Детская практическая. Воспитание мальчиков и девочек

Главная / А. П. Чехов
___________________________________

ДЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

_______________________________________
под редакцией

профессора Т.Д. Марцинковской

______________________________________

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям

УДК 159.922.7 (075.8)

Д38

Рецензенты:

И.В. Дубровина;

, доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

Т.Д. Марцинковская, - гл. 1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса «Дети» (19S37)

ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000

Д38 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6

ГЛАВА 1 6

1.1. Становление детской практической психологии и педологии 6

1.2. Становление детской практической психологии в России 10

1.3. Развитие пракстическсой психологии и педологии в 20-30-е гг. 14

Вопросы и задания 20

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИОЙ СЛУЖБЫ 20

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 20

ГЛАВА 2 20

2.1. Психологический кабинет 21

2.2. Психологический инструментарий 23

2.3. Нормативная документация детского практического психолога 26

2.4. Специальная документация 26

2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация 29

Вопросы и задания 32

Особенности психического развития детей дошкольного возраста 33

Глава 3 33

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества 33

3.2. Психические особенности детей раннего возраста 36

3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте 39

3.4. Общие подходы к диагностеике психического развития детей 45

Вопросы и задания 47

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 47

ГЛАВА 4 47

4.1. Психодиагностика 47

4.2. Пcиxokкoppekкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 57

4.3. Психологическое консультирование и просвещение 60

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса 62

Вопросы и задания 67

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ 69

ГЛАВА 5 69

5.1. Терминология 69

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве 70

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте 72

5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте 76

Вопросы и задания 81

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ 81

ГЛАВА 6. 81

Вопросы и задания 89

ЛИТЕРАТУРА 89

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 93

ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Приложение 1 96

Бланки психологических заключений 96

Приложение 2 100

Протоколы коррекционно-диагностических 100

мероприятий 100

Приложение 3 101

Журнал психологических запросов 101

Приложение 4 101

Бланк психологического запроса 101

Приложение 5 101

План работы практического психолога в дошкольном учреждении 101

Приложение 6 103

Набор диагностических методик для детей 3-4 лет 103

Приложение 7 103

Набор диагностических методик для детей 4-7 лет 103

Приложение 8 103

Haбор диагностических методик для детей 7- 12 лет 103

Приложение 9 104

Набор диагностических методик для детей 12-18 лет 104

Приложение 10 104

Диагностика готовности к школе 104

Приложение 11 104

Дополнительные методики 104

Приложение 12 104

Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала 105

Приложение 13 114

Aнкетa для воспитателей 114

Приложение 14 115

Анкета для родителей 115

Приложение 15 119

Выписка из медицинской карты 119

Приложение 16 120

Схема беседы с ребенкомПриложение 16 Схема беседы с ребенком 120

Приложение 17 120

Схема беседы с родителямиПриложение"17 Схема беседы с родителями 120

Приложение 18 121

Конспекты психокоррекционных занятий 121

Приложение 19 123

Практический материал психопрофилактических воздействий 123

Приложение 19 123

Приложение 20 124

Ре^комендации для родителей* 125

Приложение 21 127

Материалы для самооценЫки родителей 127

Приложение 22 128

Диагностаика нервно-психического развития детей первого года ^жизни 128

Приложение 23 135

AuamocTukaДиагностика психического развития детей раннего возраста* 135

Приложение 24 141

AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3-7 лет 141

Предисловие................................................... 7

Глава 1. История детской практической психологии............. 8

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии........................................ 8

1.2. Становление детской практической психологии

в России.......................................... 17

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг. ....................................... 24

Вопросы и задания ...................................... 35

Глава 2. Организация психологической службы в детском до­школьном учреждении......................................... 37

2.1. Психологический кабинет......................... 37

2.2. Психологический инструментарий................. 41

2.3. Нормативная документация детского практичес­кого психолога.................................... 45

2.4. Специальная документация........................ 45

2.5. Организационно-методическая документация....... 51

Вопросы и задания............ ........................... 56

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста................................................. 58

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества....................... 58

3.2. Психические особенности детей раннего воз­раста. ............................................. 65

3.3. Особенности психического развития в дошколь­ном возрасте...................................... 70

3.4. Общие подходы к диагностике психического раз­вития детей....................................... 82

. 85

Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак­тического психолога в условиях детского дошкольного учреж­дения........................................................ 86

4.1. Психодиагностика................................ 86

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне­ний и нарушений в развитии ребенка.............. 101

4.3. Психологическое консультирование и просвеще­ние. ............................................. 107

4.4. Психологическое обеспечение педагогического

процесса........................................ 111

Вопросы и задания.................................... 119

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123

5.1. Терминология.......^........................... 124

5.2. Особенности депривации психического разви­тия в младенчестве............................... 125

5.3. Особенности депривации психического разви­тия в раннем возрасте............................ 130

5.4. Особенности депривации психического разви­тия в дошкольном возрасте....................... 137

Вопросы и задания. .................................... 146

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно­стями в общении............................................ 147

Вопросы и задания.................................... 161

Литература.................................................. 162

Словарь терминов........................................... 168

Приложения................................................ 173

  • Список литературы [Показать ]

    Основная

    1. Белкина В. Н. [Текст]: учебное пособие. / В. Н. Белкина, Т. Г. Шкатова - 3-е изд., перераб. и доп. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 94 с.
    2. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.: ил. - (Учебное пособие).
      Правообладатель :
    3. Романова Е.С. Психодиагностика [Текст]. – СПб., 2009.

    Дополнительная

      Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2001.

      Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.

      Брак Удо Б. / Ранняя диагностика и коррекция. В 2т. Т. 1,2 Нарушения развития. – М.: Академия, 2007. – 320с.

      Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 2002.

      Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.

      Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.

      Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.

      Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1994.

      Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992.

      Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.

      Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

      Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

      Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

      Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001.

      Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

      Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

      Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

      Марцинковская Т. Д. / ред. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2004. – 255с.

      Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.

      Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методика исследования. – Ярославль, 1999.

      Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002.-256с.

      Никитин В.П. Развивающие игры. – М., 1994.

      Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.

      Одаренные дети. – М., 1991.

      Панько Е.А. Психологический анализ деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.

      Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2003.

      Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

      Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психодиагностике. – М., 2001.

      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования. – М., 1997.

      Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

      Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Д., 2005.

      Савенков А. И, Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.

      Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2004.

      Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.

      Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

      Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.

      Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

    1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д., 2004.Правообладатель : Фундаментальная библиотека ЯГПУ
  • Примерная программа экзамена [Показать ]

    Примерная программа экзамена

      1. Психологическая служба образования в России: структура, цели, задачи, направления деятельности практического психолога.
      2. Психическое и психологическое здоровье детей как цель деятельности психологической службы образования.
      3. Психологическая диагностика как направление профессиональной деятельности практического психолога образования. Специфика методов психодиагностики.
      4. Организация группового и индивидуального психодиагностического обследования в дошкольном образовательном учреждении.
      5. Интеллектуальные шкалы как способ изучения познавательных психологических процессов у ребенка дошкольного возраста.
      6. Рисуночные тесты как способ изучения личности дошкольника и его отношений с другими людьми.
      7. Возможности наблюдения как метода психодиагностики.
      8. Психологическая диагностика одаренности в дошкольном возрасте.
      9. Проблема диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.
      10. Психологическое консультирование в деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, виды консультирования. Требования к организации консультирования.
      11. Методика индивидуального психологического консультирования.
      12. Методика группового психологического консультирования.
      13. Содержание и организация работы практического психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогическим коллективом.
      14. Психологическая профилактика как направление профессиональной деятельности практического психолога образования.
      15. Психологическая профилактика дезадаптации ребенка раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
      16. Психологическая профилактика трудностей в общении со сверстниками в дошкольном возрасте.
      17. Психологическая профилактика негативных личностных образований у детей раннего и дошкольного возраста (ложь, зависть, агрессивность и др.)
      18. Психологическая профилактика детских страхов.
      19. Психологическая профилактика дезадаптации ребенка 6-7 лет в школе.
      20. Психологическая коррекция как направление профессиональной деятельности практического психолога образования: задачи, виды, принципы организации психологической коррекции.
      21. Профессиональная готовность практического психолога образования к осуществлению психологической коррекции.
      22. Игротерапия как метод психологической коррекции.
      23. Музыкотерапия как метод психологической коррекции.
      24. Библиотерапия как метод психологической коррекции.
      25. Психогимнастика как метод психологической коррекции.
      26. Изотерапия как метод психологической коррекции.
      27. Куклотерапия как метод психологической коррекции.
      28. Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
      29. Трансактный анализ как метод психологической коррекции.
      30. Психолого-педагогическая помощь агрессивным дошкольникам.
      31. Психолого-педагогическая помощь гиперактивным дошкольникам.
      32. Психолого-педагогическая помощь тревожным дошкольникам.
      33. Психолого-педагогическая помощь застенчивым и замкнутым дошкольникам.
      34. Психолого-педагогическая помощь медлительным дошкольникам.
      35. Психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в умственном развитии (педагогическая запущенность, задержка психического развития, умственная отсталость).
      36. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Детская агрессивность”.
      37. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Возраст упрямства или о кризисе трех лет”.
      38. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Ребенок поступает в детский сад”.

Год выпуска: 2004

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.
Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Глава 1. История детской практической психологии
1.1. Становление детской практической психологии и педологии
1.2. Становление детской практической психологии в России
1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг
Вопросы и задания
Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении
2.1. Психологический кабинет
2.2. Психологический инструментарий
2.3. Нормативная документация детского практического психолога
2.4. Специальная документация
2.5. Организационно-методическая документация
Вопросы и задания
Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества
3.2. Психические особенности детей раннего возраста
3.3.Особенности психического развития в дошкольном возрасте
3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей
Вопросы и задания
Глава 4. Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения
2.1. Психодиагностика
4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
4.3. Психологическое консультирование и просвещение
4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса
Вопросы и задания
Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
5.1. Терминология
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
5.4. Особенности депривации психического развития в дошкольном возрасте
Вопросы и задания
Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении
Вопросы и задания

Сегодня изучение детской психологии происходит достаточно динамично, а спрос на это направление неизменно растёт. Интерес к данной отрасли науки очень велик и не случаен. Современное общество всё больше осознаёт ценность человека как личности, отдаёт должное познанию потенциала творческой активности. Развитие эмоционального состояния, определение себя и ощущение в мире зачастую является целью, оправдывающей существование. Воспитание развитого, созидательного и свободно мыслящего человека – обязанность не только родителей, но и педагогов.

Для чего нужна детская практическая психология?

Люди, работающие с детьми, ежедневно наблюдают за ними. Это даёт им возможность заметить некоторые особенности поведения в различных ситуациях, своевременно обратить внимание на зарождающиеся душевные трудности, что сегодня особенно актуально, так как всё больше малышей имеют серьёзные отклонения в восприятии окружающего мира. Своевременно их выявить, адекватно среагировать, не имея при этом определенных знаний, очень сложно. Педагог в рамках своей деятельности очень часто должен выступать в роли психолога. И обладание навыками, а также знание основ детской практической психологии, о которых можно , очень важно и необходимо!

Цель изучения

Функции, задачи и методы у психолога, воспитателя, учителя очень разные. Но объединяет их одно – ребёнок. Поэтому их общей целью является окружение воспитанника эмоциональным благополучием, психологической защищённостью и налаженными социальными контактами. Чтобы создать ауру комфортности для маленького человечка, необходимо знать ответы на многие вопросы. Почему и в чём различия людей? Как проявляются типы темперамента? Какие бывают особенности телосложения, что из них норма, а что – нет? Чем обусловлен интерес детей к своим гениталиям, как правильно реагировать на его проявление? Способна ли повлиять окружающая среда на развитие и изменение психики?

Необходимость обладания знаниями

Умение применять психологические навыки – это путь к собственному гармоничному сосуществованию с внешним миром и инструмент оказания помощи окружающим. Получение таких знаний сегодня не является проблемой. Достаточно иметь желание! Заочно-очная система образования очень удобна для студентов последних курсов и для тех, кто уже работает, но хочет получить дополнительную профессию, повысить квалификацию.

По окончании курса слушатели имеют право на полноценную реализацию своих исследовательских интересов, они с успехом применяют полученные навыки в педагогике, социологии, психологии, педиатрии, биологии, антропологии. Какими бы люди ни были зрелыми и мудрыми, порой нужна помощь именно специалиста, особенно если это касается здоровья детей, их воспитания и развития.

Когда эмоции родителей берут верх над разумными доводами, когда необходима объективная оценка и независимый взгляд на отношения «отцы-дети», для того, чтобы разобраться в ситуации, усложняющей жизнь ребёнка, пригодятся навыки, полученные при прохождении курса детской практической психологии.

ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ДЕТСКАЯ

Благодарности

_______________________________________

под редакцией

профессора Т.Д. Марцинковской

______________________________________

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям


УДК 159.922.7 (075.8)

Рецензенты:

И.В. Дубровина;

, доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

Т.Д. Марцинковская, - гл. 1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.



ISBN 5-8297-0038-7

В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса «Дети» (19S37)

ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 6

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 7

ГЛАВА 1...................................................................................................................................................................................................... 7

1.1. Становление детской практической психологии и педологии.......................................................................... 7

1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России................................................................................ 12

1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг........................................................................ 15

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ............................................................................................................. 23

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................... 23

ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................................... 23

2. 1. Психологическийкабинет................................................................................................................................................... 23

2.2. Психологический инструментарий................................................................................................................................ 25

2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога................................................................. 28

2.4. Специальная документация.............................................................................................................................................. 29

2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация....................................................................................................... 32

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 35

Особенности психического развития детей дошкольного возраста..................................... 35

Глава 3.................................................................................................................................................................................................... 35

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества....................................... 35

3.2. Психические особенности детей раннего возраста............................................................................................... 39

3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте......................................................................... 41

3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей......................................................................... 48

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 50

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.............................................................................................................................. 50

ГЛАВА4.................................................................................................................................................................................................... 50

4.1. Психодиагностика................................................................................................................................................................. 50

4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка........................ 60

4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение............................................................................................ 63

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса............................................................................... 65

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 69

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ........ 71

ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................................... 72

5.1. Терминология............................................................................................................................................................................ 72

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................................................... 72

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.......................................................... 75

5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте..................................... 79

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 84

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ.................................... 84

ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................................... 84

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 92

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................ 92

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...................................................................................................................................................................... 97

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 99

Приложение 1.................................................................................................................................................................................. 100

Бланки психологических заключений............................................................................................................................... 100

Приложение 2.................................................................................................................................................................................. 104

Протоколы коррекционно-диагностических................................................................................................................... 104

мероприятий.................................................................................................................................................................................... 104

Приложение 3.................................................................................................................................................................................. 106

Журнал психологических запросов..................................................................................................................................... 106

Приложение 4.................................................................................................................................................................................. 106

Бланк психологического запроса......................................................................................................................................... 106

Приложение 5.................................................................................................................................................................................. 107

План работы практического психолога в дошкольном учреждении................................................................... 107

Приложение 6.................................................................................................................................................................................. 109

Набор диагностических методик для детей 3-4 лет.................................................................................................. 109

Приложение 7.................................................................................................................................................................................. 109

Набор диагностических методик для детей 4-7 лет.................................................................................................. 109

Приложение 8.................................................................................................................................................................................. 110

Haбор диагностических методик для детей 7- 12 лет.............................................................................................. 110

Приложение 9.................................................................................................................................................................................. 110

Набор диагностических методик для детей 12-18 лет............................................................................................. 110

Приложение 10................................................................................................................................................................................ 111

Диагностика готовности к школе........................................................................................................................................ 111

Приложение 11................................................................................................................................................................................ 111

Дополнительные методики...................................................................................................................................................... 111

Приложение 12................................................................................................................................................................................ 112

Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала....................................... 112

Приложение 13................................................................................................................................................................................ 122

Aнкетa для воспитателей......................................................................................................................................................... 122

Приложение 14................................................................................................................................................................................ 124

Анкета для родителей................................................................................................................................................................. 124

Приложение 15................................................................................................................................................................................ 128

Выписка из медицинской карты........................................................................................................................................... 128

Приложение 16................................................................................................................................................................................ 129

Схема беседы с ребенком.......................................................................................................................................................... 129

Приложение 17................................................................................................................................................................................ 130

Схема беседы с родителями.................................................................................................................................................... 130

Приложение 18................................................................................................................................................................................ 131

Конспекты психокоррекционных занятий....................................................................................................................... 131

Приложение 19................................................................................................................................................................................ 133

Практический материал психопрофилактических воздействий........................................................................... 133

Приложение 20................................................................................................................................................................................ 135

Приложение 21................................................................................................................................................................................ 138

Материалы для самооценки родителей............................................................................................................................. 138

Приложение 22................................................................................................................................................................................ 140

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни......................................................... 140

Приложение 23................................................................................................................................................................................ 146

Диагностика психического развития детей раннего возраста.............................................................................. 146

Приложение 24................................................................................................................................................................................ 153

Диагностика психического развития детей 4-7 лет.................................................................................................. 153

Предисловие................................................... 7

Глава 1. История детской практической психологии............. 8

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии........................................ 8

1.2. Становление детской практической психологии

в России.......................................... 17

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг. ....................................... 24

Вопросы и задания ...................................... 35

Глава 2. Организация психологической службы в детском до­школьном учреждении......................................... 37

2.1. Психологический кабинет......................... 37

2.2. Психологический инструментарий................. 41

2.3. Нормативная документация детского практичес­кого психолога.................................... 45

2.4. Специальная документация........................ 45

2.5. Организационно-методическая документация....... 51

Вопросы и задания............ ........................... 56

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста................................................. 58

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества....................... 58

3.2. Психические особенности детей раннего воз­раста. ............................................. 65

3.3. Особенности психического развития в дошколь­ном возрасте...................................... 70


3.4. Общие подходы к диагностике психического раз­вития детей....................................... 82

Вопросы и задания..................................... 85

Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак­тического психолога в условиях детского дошкольного учреж­дения........................................................ 86

4.1. Психодиагностика................................ 86

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне­ний и нарушений в развитии ребенка.............. 101

4.3. Психологическое консультирование и просвеще­ние. ............................................. 107

4.4. Психологическое обеспечение педагогического

процесса........................................ 111

Вопросы и задания.................................... 119

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123

5.1. Терминология.......^........................... 124

5.2. Особенности депривации психического разви­тия в младенчестве............................... 125

5.3. Особенности депривации психического разви­тия в раннем возрасте............................ 130

5.4. Особенности депривации психического разви­тия в дошкольном возрасте....................... 137

Вопросы и задания..................................... 146

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно­стями в общении............................................ 147

Вопросы и задания.................................... 161

Литература.................................................. 162

Словарь терминов........................................... 168

Приложения................................................ 173


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практи­ческих психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением доку­ментации и рабочего места психолога.

Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности прак­тического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагнос­тической и коррекционной работы с детьми и родителями, показы­ваются способы включения полученных при диагностике материа­лов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последст­вий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии позна­вательных процессов и общения детей.

В конце каждой главы читателям предлагается ответить на во­просы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

В книгу включен список литературы и словарь терминов. В при­ложениях приводятся образцы документации практического психо­лога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - набо­ры методик для разного возраста, способы их применения и интер­претации полученных данных, а также образцы проведения диа­гностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работаю­щих в образовательных учреждениях.




© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний