительством высших сил. Забегая вперед, стоит сказать, что весь интерьер и экстерьер замка испещрен магическими символами, связанными с масонством. Что же касается защиты физической, то попасть на территорию Михайловского замка посетители могли лишь по одному из трех подъемных мостов, находящихся под усиленной охраной. А еще, чтобы запутать возможных убийц и заговорщиков, в сооружении было создано много тайных комнат и подземных ходов.

Михайловский замок был торжественно заложен в начале 1797 года. Закладной камень с надписью о дате закладки дворца и о том, что это произошло в присутствии императорской четы Павла Петровича и Марии Федоровны, монеты на счастье и яшмовые кирпичи, император закладывал самолично. Строительство происходило в авральном режиме и круглосуточно. Павел, как говорят, знавший о своей трагической судьбе, очень торопил мастеров. К концу этого же года замок в черновом варианте был уже готов, но его торжественное освящение, вместе с Церковью Святого Михаила произошло в ноябре 1800 года.

Сооружение вышло поистине великолепным: замок сильно напоминал дворцы Европы периода Возрождения, но, его окружали рвы, через которое перекинули подъемные мосты. Все фасады были разными и их украшали изящные статуи из мрамора. Единственной чертой, объединяющей фасады, был необычный для дворца цвет – красновато-оранжевый, как говорят, это был цвет перчатки будущей любовницы императора Павла – Анны Гагариной, являвшейся фрейлиной императрицы, и как бы нечаянно уронившей ее на балу, чтобы привлечь внимание Павла. Но, по другой версии, это был цвет Мальтийского ордена, Великим магистром которого являлся российский император.

По плану, Михайловский замок являлся четырехугольным, и включал три внутренних двора: - основной – восьмиугольной формы; - обращенный к реке Фонтанке – пятиугольной; - к Марсову полю – треугольной. Через основной двор и Воскресенские ворота могли проехать или пройти только представители императорской фамилии, а также посланники. Интерьеры и экстерьеры Михайловского замка Санкт-Петербурга покрыли разнообразными масонскими символами. Кстати, если вы обратите внимание на основной фасад, то увидите пару пустующих ниш, во время правления императора Павла, тут находились статуи «День» и «Ночь» - символы масонства. В оформлении дворца участвовали самые выдающиеся мастера-живописцы - Скотти, Виги, Меттенляйтер, Акимов, Иванов; скульпторы - Альбани, Прокофьев, Соколов. Михайловский замок являлся парадной резиденцией императорского рода, а, заодно, и музеем для выдающихся художественных произведений искусства, принадлежавших императору Павлу. Сегодня, туристы, приехавшие на экскурсию в Михайловский замок, смогут полюбоваться ими в парадных галереях: «Зале Антиков», галерее Рафаэля, галерее Лаокоона, галерее Арабесок. Ряд украшений и мебели для замковых интерьеров создавали по эскизам Бренны и его ученика Росси. Вообще, если определять стиль здания, то это, скорее, русский классицизм.

Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга, стоял на острове, который, с восточной и северной сторон, ограничивали реки Мойка и Фонтанка, а с запада и юга - Воскресенский и Церковный канал. Замок и площадь Коннетабля перед ним, окружили целым рядом сооружений фортификации: каналами, полубастионами, подъемными мостами, пушками. Центр площади Коннетабля украсил памятник Петру Первому, который Павел Первый поставил, чтобы отдать дань своему выдающемуся прадеду.

Церковь Святого Михаила – одно из главных сооружений Михайловского замка. Она расположена под замковым шпилем с улицы Садовой. Здание – небольшой, построенное для семейных служб. На потолке этой церкви до сих пор можно разглядеть всевидящее око - масонский символ.

Карниз главного здания украшала надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Именно эти слова и связаны с легендой о смерти императора Павла: монах Авель предсказал ему, что во время смерти ему будет столько лет, сколько букв в данной надписи, - их было сорок семь. Император Павел, приказал даже соорудить потайную лестницу рядом со своей спальней, чтобы при необходимости покинуть ее и спастись. Правда, теперь увидеть ее не представляется возможным, потому что дверной проем заделали после трагических событий.

Никакие физические защиты Михайловского замка, не смогли избавить императора от печальной участи, которая ему была уготована. Множество изменений в жизни российского общества, внесенных Павлом I, вызвали неудовольствие во многих его слоях, особенно в дворянских. Павел стал для них тираном, и это породило заговор против российского помазанника Божьего. Его убийство произошло ночью с одиннадцатое на двенадцатое марта в императорской спальне Михайловского замка. Случилось так, как и хотел Павел: он здесь родился, здесь прожил последние годы и умер. Только вот император никак не желал умереть в столь молодом возрасте – в сорок семь лет. А в Михайловском замке он прожил всего лишь сорок дней. Утром, после трагедии, осиротевшая семья Романовых покинула дворец, а народ города Петербурга начал веселье и празднества, радуясь освобождению от тирана, несмотря, на официальный траур. Людям была сообщена официальная версия причины смерти императора Павла Первого - апоплексический удар, но на самом деле это было самое настоящее убийство вследствие заговора высокопоставленных аристократов России. Тень подозрений легла даже на сына Павла – будущего императора Александра Первого, который, как говорили, знал, что готовится убийство отца, но не помешал этому и не предупредил его.

Рассказывают, что за несколько дней до смерти, Павлу было видение: его прадед - император Петр Первый пытался предупредить потомка о нависшей опасности. А прямо в день смерти, Павел, заглянув в зеркало, увидел отражение, где он был мертвый и со сломанной шеей. Но, тем не менее, в свой последний день жизни, он был в хорошем расположении духа, поужинав, сказал: Чему быть, того не миновать!», - и пошел спать. Говорят, что убийцы попали в комнату императора именно по тому потайному ходу, который создавали ради возможного спасения Павла. Этот ход имел протяженность в три с половиной километра, он шел прямо к Воронцовскому дворцу.

Нельзя не отметить, сколь мистической и роковой стала для Павла цифра «четыре»: с ней связан и срок царствования этого русского императора, и число дней проживания в Михайловском замке, и даже число лет до полного завершения строительства.

Император Павел Первый умер. Михайловский замок опустел, но лишь для того чтобы тут поселился… призрак убитого хозяина. Здесь стало твориться нечто таинственное и необъяснимое: ночные прохожие часто видели свет одинокой свечи, витающий в темных окнах пустого замка, слышать стоны, шаги или звуки музыки, издаваемой музыкальным инструментом флажолете, его очень любил покойный император Павел. Люди стали шептаться, что свой любимый Михайловский замок хозяин не покинул и после смерти, живя там как призрак. Чтобы умерить разговоры, по приказу императора был заколочен тайный ход, по которому убийцы попали императорскую спальню, все вещи и мебель были оттуда вынесены. Но дурная слава о Михайловском замке, как о гиблом и проклятом месте, уже поползла по городу и люди сознательно сторонились заходить сюда. Так он простоял восемнадцать лет.

Чтобы убрать память о трагедии и энергетически очистить комнату, где погиб Павел, его потомок – император Александр Второй отдал приказ переделать из той злосчастной спальни церковь. Но даже в этом шаге было нечто мистическое: из окон этой комнаты, сквозь Михайловский сад, отлично просматривается точка, где окончил свою жизнь царь Александр Второй – это купола церкви «Спас на крови». Убийства российских императоров – деда и внука, разделены восемью десятками лет, но одинаково коварны и безжалостны.

То, что комната убиенного стала церковью, нисколько не умерило активность призрака Михайловского замка, экскурсоводы рассказывают, что многие сотрудники музея видят его и по сей день, стоит лишь задержаться здесь до темноты. Сторожа говорят, что ночью тут можно услышать хлопанье запертых окон и дверей, шаги, скрип паркета, а если некоторое время смотреть на портрет императора Павла, который висит в одной из зал, то он с него вам подмигнет. Понять, что неспокойный дух убиенного императора гуляет по своим владения, можно, увидев мерцающий свет свечи, которая словно плывет по коридорам самостоятельно. По местной легенде, ежегодно, в день-годовщину своей смерти, дух императора проводит у окна, считая прохожих, а увидев сорок седьмого по счету, он может забрать душу несчастного, если только тот, посмотрев на окно и покорно опустив голову, не пожелает ему «Спокойной ночи», только тогда привидение исчезает.

Рассказывают, что с духом Павла сталкивались даже храбрые военные: однажды ночью солдаты петербургского гарнизона перевозили оружие, но начался сильный дождь, и они решили переждать непогоду в стенах пустующего Михайловского замка, переночевав там. Любопытные солдаты пошли посмотреть, как выглядят покои погибшего императора, но выбежали оттуда бледными и в испарине, они крестились и рассказывали своему командиру о призраке Павла со свечой в руках, который встретил их там.

Царская семья, недовольная слухами о неупокоенной душе, облюбовавшей бывшую императорскую резиденцию, решила отдать здание под Главное инженерное училище, переименовав Михайловский замок в Инженерный замок. Но и это не смогло повлиять на паранормальность этого места . Однажды, караульный ефрейтор Лямин, после смены часовых вышел во двор и увидел тусклый свет, льющийся из окна на третьем этаже. Но, что интересно, он видел свечу, висящую в воздух, словно поддерживаемую невидимой рукой. Когда же он зашел в зал проверить, все ли в порядке, и не забрались туда воры, свет свечи растворился у него на глазах и наступила кромешная тень, где он мог явственно ощутить чье-то присутствие.

Два столетия в стенах Михайловского замка размещались различные военные учебные заведения, потом - ведомственные учреждения, в советское время - жилые квартиры. В это время тут производились постоянные перепланировки замкового ансамбля, его сооружений и исторических интерьеров. Конечно, предварительно все художественные ценности замка были развезены по музеям.

Уже после Великой Отечественной войны власти города узнали, что есть местная легенда о том, что в таинственных подземельях Михайловского замка сокрыт ларец, где находятся христианские реликвии и великие богатства, принадлежавшие в свое время Мальтийскому ордену, в том числе чаша Христа - Грааль, с его помощью можно было совершать перемещения в прошлое и будущее время. Но, где они находятся, точно никто не знал, потому что мастер Бренне, строивший Михайловский замок, уничтожил план тайных подземелий этого сооружения, покинув страну чрез год после убийства Павла Первого. Удивительно, но в атеистической стране, каковой был в те годы Советский Союз, серьезные люди создали целую комиссию по аномальным явлениям, которая пыталась наладить связь с призраком императора и узнать, где же хранятся сокровища. Официально, группа ученых зафиксировала семнадцать аномальных явлений, здесь происходивших, а все материалы, до поры до времени, были строго засекречены. Найти сокровища этим энтузиастам мятежный дух Павла так и не позволил.

В 1991 году, часть замка отдали в ведение «Русского музея», а в 1995 году – полностью. Здесь провели реконструкционные восстановительные работы: возродили исторические интерьеры, знаменитую надпись из сорока семи букв на фасаде, снова установили мраморные статуи. Торжественное открытие возрожденного Михайловского замка Павла Первого произошло в конце 2003 года.

На сегодняшний момент Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга – это популярный городской музей, двери которого открыты для посетителей. В замковых залах находятся постоянные экспозиции:

- «Античные сюжеты русского искусства»;

- «Творчество русских художников в эпоху Ренессанса»;

- «История Михайловского замка и его обитателей»;

- «Открытый фонд скульптуры».

В залах можно полюбоваться богатой коллекцией произведений живописи, а также посетить интересные временные выставки.

К замковому ансамблю относятся и павильоны Инженерной улицы, также находящиеся в ведении Русского музея: - «Восточный» - это «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»; - «Западный» - это «Центр мультимедиа», с экспозицией «Романтический император», здесь же располагается Центр координации «Русский музей: виртуальный филиал».

Адрес Михайловского (Инженерного) замка Санкт-Петербурга: улица Садовая, дом 2. Это в центре города.

Как добраться до Михайловского замка?
- На метро, выйдя на станции «Гостиный двор», пройдя семьсот метров по улице Садовая.

Цена билета в Михайловский замок: знакомство с замком самостоятельно – четыреста пятьдесят рублей, для туристов, которые заказывают экскурсию, проводимую сотрудниками Михайловского замка, – шестьсот рублей. Но туристические экскурсионные группы собирают лишь турфирмы.

Сложно порекомендовать: посетить замок , потому что это дело вкуса. Согласно отзывов туристов, даже приехав сюда самостоятельно, можно узнать многое, переходя из зала в зал, читая пояснительные информационные таблички, которые есть почти в каждой комнате. Кроме того, в двух залах есть телевизоры, на которых можно просмотреть документальный фильм, который посвящен экспозиции Михайловского замка. Конечно, огромный плюс посещения этого места в составе экскурсии, то, что лишь организованные группы имеют возможность посетить бывшую спальню императора Павла и Церковь Святого Михаила.

Время работы Михайловского замка: понедельник - с десяти утра до пяти вечера; вторник – выходной день; со среды по воскресенье – с десяти утра до шести вечера. Кассы перестают работать на один час раньше закрытия музея.

Это одно из самых таинственных мест Петербурга. Задуманный как островок спасения несчастного русского императора, замок стал местом его гибели… Давайте перенесемся в галереи Михайловского замка и прислушаемся, какую историю поведает краска фасада, о чем шепчутся портреты на стенах, о чьих шагах расскажет спальня убиенного императора. И все-таки попытаемся отыскать мост между мифами и реальностью.

Крылатый покровитель
Прежде на Руси царские дворцы называли, как правило, либо по имени владельца, либо по топонимическому принципу. Замок же был назван по имени архангела Михаила. Возможно, неожиданное имя объяснялось тем, что Павел вступил на престол как раз накануне дня этого архангела, которого он считал к тому же Небесным покровителем своей семьи. Существует и еще одно объяснение неожиданному имени замка. В воспоминаниях многих современников Павла записана легенда: якобы часовому, стояв-шему в карауле у старого Летнего дворца (прежде размещавшегося на месте Михайловского замка), однажды явился архангел Михаил. И повелел передать императору приказ: построить на этом месте церковь в его, архангела, честь. По замыслу Павла I, Михайловский замок должен был стать не просто очередной императорской резиденцией, но и символом его царствования.

Легенда №1. «Мадам, вы обронили!»
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Арханге-ла Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила пер-чатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из при-сутствующих мужчин поднял ее, и собирался, было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение, за-думавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для со-ставления колора дворца.

Антилегенда №1. А царю не до перчаток!
Павел торопил со строительством замка. Вопреки здравому смыслу, логике и строитель-ному опыту рытье рвов под фундаменты начали глубокой осенью, а кладку стен — зимой! Штукатурные и отделочные работы велись почти одновременно. Не оставалось времени на просушку и необходимую выдержку. Освящение замка состоялось 8 ноября 1800 года, через три года после его торжественной закладки. Вряд ли перед Павлом всерьез стояла проблема выбора цвета фасадов замка, и вряд ли в этом выборе такую решающую роль сыграла будущая фаворитка Анна Лопухина - хотя чего только не было в российской истории!… Скорее всего, архитектура Михайловского замка, необычная для северной столицы, исключала применение тради¬ционных классицистических тонов петербургских зданий. Так или иначе, загадочный цвет Михайловского замка оказался настолько удачным, что другую окраску этого «памятника ти¬рана» невозможно представить. История с покраской фасадов Михайловского замка на этом не закончилась. Легендарная рыцарская любезность императора по отношению к даме выз¬вала волну вер-ноподданнических чувств у приближенных. И фасады многих петербургских особняков были поспешно пе¬рекрашены в мрачноватый цвет царской резиденции.

Легенда №2. Азбука смерти
В самом конце 18 века в Петербурге на Смоленском кладбище, что на Васильевском острове, появилась юродивая. Она предрекала скорую кончину императору Павлу Петро-вичу, добавляя при этом, что жить ему на земле столько лет, сколько букв в тексте изре-чения над главными воротами в Михайловский замок. Из уст в уста передавалось в Петербурге это мрачное предсказание, пока не стало повсеместно распространенным поверьем. С суеверным страхом и тайной надеждой ждали наступления 1801 года. Считали и пересчитывали буквы библейского текста…

Антилегенда №2 Кто похитил надпись?
Это изречение было предназначено для украшения фасада Исаакиевского собора. Но вместе с облицовочными мраморными плитами и другими строительными материалами ка-менная надпись была взята у строившегося храма, что, возможно, и стало поводом для суеверных предположений. Когда замок освятили, он был еще не готов. Весь ноябрь, декабрь и январь следующего года пытались закончить внутреннее убранство и изгнать из помещений чудовищную сырость. Ни того, ни другого не успели. Нетерпеливый и настойчивый в своем нетерпении, Павел вместе со сво¬им многочисленным семейством 1 февраля 1801 года въехал в новую резиденцию. А в ночь с 11 на 12 марта он был убит. Смерть императора, как утверждают многие современники, превратилась в какой-то праздник. На улицах открыто, не стес¬няясь радостных слез, словно во время Пасхи, цело-вались и поздравляли друг друга совершенно незнакомые люди. Осо¬бенно много народа собиралось у Михайловского замка. Вчи¬тывались в чеканные буквы библейского изрече-ния: ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ. Вновь считали и пересчитывали буквы. По странному совпадению количество их равня-лось количеству лет, прожитых императором Павлом Петровичем! В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Пе¬тербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о су¬ществующем. То же самое повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем упоминания о нем как будто исчезают. Исчезает и сама надпись, памятью о которой оста-лась петер¬бургская легенда да темные точки на чистом поле фриза над Воскресенскими воротами замка давние меты крепления мистических знаков.

Легенда №3. Его прозрачное величество
После смерти Павла I, Михайловский замок остался без хозяина… Чертежи, хранящие тайны подземелий были уничтожены самим Бренне, уехавшим из России ровно через год после убийства царя. С тех пор с замком стало происходить что-то неладное. Говорят, что в совершенно пустой заброшенной резиденции после полуночи слышались шаги, стоны и иногда был виден слабый тусклый свет. Люди стали сторониться этого места. Мрачный полуразрушенный дворец, овеянный дурной славой пустовал 18 лет. А затем случилось так, что после долгих раздумий царская семья приняла решение разместить здесь Главное инженерное училище (отсюда новое название замка - Инженерный). Однажды команда солдат столичного гарнизона, перевозящая военное имущество, застигнутая ливнем, была вынуждена заночевать в еще пустующем дворце. Старший - унтер-офицер - позволил подчиненным осмотреть бывшие царские покои. Буквально через полчаса один из солдат с перекошенным от страха лицом, лихорадочно крестясь, доложил о виденном им призра-ке со свечою в руке. Через некоторое время в замке сосредоточили имущество училища, выставили для охраны караул. И вот как-то ночью разводящий ефрейтор, некто Лямин, произведя смену часовых, справил малую нужду прямо у входа. Повернув голову в сторо-ну, он обратил внимание на падающее на газон светлое пятно, исходящее из окна третьего этажа. Ефрейтор отошел подальше и вгляделся в окно. Горела свеча. Причем она не стояла на подоконнике, а трепетала и парила в воздухе. Свечу держала незримая рука… Поговаривают, что и в наши времена мятущаяся душа убиенного императора иногда посещает свой замок.

Антилегенда №3. Экскурсии в убийство…
Скорее всего, гамлетовская история с явлением императора свя¬зана с юношескими прока-зами кадетов. Но нам важно, что она и после смерти Павла последовательно продолжает логичес¬кий ряд мистических преданий об императоре, незримая тень которого вот уже два столетия окрашивает биографию Михай¬ловского замка в сумрачные тона недосказан-ности и тайны.
А чтобы толкам и домыслам о старом замке не пропадать, петербургская экскурсионная фирма придумала необычную полночную экскурсию. Экскурсанты подъезжают к рези-денции Павла в половину первого, именно тогда, когда подошли к этому дворцу заговор-щики. Входят в Михайловский через Рождественские ворота и стремительно, в безумном ритме преступления - через бывшую караульную комнату и библиотеку поднимаются к спальне Павла. И здесь узнают о случившемся мартовской ночью 1801 года во всех страшных подробностях.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний