Естественный язык программирования пример. Языки программирования

Главная / Н. А. Некрасов

Естественные языки программирования (ЕЯП) определяют следующий шаг развития языков программирования, отличаясь отязыков запросов тем, что пользователь любого уровня освобождается от необходимости освоения каких-либо специальных словарей, грамматики и синтаксиса –предложения ЕЯП весьма похожи на предложения обычной человеческой речи. ЕЯП еще дальше отдаляют пользователя от ВС и ее СПО, существенно повышая интеллектуальный уровень интерфейсапервого с вычислительными ресурсами. В настоящее время на ПК успешно используются ЕЯП с ограниченными возможностями, такие, какClout, Q&A, Savvy Retriever, HAL и др. Основные разработки ЕЯП связываются с задачами ИИ и интеллектуализацией интерфейса в СУБЗ. В этом направлении непосредственную прикладную значимость (особенно в связи с массовым применением ПК) получили различного рода ЕЯП-интерфейсы с ЭВМ. Из ЕЯП такого типа можно отметитьрегламентированные языки (меню, анкетные, инструкций и др.), играющие большую роль в интеллектуализации интерфейса с ЭВМ при использовании различного рода ППО; большую роль они играют в различных системахинтервьюирования ,обучающих, экспертных и др., однако их использование жестко регламентировано определенными рамками, а в случае переноса систем срегламентированными ЕЯП на другие типы ЭВМ зачастую требуются существенные их переделки. Поэтому для более гибкого и естественного общения пользователя с ЭВМ более адекватен именноестественный язык.

Проблема использования естественного языка для организации интерфейса синтеллектуальной ВС на содержательном уровне с интересными иллюстративными примерами хорошо изложена в специальной литературе. Однако по данному вопросу следует сделать одно существенное замечание. Зачастую принимается на веру, чтоестественный язык является наилучшим способом организации интерфейса пользователя с ЭВМ. Данное предположение даже положено в основу проекта ЭВМ 5-го поколения. Однако оно не представляется нам столь ужочевидным.

В целом ряде случаев естественный язык выразителен менееграфического, тщательно отработанныйформальный язык предметной области бывает выразительнееестественного языка (также имеющегонемало недостатков). Более того, многие предметные области (математика, физика, химия, биология и др.) имеют свойязыковый сленг, в ряде случаев существенно отличающийся от обычного естественного языка. Поэтому, развитыйязыковый интерфейс может являтьсясимбиозом естественного иформальных языков либо представлять собойиерархию языков:естественный язык -формальный {структурированный) язык ЭВМ. В любом случае, данная проблема пока еще весьма далека от своего полного решения.

Лекция № 34 прикладное программное обеспечение

План лекции.

1. Прикладное программное обеспечение ЭВМ.

2. Классы пакетов прикладных программ.

3. Основные прикладные средства.

4. Качественные характеристики программного обеспечения.

34.1. Прикладное программное обеспечение эвм

В предыдущем разделе на самом общем уровне обсуждалась структура ППО, основу которого составляют ППП различных типов, назначения и организации. В связи с интенсивным вторжением в человеческую деятельность ПК и массовым характером пользования быстро растет удельный вес ППП в ПО ЭВМ. Учитывая важность данной компоненты, обеспечивающей интерфейс высокого уровня непрофессионального пользователя с вычислительными ресурсами ЭВМ, рассмотрим ее несколько детальнее, основываясь на трех уровнях:

(1) принцип организации ППП;

(2) требования к профессиональной подготовке пользователя;

(3) основные современные группы ППП.

Одной из характерных черт современных ППП является использование принципа синтеза рабочих программ из подпрограмм на основе содержательногоописания задачи на проблемно-ориентированном языке, близком к понятиям и терминам проблемной области пользователя. При таком подходе пользователь посредством специальногоязыка формирования пакета (ЯФП) содержательноописывает отдельную задачу или класс задач(требующих решения), формируяпрограмму генерации конкретного ППП из набора средствфиксированной илирасширяемой программнойсреды (рис. ЗЗа). На основе данной программы генерируется ППП для конкретного приложения со своимвходным языком (ВЯ) общения с пользователем. После создания ППП пользователь работает с ним в процессе решения своих задач. Как правило, описанный принцип организации используется дляпроблемно-ориентированных ППП, когда решаемый ими круг задач достаточно четко определен и задачи связаны какими-либо общими характеристиками, например численными методами, статистическим анализом, моделированием в конкретной предметной области и т.д. Спектр ППП подобной организации весьма широк - отбиблиотечной организации подпрограмм определенной направленности (например, статанализа) досложной программной среды (рис. ЗЗа), требующей специального ЯФП для формального описания предметной области, на которую должен быть ориентирован(сгенерирован) ППП. При создании конкретного пакета используются как средства собственно егопрограммной среды, так и вновь программируемые.

Создание ППП - достаточно длительный и трудоемкий процесс, требующий использования специальных инструментальных средств. Однако в общем случае такие системы оказываются весьма сложными, а создаваемые ими пакеты достаточно далекими от требуемой эффективности. Поэтому одним из способов устранения указанных недостатков является создание специализированных инструментальных систем, ориентированных насемейства проблемно-ориентированных ППП соднородными входными языками иодинаковыми принципами функционирования. Из отечественных средств данного типа можно отметитьмета системы САТУРН иPACKAGE . Так, вPACKAGE подобно другим аналогичным системам выделяются две вышеуказанных фазы:описание искомого ППП на специальном ЯФП (подсистемаКонструктор) игенерация ППП с его входным языком (подсистемаПрепроцессор); при этом обеспечивается технологичность программирования на основных этапахгенерации пакета: (1) описание класса решаемых пакетом задач и методов их решения; (2) создание входного языка ППП; (3) программирование и отладка необходимых программных модулей.

При указанной технологии разработка конкретного ППП начинается с описания на ЯФП подлежащих решению задач в терминах предметной области, т.е. производится программирование функциональных свойств искомого объекта - ППП посредством специальногометаязыка, включаявходной язык, на котором пользователь в последующем должен будет общаться с искомым пакетом. Результатом выполнения оттранслированной ЯФП-программы является искомый ППП с заданным емувходным языком. Таким образом, данная технология в общем случае предполагает наличие двух уровней пользователей- системного, генерирующего ППП с заданной предметной областью, ипроблемного, использующего созданный ППП посредством еговходного языка, близкого к понятиям предметной области или кестественному языку. Естественно, в случае достаточно простой программной среды, узко ориентированного класса решаемых задач и простого ЯФП функциисистемного ипроблемного пользователя может совмещать одно и то же лицо.

В настоящее время компьютерное экспериментирование (КЭ) становится одним из основных средств исследования крупных научно-инженерных, технических и общественных проблем: в космонавтике, ядерной физике и энергетике, прогнозировании и др.,сложность которых не позволяет, с одной стороны, достаточно строго исследовать иханалитически, а с другой - исследовать весьма дорогостоящими экспериментальными методами. Метод КЭ предполагает использование проблемными пользователями наборов различного назначения ППП, которые в силу экспериментального характера работы в значительной степени подвержены различного рода изменениям. Рассмотренный принцип организации ППП обладает достаточно гибкимиадаптационными возможностями для автоматизации подобного типа работ, хорошо отвечая как задачам модификации, так и расширению исходной программной среды пакета. Для повышения интеллектуального уровня интерфейса с пакетом, особенно эксплуатирующимся на ПК массовым пользователем, важную роль играет егографическая составляющая, которая также определяется в развитыхметасистемах проектирования игенерации ППП. Наряду с этим для повышениялогического уровня интерфейса уже существующих популярных ППП создаютсяграфические метасистемы, существенно расширяющиеграфический интерфейс пакетов, делая его более дружелюбным.

В отличие от рассмотренной организации ППП, обеспечивающей их гибкость и адаптируемость к предметной области и выдвигающей ряд требований к профессиональному уровню пользователя, для массового пользователя используется, как правило, жесткая организация, не позволяющая ему модифицировать пакет. Такая организация имеет два основных исполнения: (1) высокийлогический уровеньвходного языка пакета (ВЯП), ориентированного на пользователя и предметную область, ивнутреннего языка пакета, позволяющего создавать в его среде модули, обеспечивающие функции расширения пакета, а также создание документов для конкретных приложений пакета; (2) интерфейс с пакетом обеспечивается только на уровне проблемно-ориентированного ВЯП. Вобоих случаях практика создания ВЯП для пакета использует два основных подхода: (1) создание языка на основе уже существующего ЯВУ (который, как правило, является иязыком реализации пакета) и (2) разработкаоригинального входного языка. Припервом подходе существенно упрощается реализациявходного языка, тогда как для непрофессионального пользователя возникают дополнительные сложности по освоению пакета.Второй подход требует в ряде случаев значительно больших затрат на разработкувходного языка, однако позволяет сделать его легким в освоении и использовании (язык меню, элементы естественного профессионального языка, язык запросов, язык диалоговой графики и др.).

При этом спектр пользовательской ориентированности ВЯП лежит в весьма широком диапазоне - от начинающего пользователя до профессионала в некоторой предметной области. Например,игровые пакеты имеют высокопонятийныйграфический интерфейс и не требуют особого освоения; пакетытекстовых редакторов также имеют развитый языксистемы меню, достаточно высокого понятийного уровня (например пакетMs Word); проблемно-ориентированные пакеты (например,MathCAD, Reduce. Mathematica обеспеченывходным языком, ориентированным на знакомого с математическим языком пользователя. Наконец,внутренний язык пакета ориентирован, главным образом, на программирование функций, непосредственно не поддерживаемых пакетом, либо программированиедокументов для конкретных его приложений. Часто в качествевнутреннего языка используется языкреализации пакета или его модификации (например пакетыReduce. Mathematica и др.); однако в ряде случаеввнутренний язык имеет ориентацию напредметную область пакета имеетвходной язык на основе простой и дружелюбной системы меню ивнутренний С-подобный SALT-язык, позволяющий легко и быстро создавать и выполнять в среде пакета SLT-документы (программы, модули для конкретных приложений пакета)].Сложность внутренних языков ППП различна, требует определенного программистского навыка для их освоения; однако они позволяют создавать развитые библиотеки документов, выполнение которых в среде пакета позволяетсущественно расширять его функции и область приложений.

Наконец, жесткая организация в сочетании с предметно-ориентированным ВЯП ориентирована на относительно небольшие по объему пакеты либо пакеты специальной направленности, но массового применения. В качестве ВЯП, как правило, выступают языки типа меню, диалоговой графики, запросные и др., ориентированные на непрофессионального пользователя. Примером такойорганизации могут служить простые пакеты текстовых редакторов, специальные пакеты и т.д. Вместе с тем более развитые из них располагают макросредствами, позволяющими оформлять на уровнемакросов наиболее часто используемыепоследовательности операций с пакетом (напримерChiWriter , Ms Word , Word Perfect vs . др.).

Согласно своей организации пакеты допускают различных уровней и типов расширения со стороны пользователя: от возможностиполной генерации пакета на конкретные условия применения (с учетом возможности расширения его программной среды) до отсутствия какой-либо возможности расширения пакета. Однако в большинстве случаев современные ППП допускаютрасширения, из которых для проблемного пользователя наиболееестественным способом является созданиебиблиотек (документов, программ, модулей, макросов) навнутреннем языке пакета, решающихзадачи в некоторой предметной области и выполняющихся в среде самого пакета. Целый ряд пакетов допускаютрасширение своих возможностей путем создания каквнешних (относительно основных модулей пакета), так ивстроенных функций. Однако в целяхсовместимости пакетов наиболее целесообразным является расширение пакета за счет еговнешних функций и средств, не дающее возможности пользователю модифицировать (с определенными оговорками)базовую часть пакета, поставляемую и поддерживаемую фирмой-разработчиком.

Большинство современных ППП перед началом использования требуют проведения операции инсталляции, состоящей в настройке пакета на конкретные условияэксплуатации (конфигурация аппаратных средств, режим решения задач и др.). Как правило, инсталляция проводится один раз и выполняется либовнутренними средствами пакета(Ms Word, Quattro и др.), либо посредствомспециальных утилит(Sprint, Mathematica и др.). Для простых пакетовинициализация, как правило, производится каждый раз автоматически при их загрузке средствами операционной системы(Framework , AutoSketch и др.).

Документация, поставляемая с пакетом, должна включать рекомендации по его инсталляции на конкретные условия применения. Рассмотревтри основных принципа организации ППП, кратко обсудимфункциональное наполнение пакетов, которое нафайловом уровне в общем случае можно представить, как: (1)модули обеспечения основных функций пакета; (2) конфигурационные файлы; (3) утилиты общего назначения и расширяющие функции пакета; (4) специализированная БД; (5) библиотека документов для выполнения их в среде пакета; (6) файлы, содержащие справочную, лицензионную информацию по пакету, а также документацию. Как правило, во всех современных ППП прослеживается отмеченнаяструктуризация ихфайловой системы.

Ряд известных пакетов (Expert Choice , Mathematica , MathCAD , Ms Excel и др.) поставляются также на уровне иллюстративных и/или обучающих версий, которые функционально ограничены относительно основного пакета, но позволяют проводить иллюстрацию пакета в действии, а также обучать основам работы в его среде, что в целом ряде случаев позволяет сделать более осознанный выбор данного средства для последующего коммерческого использования.

21 век — время, когда владение информацией является важнейшим конкурентным преимуществом в любой сфере. Однако она не принесет никакой пользы, если не выражена языком, понятным тем, кому предназначена или нет переводчика, способного донести ее смысл до адресата.

На данный момент на земле проживает около 2000 народов. Их отличительным признаком, прежде всего, является язык.

Наряду с разговорными (естественными) человечество создало множество искусственных языков. Каждый из них предназначен для решения конкретных задач.

К числу таких знаковых систем относятся формальные языки, примеры которых представлены ниже.

Определения

Прежде всего, сформулируем, что такое язык. Под этим словом принято понимать знаковую систему, которая используется для налаживания коммуникаций между людьми и познания.

Основа большинства как искусственных, так и естественных языков — алфавит.

Он представляет собой набор символов, используемых для составления слов и фраз.

Язык характеризуется:

  • набором используемых знаков;
  • правилами составления из них «слов», «фраз» и «текстов»;
  • набором правил (синтаксических, прагматических и семантических) использования составленных конструкций.

Характеристики естественных языков

Как уже было сказано, все языки условно разделяют на искусственные и естественные. Между ними есть множество различий.

К естественным относятся разговорные языки. К числу их характеристик, наряду с прочими относятся:

  • неоднозначность большинства слов;
  • существование синонимов и омонимов;
  • наличие нескольких названий у одного и того же предмета;
  • существование исключений из практически всех правил.

Все эти характеристики являются главными отличиями естественных знаковых систем от формальных языков. Примеры неоднозначностей слов и высказываний известны всем. Так слово «эфир» в зависимости от контекста может означать, как вещество, так и радио- или телевещание.

При этом основными функциями разговорных языков являются:

  • общение;
  • познавательная деятельность;
  • выражение эмоций;
  • воздействие на собеседника (корреспондента, если речь идет о переписке).

Характеристики искусственных языков

Искусственные языки создаются людьми для специальных целей или для конкретных групп людей.

Одной из основных характеристик искусственных языков является однозначная определенность их словаря, а также правил придания им значений и образования выражений.

Формальные языки и грамматики

Язык, вне зависимости от того, является ли он естественным и искусственным, может существовать лишь при наличии набора конкретных правил. При этом должно обеспечиваться непротиворечивое, компактное и точное отображение отношений и свойств исследуемой предметной области. Если они строго сформулированы, то говорят, что язык. Примерами таких знаковых систем являются языки программирования, хотя, строго говоря, они, скорее, занимают некое промежуточное положение (см. далее).

Схема построения формальных знаковых система следующая:

  • выбирается алфавит (совокупность исходных символов);
  • задаются правила построения выражений (синтаксис) языка.

Сфера применения

Формальные логики, программирования и пр.) используются в процессе научных исследований. Они лучше естественных позволяют представлять знания и являются средством более объективного и точного обмена информацией.

К формальным языкам относятся все известные системы математических и химических символов, азбука Морзе, нотная грамота и пр.

Кроме того, широко используются формальные языки программирования. Их бурное развитие началось с середины 20 века, в связи с появлением компьютерной техники.

Язык формальной логики

В основе любого языка программирования лежит математический. Он, в свою очередь, опирается на знаковую систему формальной логики.

Как наука, логика была создана Аристотелем. Он же разработал правила преобразования высказываний, которые сохраняют их истинностное значение вне зависимости от содержания входящих в эти высказывания понятий.

Формальная логика борется с “недостатками” естественных языков, связанных с неоднозначностью некоторых высказываний и пр. Для этой цели операции с мыслями заменяют действиями со знаками формального языка. Это исключает какую-либо неопределенность и позволяет точно установить истинность высказывания.

Особенности языков программирования

Как уже было сказано, их с некоторыми оговорками можно отнести к классу формальных.

С последними их объединяют многие синтаксические правила, а с естественными некоторые ключевые слова и конструкции.

Для создания языка программирования требуется определения множества допустимых символов и правильных программ языка и смысла каждой правильной программы. Если с первой задачей можно справиться средствами формализации, в случае последней эти подходы не работают.

Множество допустимых символов языков программирования — это знаки, которые можно набрать с клавиатуры. Они представляют собой первую часть таблицы кодировки ASCII.

Грамматики

Языки программирования, как и любые другие, имеют грамматику. Под этим термином понимают описание способа составления предложений. Грамматики описываются различными способами. В случае языков программирования они представляют собой правила, которые задаются упорядоченными парами цепочек символов двух типов: определяющих синтаксические конструкции и семантические ограничения. Задавая грамматики, сначала формально излагают правила построения синтаксических конструкций, а затем — задают семантические на одном из естественных языков.

Запись правил в графическом виде осуществляется посредством специальных диаграмм. Изначально такой подход был применен при создании языка Pascal. Однако затем он стал широко применяться и в других.

Классификация языков программирования

На данный момент их, вместе с “диалектами” насчитывается несколько тысяч. Их классифицируют, как процедурные и декларативные. В языках первого типа преобразование данных задают посредством описания последовательности действий, производимых над ними, второго — отношений. Существуют и другие классификации. Например, языки программирования разделяют на функциональные, процедурные, объектно-ориентированные и логические. Если подходить к вопросу строго, то никакая классификация не может быть объективной. Ведь значительная часть языков программирования обладает возможностями формальных систем сразу нескольких типов. Со временем грани, скорее всего, будут стираться еще больше.

Теперь вы сможете ответить на вопрос: “Какие формальные языки вам известны?”. Ученые продолжают совершенствовать их, с целью сделать возможными решение различных практических и теоретических задач, которые на данный момент считаются неразрешимыми.

Первое, что отличает один язык программирования от другого -- это их синтаксис. Основное назначение синтаксиса -- предоставить систему обозначений для обмена информацией между программистом и транслятором. Однако, при разработке деталей синтаксиса чаще исходят из второстепенных критериев, назначение которых: сделать программу удобной для чтения, написания и трансляции, а также сделать ее однозначной. Если удобство чтения и записи программ необходимы для пользователя языка программирования, то простота трансляции и отсутствие разночтений в языке имеют отношение к нуждам транслятора. Эти цели, в общем случае, противоречивы, и нахождение приемлемого компромисса при их решении является одной из центральных задач при разработке языка программирования.

Разработка нового языка программирования начинается с определения его синтаксиса. Для описания синтаксиса языка программирования, в свою очередь, нужен также некоторый класс. Язык, предназначенный для описания другого языка, называют метаязыком. Язык, используемый для описания синтаксиса языка, называют метасинтаксическим языком. В метасинтаксических языках используется специальная совокупность условных знаков, которая образует нотацию этого языка.

Исторически первым метасинтаксическим языком, который использовался на практике для описания синтаксиса языков программирования (в частности, Алгола-60), являются нормальные формы Бэкуса, сокращенно обозначают БНФ -- бэкусова нормальная форма или бэкусо-науровская форма. Основное назначение форм Бэкуса состоит в представлении в сжатом и компактном виде строго формальных и однозначных правил написания основных конструкций описываемого языка программирования.

Формальное определение синтаксиса языка программирования обычно называется грамматикой.

Формальные языки и грамматики

Первоначально наука о языках -- лингвистика -- сводилась к изучению конкретных естественных языков, их классификации, выяснению сходств и различий между ними. Возникновение и развитие метаматематики, изучающей язык математики, проведение работ по изучению средств коммуникации животных и другие исследования привели в 30-х годах к существенно более широкому представлению о языке, при котором под языком понимается всякое средство, общения, состоящее из:

знаковой системы, т.е. множества допустимых последовательностей знаков;

множества смыслов этой системы;

соответствия между последовательностями знаков и смыслами, делающего «осмысленными» допустимые последовательности знаков.

Знаками могут быть буквы алфавита, математические обозначения, звуки и т.д. Математическая лингвистика рассматривает только такие знаковые системы, в которых знаками являются символы некоторого алфавита, а последовательностями знаков -- тексты, т.е. языки рассматриваются как произвольные последовательности осмысленных текстов. При этом правила, определяющие множество текстов, образуют синтаксис языка, а описание множества смыслов и соответствия между смыслами и текстами -- семантику языка. Семантика языка зависит от характера объектов, описываемых языком, и средства ее изучения различны для различных типов языков. Синтаксис же языка, как оказалось, в меньшей степени зависит от назначения языка и может изучаться методами, не зависящими от содержания и назначения языка. Математический аппарат для изучения синтаксиса языков получил название теория формальных грамматик. С точки зрения синтаксиса, язык здесь понимается уже не как средство общения, а как множество формальных объектов -- последовательностей символов алфавита. Термин «формальный» подчеркивает, что объекты и операции над ними рассматриваются чисто формально, без каких-либо содержательных интерпретаций объектов. Воспроизведем основные термины и определения этой теории.

Буква (или символ) -- это простой неделимый знак; множество букв образует алфавит. Алфавиты являются множествами, и поэтому к ним можно применять теоретико-множественные обозначения. Цепочка -- упорядоченная последовательность букв алфавита. Цепочки будем называть также словами. Множество всех возможных цепочек (слов) над алфавитом А называют замыканием А и обозначают А*.

Множество А* называют итерацией алфавита А.

Если цепочки состоят из повторяющихся букв, то применяются сокращенные обозначения, чтобы показать, что цепочку нужно рассматривать как произведение букв алфавита.

При преобразовании одних цепочек в другие используется понятие подцепочки.

Альтернативным набором терминов для буквы, алфавита или цепочки (слова) является набор: слово, словарь и предложение соответственно. Совокупность цепочек (или предложений) называется языком. Формально язык L над алфавитом А.

Таким образом, используя приведенную выше терминологию, язык программирования для заданного алфавита А является таким подмножеством множества А*, которое включает в себя только те предложения, которые благодаря внешней информации об их семантике считаются осмысленными, т.е. удовлетворяют синтаксису языка программирования.

Приведенное определение формального языка как любого подмножества А* является общим: оно не позволяет выделять среди множества языков отдельные их классы, которые используются на практике.

Систематическое использование математических методов для описания языков программирования начинается с 1960-х годов. Тогда было обнаружено, что формы Бэкуса, которые использовались для описания синтаксиса языка АЛГОЛ-60, имеют строгое формальное обоснование с помощью средств математической лингвистики. С этого времени и началась история развития и применения формального математического аппарата -- теории формальных языков и грамматик -- для проектирования и конструирования трансляторов.

В форме Бэкуса описываются два класса объектов: это, во-первых, основные символы языка программирования и, во-вторых, имена конструкций описываемого языка, или так называемые, металингвистические переменные.

Формальное определение грамматики

Форма Бэкуса-Наура

Грамматика определяется следующим образом:

VT - множество терминальных символов (множество символов алфавита);

VN - множество нетерминальных символов (символов, определяющих понятия языка

P - множество правил;

S - целевой символ грамматики, аксиома.

Рассмотрим формальное описание грамматики по Бэкусу для целых десятичных чисел.

G({0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -}, {<число>, <цифра>}, P, <число>)

P - правило генерации лексем языка:

<число> -> [(+,-)]<цифра>[<цифра>]

<цифра> ::= 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9.

Необязательный элемент внутри правила заключается в квадратные скобки [...].

Альтернативные элементы обозначаются вертикальным списком вариантов, заключенным в фигурные скобки {...}.

Необязательные альтернативные варианты обозначаются вертикальным списком вариантов, заключенным в квадратные скобки [...].

Повторяющийся элемент обозначается списком из одного элемента (заключенного, если это необходим, в фигурные или квадратные скобки) со следующим за ним обычным многоточием....

Обязательные ключевые слова подчеркиваются, а необязательные шумовые слова -- нет.

Формы Бэкуса представляют формальное описание языка и они, по существу, натолкнули исследователей на внедрение математических средств для системного описания и исследования языков программирования, использование математического аппарата как основы для синтаксического анализа в трансляторе, что позднее получило развитие в разнообразных методах синтаксического анализа, основанных на формальных синтаксических определениях.

Необходимо отметить, что БНФ не позволяет описывать контекстные зависимости в языке программирования. Например, такое ограничение Паскаль программ, как «идентификатор не может быть описан дважды в одном и том же блоке», нельзя описать средствами БНФ. Ограничения такого рода ближе уже к другой характеристике языка -- семантике. Поэтому здесь используются другие средства, в общем случае называемые метасемантическими языками. Однако, как правило, ядром этих языков является та же БНФ.

Особенностью многих металингвистических формул является наличие в них рекурсий, т.е. использование для описания конструкций самих описываемых конструкций. Рекурсия может быть явной и неявной. Явная рекурсия имеет место, например, в правиле 2 в приведенном выше списке правил описания десятичного числа. Неявная рекурсия присутствует в случае, когда при построении конструкции на некотором шаге используется металингвистическая переменная, обозначающая саму эту конструкцию.

Наличие рекурсий затрудняет чтение и понимание металингвистических формул, однако это едва ли не единственный способ, позволяющий с помощью конечного числа правил, описать язык, который может содержать бесконечное число цепочек основных символов. Языки же программирования бесконечны -- на них можно записать бесконечное число правильных программ, и при описании их синтаксиса с помощью БНФ всегда будут присутствовать явные или неявные рекурсии.

На практике для описания синтаксиса языков программирования применяются и другие металингвистические языки. Одна из целей их использования -- устранить некоторую неестественность представления в БНФ общих синтаксических конструкций для необязательных, альтернативных и повторяющихся элементов правил.

Теория формальных грамматик занимается описанием, распознаванием и переработкой языков. Она позволяет ответить на ряд прикладных вопросов. Например, могут ли языки из некоторого класса Z распознаваться быстро и просто; принадлежит ли данный язык классу Z; существуют ли алгоритмы, которые давали бы ответ на вопросы типа: «Принадлежит или нет к языку L цепочка а?» и т.д.

В общем случае существуют два основных способа описания отдельных классов языков:

с помощью порождающей процедуры;

с помощью распознающей процедуры.

Первая из них задается с помощью конечного множества правил, называемых грамматикой и порождающих в точности те цепочки, которые принадлежат языку L.

Вторая -- с помощью некоторого абстрактного распознающего устройства (автомата).

При построении трансляторов используются оба эти способа: грамматика как средство описания синтаксиса языка программирования, а автомат как модель алгоритма распознавания предложений языка, который и используется в основе построения транслятора. При этом методически (и технологически) сначала конструируется грамматика, а затем уже по ней, как по источнику, строится алгоритм распознавания.

Необходимо отметить, что хотя порождающая грамматика и описывает процесс порождения цепочек языка L(G), но описание это не является алгоритмическим -- в грамматике отсутствует одно из главных свойств алгоритма -- детерминированность, т.е. не фиксируется конкретный порядок применения правил подстановки грамматики. За счет этого обеспечивается компактность описания языка. Зафиксировать такой перечисляющий алгоритм в общем случае можно различными способами, но для точного определения языка этого не требуется.

Таким образом, формальная грамматика G потенциально задает множество алгоритмов порождения языка.

Практическое применение грамматик связано с решением проблемы распознавания. Проблема распознавания разрешима, если существует такой алгоритм, который за конечное число шагов дает ответ на вопрос, принадлежит ли произвольная цепочка над основным словарем грамматики языку, порождаемому этой грамматикой. Если такой алгоритм существует, то язык называется распознаваемым. Если к тому же число шагов алгоритма распознавания зависит от длины цепочки и может быть оценено, язык называется легко распознаваемым. В противном случае не имеет смысла вести речь о построении транслятора для нераспознаваемого языка программирования. Поэтому на практике рассматриваются такие частные классы порождающих грамматик, которые соответствуют распознаваемым, а в большинстве случаев и легко распознаваемым языкам. Наиболее важные классы таких языков могут быть определены в рамках классификации языков, предложенной в 1959 г. американским лингвистом Н.Хомским (классификация по Хомскому). Он предложил классифицировать формальные языки по типу правил порождающих их грамматик:

Класс 0. Грамматики с фразовой структурой. Могут служить моделью естественных языков. Являются самыми сложными, практического применения для построения трансляторов не имеют.

Класс 1. Контекстно-зависимые грамматики. При построении предложений нетерминальный символ может быть заменен на другой с учетом контекста. На основе таких грамматик может осуществляться автоматизированный перевод с одного естественного языка на другой.

Класс 2. Контекстно-свободные грамматики. Замена нетерминала происходит без учета контекста. КС-грамматики играют главную роль при формальном изучении синтаксиса языков программирования и построении блока синтаксического анализа транслятора.

Класс 3. Регулярные грамматики. Языки класса 3 называют языками с конечным числом состояний или автоматными (регулярными) языками, а порождающие их грамматики -- автоматными грамматиками (А-грамматики). А-грамматики используются в основном на этапе лексического анализа.

Основные классы языков могут быть определены классами абстрактных распознающих устройств (автоматов), которые также образуют соответствующую иерархию.

Из четырех классов грамматик контекстно-свободные грамматики наиболее важны в приложении к языкам программирования. С их помощью можно определить большую, хотя и не всю, часть синтаксической структуры языка программирования.

В соответствии с типами грамматик, языки делятся на 4 типа:

<тип 0> - языки с фразовой структурой. К этому типу относятся все естественные языки.

<тип 1> - контекстно-зависимые языки. Языки и грамматики применяются в анализе и переводе текстов на естественных языках. На основе таких грамматик может выполняться автоматизированный перевод с одного естественного языка на другой.

<тип 2> - контекстно-свободные языки. Контекстно-свободные языки лежат в основе синтаксических конструкций современных языков программирования.

<тип 3> - регулярные языки. Являются самыми распространенными и широко используемыми в области проектирования вычислительных систем. Для работы с ними используют регулярные множества, регулярные выражения и конечные автоматы.

Вывод: от классификационного типа языка зависит, с помощью какой грамматики можно построить предложение языка, как распознать предложение.

Для многих языков программирования существуют специальным образом сформулированные утверждения, которые позволяют проверить принадлежность языка к указанному типу. Такие утверждения называются леммами.

Конечные автоматы используют память и обрабатывают последовательность входных символов, принадлежавших конечному множеству. Математически конечный автомат описывается следующим образом:

где V={} - входной алфавит;

Q={} - алфавит состояний;

Функция переходов;

Начальное состояние автомата;

F - конечное состояние автомата;

Конечный автомат условно можно представить следующей схемой (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Упрощенная схема конечного автомата

Устройство управления (УУ) может последовательно считывать символы, передвигаясь слева направо. Устройство управления может находиться в различных состояниях: начало работы: ; при завершении F. Переход из состояния в состояние осуществляется в соответствии с функцией переходов. В связи с этим, конечный автомат можно представить следующим образом:

Данная команда означает, что конечный автомат находится в состоянии, читает символ и переходит в состояние.

Таким образом, конечный автомат является распознавателем языка.

Задачей разбора является на основе имеющейся грамматики (язык программирования известен), построить распознаватель для этого языка.

Распознаватели можно классифицировать в зависимости от вида составляющих их компонентов:

Считывающего устройства;

Устройства управления памяти.

По видам считывающего устройства, распознаватели могут быть односторонними и двухсторонними. Односторонние распознаватели допускают перемещение считывающего устройства при чтении входных символов только в одном направлении. Двусторонние распознаватели допускают перемещение в обоих направлениях.

По виду устройств управления, распознаватели бывают:

Детерминированные;

Недетерминированные.

Распознаватель является детерминированным, если на каждом шаге его работы существует единственно-возможная конфигурация, в которую перейдет распознаватель на следующем шаге.

По видам памяти, распознаватели бывают:

1) без памяти;

2) с ограниченной памятью;

3) с неограниченной памятью.

Одним из способов описания алгоритма распознавания языка является задание распознающего устройства.

Для контекстно-свободных устройств, такими устройствами являются автоматы с магазинной памятью.

Магазинная память организована по принципу "первым пришел, последним вышел".

Процесс трансляции исходной программы в объектную обычно разбивается на несколько подпроцессов (фаз). Основными фазами трансляции являются:

1) лексический анализ;

2) синтаксический анализ;

3) семантический анализ;

4) синтез объектной программы.

О железнодорожном языке "Платформу Красные Зори поезд проследует без остановки". Обратим внимание, что машинист употребил существительное "остановка", а не глагол "останавливаться". Остановка - очень важное для железнодорожников понятие. Поезд может "остановиться", но не "иметь остановки". Турчин [Тур-чин 2000], приводя подобный пример, указывает на формализацию языка, употребляемого в узких профессиональных целях.

Формализованный язык можно определить следующим образом [Турчин 2000]. Рассмотрим двухэтажную языковую модель действительности (рис. 4. 4). Ситуация si кодируется языковым объектом Li. Объект L1 есть имя для si. Некоторое время спустя ситуация S1 сменяется ситуацией S2. Осуществляя некоторую языковую деятельность, преобразуем L1 в другой объект - L2. Если наша модель правильна, то L2 есть имя S2. В результате, не зная реальной ситуации S2, мы можем получить представление о ней путем декодирования языкового объекта L2. Выполнение преобразования L1->L2 определяет, будет ли язык формализованным.

    Для формализованного языка преобразование L1->L2 определяется исключительно языковыми объектами Li, которые участвуют в нем и не зависят от языковых представлений si, соответствующих им по семантике языка.

    Для неформализованного языка результат преобразования языкового объекта Li зависит не только от вида самого представления Li, но и от представления si, которое он порождает в голове человека, от ассоциаций, в которые он входит.

Человек способен воспринимать самые неформализованные языки. А компьютер не понимает, точнее, не может исполнить программу на неформальном языке. Именно поэтому важное место в изучении программирования всегда занимают формальные алгоритмические языки программирования,

О формализации неформализованного Формализация неформализованного - процесс неформализуемый. Хотя с этим пытаются бороться логики и военные.

О формуле любви Формула любви не поддается формализации. В лучшем случае она может быть представлена только в виде весьма грубой модели

Языки моделирования

Язык моделирования - набор правил, определяющих построение моделей (упрощенного представления реальности), включающий их визуализацию и определение структуры и поведения. Язык моделирования включает:

    элементы модели - фундаментальные концепции моделирования и их семантику;

    нотацию - визуальное представление элементов моделирования;

    руководство по использованию - правила применения элементов в рамках построения моделей предметной области.

Языки программирования и интегрированные среды

    По словам создателя первой интегрированной среды FRAMEWORK, интегрированная среда -это такая прикладная программа, что пользователь, запустив ее в начале рабочего дня, находит в ней все необходимые для работы ресурсы и поэтому не выходит из интегрированной среды до самого конца рабочего дня. Конечно, это определение не очень корректно и несколько идеализирует ситуацию, но его общий смысл достаточно ясен. Основная особенность интегрированных сред -высокая степень интерактивности. Она достигается за счет интеграции в единое целое различных программных ресурсов, отсюда и происходит название. Так, интегрированная среда какого-либо компилятора языка программирования (программы, которая из текста данного языка программирования создает исполняемую программу) обычно содержит текстовый редактор и собственно компилятор с системой диагностики ошибок компиляции. Кроме того, в ней обычно имеется также отладчик -интерпретатор данного языка, выполняющий программу строчка за строчкой и имеющий ряд других специальных возможностей. Одно из активно развивающихся направлений, визуальное проектирование -полностью основано на использовании возможностей интегрированной среды. Пользователь в интерактивном режиме выбирает необходимые для его программы объекты языка программирования и устанавливает между ними связи. Популярность таких языков как Visual BASIC (Microsoft), а также Object PASCAL (среды Delphi и Kylix, Borland), не случайна. Даже неопытный программист, не знающий кроме BASIC других языков программирования и никогда не программировавший под Windows, может за два-три дня с помощью Visual BASIC создать прикладную программу, работающую под Windows. А вот программисту высокого класса, не программировавшему до того под Windows, с помощью C++ зачастую приходится для создания такой же программы затратить недели, а то и месяцы. Правда, Visual BASIC обладает рядом существенных ограничений. С помощью сред визуального проектирования можно создавать весьма сложные программы, не набрав с клавиатуры ни строчки кода. Однако у всех программ, созданных на основе традиционных языков программирования процедурного типа, имеется один и тот же недостаток. Для них исполняемый код -это одно, а обрабатываемые программой данные -совсем другое. Действительно, код программы содержится в файле с расширением EXE, а данные -либо в специальных файлах данных (как правило, в текстовом либо двоичном виде во внутреннем представлении компьютера), либо вводятся с клавиатуры или с какого либо другого внешнего устройства. А теперь зададим вопрос: как быть, если пользователь должен дать исполняемой программе информацию, которую можно рассматривать как “добавку” к тексту программы? Например, мы хотим, чтобы на экране был построен график функции, и в подобной программе обеспечиваем все необходимые сервисные возможности. Однако формулу для функции должен задать сам пользователь, и заранее неизвестно, какая она будет. Совершенно очевидно, что подобного рода задачи можно решать только с помощью системы-интерпретатора. Но “за все приходится платить”. Компилятор переводит текст программы в исполняемый код, который может работать и без программы-компилятора. Программы же, созданные на основе языков интерпретирующего типа, могут исполняться только под управлением программы-интерпретатора. Кроме того, они работают медленнее скомпилированных, так как интерпретация занимает дополнительное время. Однако во многих случаях это несущественно.

Дата создания: 1963 Повлиял на: ПРОФТ Типизация: бестиповая Диалекты:

    Applesoft BASIC

    Commodore BASIC

    Microsoft BASIC

Реализации и версии:

  • Applesoft BASIC Interpreter in Javascript

    Atari Microsoft BASIC I/II

  • Commodore BASIC

    Galaksija BASIC

    Microsoft Visual Basic

  • Visual Basic for Applications

Бе́йсик (BASIC - сокращение от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный код символических инструкций для начинающих; англ. basic - основной, базовый) - семейство высокоуровневых языков программирования.

Бейсик был придуман в 1963 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Куртцом, и под их руководством был реализован командой студентов колледжа. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, этот «изначальный» диалект стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был спроектирован так, чтобы студенты могли писать программы, используя терминалы с разделением времени. Он создавался как решение для проблем, связанных со сложностью более старых языков, предназначался для более «простых» пользователей, не столько заинтересованных в скорости программ, сколько просто в возможности использовать компьютер для решения своих задач.

При проектировании языка использовались следующие восемь принципов:

    быть простым в использовании для начинающих;

    быть языком программирования общего назначения;

    предоставлять возможность расширения функциональности, доступную опытным программистам;

    быть интерактивным;

    предоставлять ясные сообщения об ошибках;

    быстро работать на небольших программах;

    не требовать понимания работы аппаратного обеспечения;

    быть посредником меду пользователем и операционной системой.

Язык был основан частично на Фортран II и частично на Алгол-60, с добавлениями, делающими его удобным для работы в режиме разделения времени, обработки текста и матричной арифметики. Первоначально Бейсик был реализован на GE-265 с поддержкой множества терминалов. Вопреки распространённому убеждению, в момент своего появления это был компилируемый язык. Всеобщую же популярность язык получил с его появления на микрокомпьютере Altair 8800. Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы умещаться в небольшой памяти. Для машин с таким медленным носителем как бумажная лента, аудиокассета и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык как Бейсик был отличной находкой. В 1975 году Майкрософт (тогда это были лишь двое - Билл Гейтс и Пол Аллен, при участии Монте Давидова) выпустила Altair BASIC. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, надолго определивший развитие языка. В этот период было создано несколько новых версий Бейсика. Майкрософт продавала несколько версий BASIC для MS-DOS/PC-DOS, включая BASICA, GWBASIC и Quick BASIC (QBASIC).Компания Borland в 1985 выпустила Turbo BASIC 1.0 (его наследники впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC). На домашних компьютерах появились различные расширения Бейсика, обычно включающие средства для работы с графикой, звуком, выполнением DOS-команд, а также средства структурного программирования. Некоторые другие языки использовали хорошо известный синтаксис Бейсика в качестве основы, на которой строилась совершенно иная система (см. например, GRASS). Однако, начиная с конца 80-х, новые компьютеры стали намного более сложными и предоставляли возможности (такие как графический интерфейс пользователя), которые делали Бейсик уже не столь удобным для программирования. Бейсик начал сдавать свои позиции, несмотря на то, что огромное количество его версий ещё использовалось и продавалось. Вторую жизнь Бейсик получил с появлением Visual Basic от Microsoft. Он стал одним из наиболее часто используемых языков на платформе Microsoft Windows. Позже был создан вариант под названием WordBasic, используемый в MS Word до появления Word 97. Вариант Visual Basic for Applications (VBA) был встроен в Excel 5.0 в 1993 году, затем в Access 95 в 1995-ом, а после и во все остальные инструменты, входящие в пакет Office - в 1997-ом. Internet Explorer 3.0 и выше, а также Microsoft Outlook включали интерпретатор языка VBScript. В полный вариант пакета OpenOffice.org также включён интерпретатор Бейсика.

Hello, World!: Пример для версий QBasic 1.1, QuickBasic 4.50

PRINT " Hello , World !"

Факториал: Пример для версий QBasic 1.1, QuickBasic 4.50

Используется итеративное определение факториала. При вычислении 13! возникает арифметическое переполнение, и здесь поведение разных реализаций отличается: QBasic сообщает о переполнении, а QuickBasic просто выводит отрицательные значения. Кроме того, команда PRINT по умолчанию выводит по одному пробелу перед числом и после него.

DIM f AS LONG f = 1 PRINT " 0 ! ="; f FOR i = 1 TO 16:

f = f * i:

PRINT i; "! ="; f

Конец

Начало

Повторять

Начало

Псевдокоды

Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языком.

С одной стороны, он близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы могут на нем записываться и читаться как обычный текст. С другой стороны, в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи.

В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд, присущие формальным языкам, что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд, рассчитанный на абстрактного исполнителя. Однако в псевдокоде обычно имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. В частности, в псевдокоде, так же как и в формальных языках, есть служебные слова, смысл которых определен раз и навсегда. Они выделяются в печатном тексте жирным шрифтом, а в рукописном тексте подчеркиваются. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций. В качестве примера приведем запись на одном из псевдокодов алгоритма:

алгоритм алгоритм Евклида;

пока первое число не равно второму

если числа равны

то стоп все;

иначе определить большее из двух чисел;

з аменить большее число на разность большего и меньшего чисел

конец;

взять первое число в качестве ответа

Этот алгоритм можно записать проще, но для демонстрации основных возможных конструкций псевдокода приведена именно такая запись. В силу своих особенностей псевдокоды, как и другие описанные выше средства записи алгоритмов, ориентированы на человека.

Выше отмечалось, что при записи алгоритма в словесной форме, в виде схемы или на псевдокоде допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись настолько точна, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм.

Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы - электронные вычислительные машины (ЭВМ). Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на ЭВМ, должен быть записан на языке, «понятном» ЭВМ. И здесь на первый план выдвигается необходимость точной записи команд, не оставляющей места для произвольного толкования их исполнителем. Следовательно, язык для записи алгоритма должен быть формализован. Такой язык принято называть языком программирования , а запись алгоритма на этом языке - программой для ЭВМ .


Язык программирования - это формализованный язык, который представляет собой совокупность алфавита, правил написания конструкций (синтаксис) и правил толкования конструкций (семантика).

В настоящее время насчитывается несколько сотен языков программирования, рассчитанных на разные сферы применения ЭВМ, т. е. на разные классы решаемых с помощью ЭВМ задач. Эти языки классифицируют по разным уровням, учитывая степень зависимости языка от конкретной ЭВМ.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний