Владимирские князья андрей боголюбский и всеволод большое гнездо. XI

Главная / Н. В. Гоголь

Причины феодальной раздробленности: XII - конец XV

Феодальная раздробленность на Руси. Причины и последствия.

Внешние Внутренние
половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточённая междоусобная борьба среди Рюриковичей.
напор степных кочевников усиление местных князей
бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования
Низкий уровень развития ПС, натуральное хозяйство. Земля- главная ценность

Последствия:

1.усилением местных князей

2.бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования

3.ослабление обороноспособности

В 9 - 12 веках происходит колонизация Северо-Восточной Руси - заселение славянской народностью финно-угорских земель между Окой и Волгой. Впоследствии на этой территории образовывается одно из самых влиятельных княжеств Удельной Руси -Владимиро-Суздальские земли (12 - 15 вв.) Началось независимое развитие Владимиро-Суздальского княжества в 1154 г. при Юрии Долгоруком, ставшим великим киевским князем. Он сделал столицей княжества г. Суздаль. 1157 г. - начало правления сына князя Долгорукого - Андрей Боголюбского. Князь Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Он укреплял свою власть, распространял её на остальные земли. Князь Боголюбский активно отстраивал и возвышал свое княжество, хотел, чтобы оно стало религиозным центром всей Руси.

С 1176 по 1212 гг. правление брата Андрея - Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), имевшего большое количество наследников. При нем княжество достигло могущества. После его кончины княжество было разделено на многочисленных наследников, что способствовало завоеванию монголо-татарамии установлению власти Золотой Орды над землями Удельной Руси.

Географическое положение Владимиро-Суздальского княжества было благоприятным для земледелия, скотоводства, охоты и рыбного промысла.

К особенностям политического и экономического развития Владимиро-Суздальского княжества можно отнести:

Более медленное складывание феодальных отношений, чем в Киевской земле. (Ко времени распада Древней Руси здесь не успело сформироваться сильное боярство, кроме г. Ростова);



Стремительный рост новых городов (Владимир, Ярославль, Москва и другие), успешно конкурирующих со старыми (Ростов и Суздаль) и служащих опорой княжеской власти. Москва впоследствии сделала земли Северо-Восточной Руси основой единого централизованного государства;

Главный источник доходов - сборы с населения (в том числе на многочисленные постройки);

Военная организация земли состояла из княжеской дружины и феодального ополчения;

Отношения крестьян с феодалами основывались на нормах Русской Правды. Она использовалась во Владимиро-Суздальском княжестве дольше, чем в остальных;

Высшее духовенство играло немаловажную роль в жизни государства.

Со стороны внешней политики существовало 3 основных направления, осуществляемых князьями Северно-Восточной Руси:

Волжская Булгария;

Новгород;

13. Новгородская и Псковская феодальные республики: особенности экономического и политического развития.

Территория и хозяйство

Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств. Новгородские земли простирались на огромные расстояния: от Балтийских гор до Уральских, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Основным занятием населения было земледелие. Однако, за исключением юго-западной окраины, новгородские земли или вовсе были непригодны для сельского хозяйства, или были малоплодородными. Поэтому Новгороду никогда не хватало своего хлеба для обеспечения многочисленного городского населения. В этом смысле Новгородское государство было не самодовлеющем и постоянно нуждалось в привозном хлебе. Кроме того, были развиты такие отрасли хозяйства, как рыболовство, охота, бортничество, добыча железа и соли. Значительное место занимали ремесла: гончарное, кузнечное, войлочное, кожевенное и др.

Новгород располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию, в Норвегию, в Данию, в Волжскую Булгарию, Хазарию и страны Востока, в Византию, на балканский п-ов. Поэтому внутренняя и внешняя торговля играли большую роль в экономике. Главное богатство новгородских земель составляли ценные меха - собольи, лисьи, бобровые и др.,- которые в огромных количествах вывозились в Среднюю и Западную Европу. Кроме мехов Новгород поставлял в Европу кожу, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строительный лес, изделия новгородских ремесленников. Привозились же сукна и другие материалы, вина, металлические изделия.

Уже в XII в. в Новгороде была заграничная торговая фактория, так называемый Готский двор, а также дворы приезжих русских купцов. Новгородские купцы, со своей стороны, целыми партиями ездили для торговых операций в различные земли русского мира.

Торговля как внутренняя, так и внешняя также была достаточно развита в Пскове, но здесь она не играла той исключительно важной роли, как в Новгороде. В Пскове, с его плодородной землей, главное место занимало земледелие. Важной отраслью сельского хозяйств было выращивание льна и конопли, получило развитие огородничество. Усиленное строительство церковных зданий и военных укреплений способствовало образованию многолюдных групп строительных мастеров и рабочих.

Таким образом, псковское народное хозяйство представляло собой устойчивую комбинацию различных отраслей - сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Уверенное же хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он не знал внешней опасности: ни печенеги, ни половцы не доходили до этих мест; немецкие рыцари появились здесь позднее. Это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края, в котором основным экономическим фактором была не земля, а капитал.

2.Развитие политической свободы и самостоятельности Новгорода и Пскова

В X - XI вв. Новгород находился под властью великих князей Киевских, которые держали в нем своего наместника и которым Новгород до времен Ярослава Мудрого платил дань.

Разделение Руси в XI - XII вв. на несколько отдельных княжеств ослабило силу и влияние Киевского князя, а раздоры и междоусобия в княжеском роде предоставили возможность приглашать на княжение к себе того из князей-соперников, который был бы ему «люб». В течение всего XI в. великие князья Киевские еще продолжают рассматривать Новгород как свое владение и считают себя вправе посылать туда князем одного из своих сыновей, но к концу этого века новгородцы проявляют уже стремление к самостоятельности. Об этом свидетельствует то, что принимая от киевских князей наместников - сыновей, местная аристократия стремилась «выкормить» своего князя, который бы прежде всего отстаивал интересы господина Великого Новгорода. Так, своим «вскормленником» новгородцы считали сына Мономаха Мстислава Владимировича. И когда Святополк II, заняв киевский престол, попытался послать туда своего сына, то новгородцы выразили резкий протест и заявили, что князь посылает его на верную смерть: «Вот, князь, мы пришли к тебе, и вот что нам велено сказать: не хотим Святополка, ни сына его, если у твоего сына две головы, то пошли его в Новгород».

Эта «бескровная революция», ограничившаяся перебранкой новгородских послов с великим князем Киевским, означала в сущности конец власти последнего над Великим Новгородом.

Так же новгородцы воспротивились присылке сюда вместо Мстислава его сына Всеволода: он не был с малолетства « вскормлен» в Новгороде.

В дальнейшем во времена Владимира Мономаха и его сына Мстислава, благоволившего к Новгороду, городская правящая верхушка веля себя более или менее лояльно.

По мере ослабления власти киевских князей, развития политического сепаратизма, Новгород становился все более независимым от Киева. После смерти в 1132г. Мстислава Владимировича новгородцы сразу почувствовали себя господами в своем доме. В Новгороде тогда продолжал сидеть Всеволод Мстиславович.

В 1136г., воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, оставшегося без поддержки духовенства и купцов, и его изгнания, бояре Новгорода захватили власть и установили свое политическое господство. Новгород стал феодальной боярской олигархической республикой.

Так в 1140 г. был изгнан князь Святослав Ольгович.

В 1212 г. «показаша путь полководцы князю Всеволоду»

В 1230 г. «путь показаша» князю Ростиславу и т.д. Новгородская летопись.

Развитие политической свободы в Новгороде привело к тому, что теперь должности посадника, тысяцкого и владыки архиепископа новгородского становятся выборными. Право сменять эти должностные лица принадлежит только вечу, которое становится полновластным распорядителем судеб Новгородского государства.

Но если Новгород освободился от зависимости от Киева, то Псков от зависимости от своего «старшего брата» Новгорода.

Псковская земля входила в Новгородскую республику до середины XIV века. Первоначально Псков считался пригородом Новгорода, но очень рано он обнаружил стремление к самостоятельности. Уже в 1137г. псковичи призвали к себе Всеволода Мстиславича, изгнанного из Новгорода, и «отложились» от новгородцев.

В начале XIV века Псков делает важнейшее на пути к политической независимости: он отказывается принимать посадников от Новгорода. Псковское вече само стало избирать своих посадников из числа псковских бояр. В 1323 г. немцы напали на псковскую землю. Псков обратился за помощью к Новгороду, но поддержки не получил. Несмотря на это немцы были разбиты и изгнаны. С этого времени Псков вел самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Соседние государства вынуждены были признать независимость Пскова. Только Новгород по-прежнему смотрел на Псков как на свой пригород.

В 1348 г. по причине нападения шведов на Новгород, последний вынужден был просить помощи у Пскова. Псков выслал свои войска на помощь и шведы потерпели поражение. Затем был заключен так называемый «Болотовский мир» между Новгородом и Псковом, согласно которому Новгород отказался от притязаний на Псков. Так Псков превратился в самостоятельное государство - Псковскую республику.

Государственный строй и управление Новгорода и Пскова

Государственный строй Новгорода и Пскова отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен, как уже отмечалось, как феодальная (боярская) республика.

Управление Новгородом и Псковом строилось следующим образом: город делился на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост.

Вече

Формально высшим органом государственной власти было вече - собрание всех полноправных граждан республики. В Новгороде оно проходило либо на Ярославском дворе (западный берег реки Волхов), либо около Софийского собора (восточный берег), а в Пскове на площади Троицкого собора. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать вече. Компетенция веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила В 1471г. (примерная дата) вечем была принята и утверждена Новгородская судная грамота, в статьях которой нашли отражение особенности политического строя Новгородской республики, а также судопроизводства., оно приглашало князя, заключало с ним договор или изгоняло его; вече избирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого; выбирало новгородского епископа; оно сосредоточило в своих руках всю военную и судебную власть; руководило всеми делами внешней и внутренней политики.

Совет господ

Однако реальная власть в Новгороде принадлежала Совету господ Другие названия: господа (в Пскове), оспода.. Совет состоял из посадника, тысяцкого, бывших («старых») посадников и тысяцких, сотских, кончанских старост, т.е. верхушки феодалов. Возглавлял Совет новгородский архиепископ. Владыка был ключевой фигурой в управлении республикой. В его руках государственная казна. Имя владыки стоит первым на всех важнейших государственных актах и договорах. Владычный наместник - обязательный участник государственного судопроизводства.

Совет господ предварительно рассматривал все дела, которые подлежали рассмотрению вечем, и предлагал ему готовые решения. Также Совет руководил военным делом, внешними сношениями, финансами, деятельностью высших должностных лиц, предлагал вечу кандидатуру на ту или иную высшую должность.

Исходя из этого, можно сказать, что к XV в. вече превращается в орган власти боярской олигархии.

Посадничество

Высшим должностным лицом в Новгороде и Пскове был посадник. Он являлся главой республики: обладал военными, административными и судебными полномочиями. В отличие от Новгорода в Пскове было два посадника. Выборы посадника в Новгороде проводились ежегодно, а в Пскове они избирались на неопределенный срок: до тех пор, пока были «любы» вечевому собранию.

Посадник председательствовал на вече. От имени веча он осуществлял контроль за деятельностью князя, а также контролировал деятельность всех должностных лиц. Во время войны посадник выступал в поход со всем войском как помощник и советник князя, в отсутствие которого он командовал войском и судил. Кроме того посадник следил за взысканием подати с населения.

С середины XIV в. в Новгороде избирают сразу 6 посадников с пожизненными полномочиями, но одного из них избирают на должность главного - степенного Степень - помост на главной вечевой площади Новгорода, с которой высшие должностные лица обращались к народу.- посадника.

Тысяцкий

Вторым высшим должностным лицом в Новгороде был тысяцкий. На войне он командовал народным ополчением, а в мирное время занимался вопросами торговли и осуществлял суд по торговым делам. Помимо этого он осуществлял полицейский надзор за порядком в Новгороде.

За свою службу и посадник и тысяцкий получали поралье Поралье - налог с каждого плуга..

Роль князя в управлении Новгорода и Пскова

Важнейшей функцией князей была защита Новгородской и Псковской республик от нападения извне. Князь также наблюдал за возведением оборонительных укреплений вокруг городов, выполнял судебные функции, участвовал в вече. Иногда князь направлялся в соседние страны.

Важнейшим источником доходов князя являлись судебные пошлины.

Сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 - 15 апреля 1212) стал великим князем в 1176 году и правил почти 37 лет. За годы его правления Владимирская Русь достигла пика своего могущества. Автор «Слова о полку Игореве» подчеркивая силу его державы, писал, что армия великого князя может «веслами Волгу разбрызгать, а Дон шеломами вычерпать». Времена правления Всеволода III - это период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Прозвище же свое – Большое Гнездо – Всеволод Юрьевич получил за большое потомство: у него было двенадцать детей (восемь сыновей и четыре дочери).

Период смуты

Во время правления Андрея Боголюбского Всеволод был на Южной Руси, выполнял распоряжения старшего брата. После убийства Андрея в 1174 году, во Владимир явились ростовские и суздальские бояре с посольством Глеба Рязанского и созвали вече, где был поднят вопрос: кого приглашать на престол. Казалось, что престол должны занять младшие братья убитого князя – Михаил и Всеволод, которые являлись его ближайшими сподвижниками и продолжателями великодержавной политики. Однако, бояре даже слушать об этом не желали. Говорили, что Ростов и Суздаль «старшие» города, а Владимир их «пригород», его жители лишь холопы-«каменщики», и не могут решать вопросы такого характера. Сподвижники и братья Андрея не устраивали ростово-суздальское боярство, могли и покарать заговорщиков, к тому же продолжить самодержавную политику, ограничивая самовольство бояр. Они высказались за племянников великого князя – Мстислава и Ярополка Ростиславичей. Это были сыновья Ростислава Юрьевича - старшего сына князя Юрия Долгорукого, брата князя Андрея.

Оба этих князя были участниками заговора царевны Анны против Андрея Боголюбского (подробнее в статье Андрей Боголюбский и созидание Владимирской Руси. Борьба с происками Византии) и их изгнали из Владимиро-Суздальской земли. После этого они находились на юге Руси, но нигде не отличились и не закрепились. Именно такие князя – бесцветные, «гибкие» и требовались боярству. К тому же Глеб Рязанский был женат на их сестре, и поддерживал их стремление занять Ростов и Суздаль.

Надо сказать, что пока ростово-суздальские бояре плели свои сети, все четыре князя ещё не ведали о смерти Андрея, ни ситуации во Владимирской державе. Они даже в это время были в хороших отношениях между собой. Более того, гостили у Святослава Черниговского, который выступал в роли покровителя потомком Долгорукова, оказывал им поддержку (в своё время Юрий Долгорукий помог Святославу, и тот долг не забыл). Когда в Чернигов прибыла делегация ростовских бояр, которые призвали на стол Ростиславичей, они даже не поняли, что происходит. Обсудили ситуация вчетвером, по-родственному и приняли решение, что княжить должен старший, Михаил. Ростиславичи сообщили, что уступают ему, и во Владимир поехали все вместе. Бояре, узнав о ситуации, выслали второе посольство, которое перехватило князей в Москве. Они смогли переманить Ростиславичей на свою сторону, и тайком увезли их от Михаила и Всеволода. В Переяславле-Залесском Мстислава провозгласили великим князем.

Однако жители Владимира не смирились с этим решением и пригласили к себе братьев Боголюбского и объявили государём Михаила. Однако править ему не удалось. К Владимиру привёл рязанско-муромскую рать Глеб Рязанский и подошли ростово-суздальские полки. Они обложили город, но владимирцы отказались сдаваться. В течение 7 недель горожане стояли за Михаила и мужественно защищались. Два месяца рязанцы, муромцы, ростовчане и суздальцы осаждали Владимир и разоряли окрестные села. Михаил и Всеволод были опытными воинами, но не ожидали, что едут на войну, приехали с небольшой свитой, оставив дружины на юге. Горожане держались, пока не закончилось продовольствие, голод вынудил их начать переговоры. Они попросили Михаила уехать. Михаил и Всеволод смогли выскользнуть из кольца блокады. Горожане согласились покориться Ярополку и Мстиславу, только взяв с них клятву, не мстить Владимиру.

Великое княжество было поделено на две части. Мстислав Ростиславич сел княжить в Ростове и Суздале, его брат Ярополк во Владимире. Таким образом, столицей княжества вновь ненадолго стал Ростов. Они договорились и с новгородским боярством. Из Великого Новгорода изгнали сына Андрея Боголюбского Юрия (Георгия), призвав на его место сына Мстислава. Однако вскоре ситуация вновь была дестабилизирована. Слишком уж по-хищнически вели себя победители. В результате победы Ростиславичей положение простого народа серьёзно ухудшилось. В Ростово-Суздальском княжестве бояре спешили вознаградить себя за долгое воздержание, когда Долгорукий и Боголюбский держали их в узде. Захватывали княжеские деревни, неволили свободные крестьянские общины, захватили в свои руки сбор податей, драли с людей три шкуры (налоги брали мехами). Расставили своих людей на административных постах. Князь Мстислав оказался удобным правителем, он одобрял все решения бояр. К тому же князь раздавал своим дружинникам должности посадников в Ростово-Суздальской земле и закрывал глаза на судебные «взыски» и взятки. Дружинники же глядя на бояр, и оставаясь без княжеского пригляда, то же начинали себя вести как хищники.

Во Владимирском княжестве дела шли ещё хуже. Здесь хозяйничал Глеб Рязанский – и его воины вели себя как захватчики, грабили дома купцов, ремесленников, церкви, разоряли села. Уделы и доходы, которые Андрей назначил Успенскому собору, Ярополк отнял в свою пользу (как и казну собора). В Рязань отдали даже Владимирскую (Вышегородскую) икону, которая считалась чудотворной. Владимирцы не выдержали такого надругательства и послали в Чернигов гонцов к Михаилу: «Иди на престол Боголюбского, а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя, мы на всё готовы и с Божьей помощью никому не уступим».

Михаил и Всеволод дали своё согласие. Они и сами были не прочь отомстить за обиду. Собрали свои дружины, небольшие, но умелые, участвовавшие во множестве схваток на южном пограничье. Их поддержал Святослав Черниговский, выдели рать со своим сыном. Внезапным налетом они заняли Москву. Здесь к ним присоединился князь Юрий (их племянник), которого выгнали из Новгорода. В рать вливались владимирские ополченцы. Правда, Михаил был болен, слёг, мучили старые раны. Но он возглавил поход, его везли в носилках. Враги в это время то же не спали, поднимали войска. Ярополк с рязанскими войсками двинулся навстречу. Их смогли перехитрить, владимирцы показали князьям другую дорогу и они разминулись с противником. Ярополк теперь стал «догоняющим». Он послал гонцов к Мстиславу и сообщил, что враги идут «в малом числе», Михаил болен и не может возглавлять войско. Предложил, чтобы Мстислав закрыл дорогу на Владимир, взять в клещи противника.

Мстислав и его бояре план приняли. У речки Дубровицы из-за холма на рать Юрьевичей выскочил суздальский полк. Но увидев, что силы противника, вопреки ожиданиям, не малы, суздальцы смутились. Они не знали, что владимирцы уже успели соединиться с дружинами Михаила и Всеволода. Михаил использовал эту заминку для того, чтобы построить войска и перейти в атаку. Суздальцев смяли, многие сдались. 15 июня 1175 года Михаил торжественно вошёл во Владимир. Его встречали как избавителя. Горожане Ростова и Суздаля тоже прислали делегацию, признали власть Михаила. Ярополк сбежал в Рязань, а Мстислав в Новгород. Рязанский князь поняв, что сила не на его стороне, попросил мира и вернул Владимирскую икону и другие вывезенные ценности.

Михаил и Всеволод были удовлетворены и не стали воевать с Рязанью. Они даже не стали наказывать ростово-суздальское боярство, которое было вынуждено принести клятву на верность. Михаил казнил только непосредственных участников убийства Андрея Боголюбского, а боярские роды Суздаля и Ростова предпочёл не задевать. Он считал, что прежде всего надо восстановить мир, не раздражать боярство жестокими наказаниями. Он даже своего брата Всеволода, чтобы не вызвать раздражения боярства и конфликта, посадил княжить не в Ростове или Суздале, а Переяславле-Залесском.

Однако конфликт на этом не был исчерпан. Бояре по-прежнему были настроены враждебно и ждали удобного момента для вероломного удара. Они знали, что Михаил серьёзно болен и ждали своего часа. Великий князь владимирский был ещё жив, когда в Ростов тайно вернулся Мстислав Ростиславич. Бояре готовили дружины, формировали войско. В июне 1176 года, прокняжив всего один год, Михаил скончался.

Правда, в это раз владимирцы не дали застать себя врасплох. Они не медлили и вызвали во Владимир Всеволода, провозгласив его великим князем. Всеволод Юрьевич двинул свои войска навстречу ростовской рати Мстислава. Из Суздаля Всеволод сделал попытку примириться с родственником. Владимирский князь предложил остаться каждому в том городе, который его избрал, а Суздаль должен был самостоятельно решить, кого хочет видеть на своём столе. Мстислав заколебался и был готов принять это предложение, но по совету ростовских бояр Добрыни Долгого, Иванка Стефановича и Матиаса Бутовича отверг предложение. Бояре заявили князю: «Если ты мир дашь ему, то мы не даем».

Владимирцы были настроены серьёзно, заявили о готовности биться с Мстиславом до последнего: «если будем побеждены, по пусть возьмут ростовцы жен и детей наших!» К Всеволоду присоединились у Юрьева переяславцы и юрьевцы. 27 июня рати сошлись на поле у рек Липица и Гза вблизи Юрьева. Сеча была «злая», такой ещё не было «николи в Ростовской земле». Бились на истребление, пощады не давали. Владимирцы выдержали удар противника, а переяславскому полку Всеволода удалось смять правый фланг войска Мстислава. После этого опрокинул врага и владимирский полк. Дружина Всеволода организовала преследование и довершила разгром противника. Много видных бояр было убито или пленено, их привели во Владимир в оковах. В этот раз бояр не щадили, их имения и другое имущество были конфискованы. Мстислав смог сбежать в Рязань к Глебу.

Война с Рязанью

Поражение Мстислава и ростовских бояр Глеба Рязанского не смутила, он себя считал достаточно сильным, чтобы справиться с владимирскими «каменщиками». Войну было решено продолжить. Рязанцы сделали набег на Владимирские земли, сожгли Москву, разорили приграничные села.

Битва на реке Колокше (февраль 1177 года). Всеволод решил ответить, но не набегом, а походом, чтобы решить вопрос раз и навсегда. Глеб уже показал себя непримиримым врагом, мирно жить не хотел, соглашений не соблюдал. Рязань стала плацдармом для врагов Владимира, терпеть такое положение Всеволод не собирался. Он стал собирать войска. Прислал воинов Святослав Черниговский с княжичами Олегом и Владимиром, пришёл князь Переяславля Южного Владимир Глебович.

Рязанский князь тоже не сидел, сложа руки. Он позвал на помощь половцев. Противники выступили зимой почти одновременно. Владимирское войско выступило на Рязань кратчайшим путём, от Москвы по льду Москвы-реки. А Глеб вторгся во владимирские земли восточнее, от устья Клязьмы. На Владимир он не пошёл, а напал на Боголюбово, где его не ждали. Город был разграблен, разорили и окрестности. Пока Глеб с половцами разоряли владимирские земли, известия об этом дошли до Всеволода. Он бросил полки наперерез и настиг Глеба на р. Колокше. Месяц войска стояли друг напротив друга, была оттепель, река разделал армии. Глеб с половцами чувствовал себя уверенно, молодого Всеволода не опасался.

Когда оттепель закончилась, Всеволод применил военную хитрость. Послал на другой берег обоз с переяславцами. Половцы обрадовались, бросились на приманку. Пока степняки осаждали обоз, который умело обороняли переяславские дружинники, Всеволод с остальными войсками ударил прямо по ставе и дружине рязанского князя. Рязанцы потерпели поражение, Глеб с сыном Романом, Мстислав Ростиславич, их бояре, включая изменника-воеводу Бориса Жидославича (предал Андрея Боголюбского), попали в плен. Половцы, лишившись союзников, отступили. Ярополк смог сбежать, но вскоре Всеволод потребовал у рязанцев его выдачи. Рязанцы, устрашенные полным поражением, схватили Ярополка на р. Воронеже и отправили во Владимир.

С пленниками княжеского происхождения поступили необычайно жестко. Обычно князья воевали с друг другом, разоряли города, целые области, губили тысячи воинов и простых жителей, могли погибнуть в бою. Однако если князь проигрывал, его, как правило, лишали удела, но не жизни, свободу возвращали за выкуп. Все знатные пленники были посажены в порубы. Родственники и иные заступники пленников обратились к Святославу Черниговскому, чтобы он взял на себя роль миротворца. Тот прислал епископа, попросил отпустить пленников.

Владимирцы, хлебнувшие горя от Глеба, Мстислава и Ярополка, требовали наказать главных зачинщиков смуты – казнить их. Всеволод предложил Глебу свободу, если тот откажется от рязанского стола в пользу своего сына, а сам уедет на юг. Но пленник гордо отказался, сказав: «Луче еде умру, не иду». В итоге, не выдержав заключения, в июне 1178 года он умер. По другим данным, о переговорах узнали горожане, возмутились, ворвались в тюрьму и убили Глеба. Его сын Роман просидел в тюрьме два года, поклялся Всеволоду в верности и был отпущен на княжение в Рязань.

Мстислав и Ярополк Ростиславич были ослеплены. Суздальская летопись объясняет поступок Всеволода давлением восставших владимирцев. По мнению Н. М. Карамзина, эта кара была вызвана тем, что вторая жена Юрия Долгорукого и мать младших Юрьевичей была родом из Византийской империи, где ослепление политических противников и военнопленных было обычным явлением. Всеволод взял этот метод на вооружение. Хотя подобные события происходили на Руси и ранее. Так, в 1097 году, после Любечского съезда князей, где был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов, для того чтобы прекратить княжеские распри из-за уделов, был ослеплён князь теребовльский Василько Ростиславич. Его ослепили по приказу киевского князя Святополка Изяславича и по предложению владимир-волынского князя Давыда Игоревича, которые попытались отобрать владения у Василько.

Правда, есть версия, что ослепление Мстислава и Ярополка было только умело разыгранным спектаклем. Всеволод помнил о былой дружбе, родстве, понимал, что Мстислав и Ярополк были лишь оружиями в руках более умелых политиков. Народ надо было успокоить и князей «ослепили». Новгородская летопись сообщает об их последующем «чудесном исцелении» в Смоленске в церкви святых Бориса и Глеба на Смядине.

Надо сказать, что «ослеплённые» князья не успокоились. Оставленные жить Мстислав и Ярополк захотели отомстить и отправились в Новгород. «Золотые пояса» помнили политику Боголюбского и опасаясь, что Всеволод продолжит его линию, поддержали их. Мстислав вскоре умер, а Ярополк основался в Торжке и начал делать набеги на владимирские земли. 1180 году Всеволод после 5-недельной осады, взял и сжёг Торжок. Ярополк был ранен и снова попал в плен. По одним данным он умер в заточении в этом же году, по другим был отпущен и скончался после 1196 года.

Так, междоусобная война в Северо-Восточной Руси 1174-1177 гг. завершилась победой Всеволода Юрьевича, великокняжеская власть одержала вверх над князьями-смутьянами и земельной аристократией. Эта победа была в интересах широких слоёв населения – крестьянства, горожан и крепнувшего дворянства (тогда их называли «отроки», «мечники», «вирники», «меньшая дружина» и т. д.). Самодержавная по своей сути власть защищала их внешних врагов и внутре нних «хищников», желающих закабалить простых людей.

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище "Боголюбский"

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире. Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.


Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев. Князь не хотел здесь править, а рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба, киевский трон был передан князю Роману Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война. В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

В Москве в 1947 г. был поставлен памятник правителю, который считается основателем Москвы. В России устрашающая поговорка «у них длинные руки», характеризовавшая некогда Комитет государственной безопасности – главную спецслужбу КПСС, за последние 20 лет прикрепилась к современной мафии, которая стала одной из серьезнейших проблем российской жизни.

Князь Юрий получил свое прозвище за неуемное стремление подчинить себе все русские земли. В русские летописи обычно попадали военные походы, сражения, потери и приобретения князей, брачные союзы и договоры. Летописи служат основным источником для датировки времени возникновения большинства городов. 1147 г. стал считаться отправной точкой в истории Москвы, так как именно в этом году маленький населенный пункт попал на страницы летописи. А при чем же здесь Юрий Долгорукий? Дело в том, что в 1147 г. в Москве Юрий Долгорукий встречался со своими союзниками и «дал обед силен».

Юрий – шестой из восьми сыновей Владимира Мономаха и первый ребенок во втором браке известного правителя. О матери Юрия, о годе и дне рождения сведений не сохранилось. Женой самого Юрия стала половецкая княжна. Брак носил политический характер и заключался с целью разобщения половецких ханов.

Княжить Юрий начал на Северо-Востоке, в Ростовской земле. До смерти отца он считался его вассалом, но с 1125 г. принято отсчитывать самостоятельность, независимость Суздальского княжества. Юрий был недоволен своим положением. В Киеве после Мстислава Великого стал править Ярополк. Первенство явно оказывалось на стороне старших Мономашичей. Между потомками Владимира Мономаха началась борьба за земли и влияние.

Главной целью Юрия стала власть над Киевом и Киевским княжеством. Здесь в середине XII в. было более 80 городов, а в Суздальском княжестве к концу правления Юрия – всего 14. Воином Юрий слыл посредственным: из 12 походов, сражений и осад, в которых он принимал участие, только три закончились для него успешно. На дипломатическом поприще он преуспел значительно больше. Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Поэтому наряду с христианским именем Андрей он имел половецкое имя Китай. Родился в первые десятилетия XII в., около 1111 г.

Вместе с отцом и другими князьями участвовал в многочисленных походах. В 1151 г. во время неудачного сражения под Киевом Андрея спас половец, который вывел его из окружения. В сражении на реке Руте Андрей сломал копье, щит, потерял шлем и едва не потерял коня.

После ссоры с отцом Андрей покинул свое княжение в Вышгороде. Он прихватил из женского монастыря чудотворную икону Богородицы, привезенную из Константинополя и написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Именно эта икона, Владимирская икона Богоматери, обретенная столь неблаговидным образом, стала покровительницей русского оружия, величайшей святыней Северо-Восточной Руси. Андрей ушел во Владимир и с 1157 г. сделал его столицей княжества. Во Владимире по инициативе князя Андрея были построены Успенский собор (1158-1160), укрепления, Золотые ворота, а также княжеский замок в Боголюбово, в 11 километрах от Владимира.

В марте 1169 г. объединенная армия 11 князей под командованием сына Андрея Мстислава захватила Киев и фактически разграбила его. Сын Долгорукого Андрей не стал укрепляться в Киеве: киевский великокняжеский престол утратил большую часть своей прежней притягательности. Роль столицы (четвертой по счету после Старой Ладоги, Новгорода и Киева) переходит к Владимиру.

Стремясь к самовластному, авторитарному правлению, лишил владений и изгнал в Византию четырех своих братьев, двух племянников и ряд бояр. Напряженными были и отношения с церковными иерархами. Недовольство действиями великого князя и опасение новых репрессий вылились в заговор приближенных. Двадцать человек обманом проникли в спальню князя на втором этаже дворца и нанесли ему множество ударов. После их ухода Андрей смог спуститься по винтовой лестнице и выйти на улицу, но был обнаружен заговорщиками. Как свидетельствует патало-гоанатомическая экспертиза, проведенная во второй половине XX в., потерявшему сознание, истекавшему кровью князю были нанесены десятки ударов мечом, боевым топором или саблей. Впоследствии заговорщиков наказали. По преданию, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо велел казнить убийц, а их останки зашить в рогожные мешки и бросить в озеро, которое местные жители называли Поганым.

Андрей погребен в Успенском Владимирском соборе. После революции 1917 г. его останки были переданы во Владимирский краеведческий музей. В 1941 г. антрополог и скульптор M. M. Герасимов воссоздал его портрет, в котором соединены черты христианина Андрея и сына половчанки Китана.

Андрея Боголюбского лишь в начале XVIII в. канонизировали. Ему в заслугу ставят насаждение православия на полуязыческом Севере Руси, учреждение новых церковных праздников, строительство монастырей и церквей, содействие выходу в свет новых литературных произведений. Так, религиозный праздник Спаса (1 августа, 14 августа по новому стилю) был установлен в честь победы над волжскими болгарами, которая была одержана в 1164 г., когда Андрей взял с собой в поход Владимирскую икону Божией Матери (икона помогла одержать победу, в честь победы Андрей установил праздник). Любовь к Богу не мешала князю Андрею находиться в сложных отношениях с его служителями. Так, он изгнал епископа Леонтия, спорившего с ним о количестве постных дней, а в 1169 г. выдал своего фаворита епископа Феодора на суд киевского митрополита. Последующее многовековое сотрудничество-соперничество светской и церковной властей в отечественной истории закончится полным огосударствлением церкви Петром Великим.

Но самодержавного правления ему установить не удалось.

Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах

(годы жизни ок. 1111–1174, Великий князь 1169–1174)

Честолюбив, полон воинственных замыслов. Сильная, но противоречивая личность. Любил и умел воевать.

Внешняя политика:

– с 1159 г. воевал с Новгородом, Волжской Булгарией (1164–1172 гг. – безуспешно), завоевал мордовские земли.

– В 1169–1170 гг. временно подчинил своей власти Киев и Новгород.

Результат : расширение Ростово-Суздальского княжества, возвышение княжества над другими русскими землями. Укрепил власть в собственном княжестве.

Внутренняя политика:

– Действовал размашисто и непоследовательно, желал править единолично.

– Изгнал младших братьев и старую дружину отца. Жесткая политика по отношению к боярам в своем княжестве, наступал на их права и привилегии, расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Отбирал земли у бояр, увеличивал княжескую вотчину, раздавал земли младшим дружинникам за службу (так появились дворяне – временные держатели земли).

Результат : политика Боголюбского вошла в противоречие с вечевыми и боярскими традициями. В результате заговора в 1174 г. был убит своим ближайшим окружением. Начались усобицы.

– Перенес столицу из Ростова во Владимир в 1169 г., устроил резиденцию – Боголюбово.

– Впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда.

Результат: стал Великим князем всей Русской земли.

– Стремился к церковной самостоятельности от Киева, пытался создать обособленную Владимирскую метрополию, но Константинополь-ская церковь этого не разрешила.

– Способствовал становлению на Руси культа Богородицы. В 1155 г. вывез из Вышгорода икону, ныне это одна из самых почитаемых святынь – Владимирская икона Божьей Матери.

– Развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества и был инициатором установления новых праздников – Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

– Много храмов построил.

Результат: заручился поддержкой церкви, получил прозвище – Боголюбский.

– Укреплял города княжества.

Результат: социальная опора – город, городские сословия.

Всеволод III Большое Гнездо

(годы жизни 1154–1212, князь владимирский (1176–1212 гг.))

Князь с сильным характером, истинный самодержец. Чувствовал себя полновластным хозяином всей Русской земли. Русские князья признали его старшим. Сам выбирал себе епископа. Сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. Обладал огромной властью.

Внутренняя политика:

– Опирался на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь), где боярство до него было относительно слабым, и на дворянство.

– Обязал дворянство за землю, доходы и другие милости нести основную государственную службу в войске, суде, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.

– Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород.

– При нем утвердился титул Великого князя владимирского, который постепенно получает признание во всех русских княжествах, что нашло отражение в летописях.

– Строительство во Владимире Дмитровского собора и перестройка Успенского храма.

– Заботился о всей русской земле, а не только о собственном княжестве.

Результат: упрочил свою власть в княжестве и авторитет на Руси, наивысший расцвет княжества. Явился основоположником формирования монархической идеи, идеи самодержавия на Руси, заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Внешняя политика:

– Успешно воевал с Волжской Булгарией, половцами, мордвой.

– Подчинил Новгород, начав давать ему князей.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний