Логопедическое занятие с использованием мнемотаблиц. Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ

Главная / Фридрих Шиллер

Мнемотехника - помощник логопеда в коррекционной работе

с дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) .

Т.Ю. Миронова,

СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - д/с № 20,

учитель - логопед.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

    автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;

    обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;

    развитие грамматического строя речи.

Мнемотаблицы для автоматизации звуков

Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Я согласна с автором статьи журнала «Логопед» Барсуковой Е.Л., что мнемотехнику эффективно можно применять на этапе автоматизации звуков. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Предложенные Барсуковой Е.Л. мнемодорожки стихов, я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков.

Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.

Чистоговорки

ША-ША-ША – наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,
ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

АШ-АШ-АШ – у Наташки карандаш,
ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,
УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ,
ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь.

Стихотворение

Кошка в окошке
Подушку шьёт,
Мышка в сапожках
Избушку метёт.

Скороговорка

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

Мнемотаблицы для обогащения словарного запаса и развития навыков словообразования

Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогут мнемотаблицы. Мнемотаблицы предполагают формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Они позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также они способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.

Образование родственных слов

Такие мнемотаблицы помогают детям с общим недоразвитием речи осознать и проанализировать различные способы словообразования. Работая с ними, дети гораздо быстрее начинают самостоятельно выполнять аналогичные задания.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища; слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка; слово-признак (волна), например, рыбный; слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить; слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы; слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам, образуя родственные слова.

Мнемотаблицы для развития грамматического строя речи

Согласование существительного и числительного

Согласование в роде, числе и падеже

Вижу кого,

(что)?

Пою о ком,

(о чем)?

Подарю кому,

(чему)?

Дружу с кем,

(с чем)?

В
округ данных пиктограмм расставляют любые предметные картинки. Логопед просит детей составить словосочетание с опорой на пиктограмму и предметную картинку (например: вижу бабочку; пою о бабочке, подарю бабочке, дружу с бабочкой).

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Игра «Карусель»

Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание : два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные, рукотворные объекты. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком или о чём они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список литературы:

    Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.

    Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

    Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

    Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

    Материалы сайта http :// festival .1 september . ru (Авторы: Иванова О.В., Лакомых С.М., Емельянова Н.И.)


Актуальность: Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы нашего детского сада также выявило ряд сложностей в развитии связной речи: Недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Все вышесказанное привело меня к мысли использовать в своей работе по обучению детей связной речи мнемотехнику.


Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; развитие зрительно – пространственных функций; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие связной речи


Подготовительная работа: Изучение тематики годового плана старшей группы. Составление плана работы на год по мнемотехнике. Подбор и соотнесение картинок и информации с заданной темой. Основная работа: Составление мнемотаблиц и конспектов. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем во время работы с мнемотехникой в НОД. Использование воспитателями мнемотаблиц без участия логопеда. Заключительная работа: Подведение итогов работы, планирование на следующий год.


К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят: мнемотаблицы и коллажи, сенсорно-графические схемы предметно-схематические модели, блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация




Этапы работы над мнемотаблицами 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, а по мере обучения дети начинают активно включается в процесс создания схемы. Вначале совместно с детьми дорисовываются лишь некоторые детали мнемосхемы, потом большая часть мнемосхемы, а далее вся мнемотаблица создается совместно с детьми(после ознакомления детей с информацией или произведениями, которые следует закодировать).





2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В старших группах – дети должны это делать самостоятельно, лишь в начале учебного года допустима помощь взрослого. По мере усвоения детьми данной техники, следует, постепенно убирать часть информации из мнемотаблицы оставляя наиболее ключевые моменты, чтобы в последующем пересказ осуществлялся детьми уже по памяти. 4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы детьми (после минимального освоения первых трех этапов работы). 5 этап: Придумывание своей схемы и составление своего рассказа, сказки или загадки по ней.


Результаты нашей работы: Использование в работе с детьми старшей группы мнемотехники привело нас к следующим результатам: Сократились временные рамки по усвоению детьми таких абстрактных понятий, как звук, гласный, согласный, мягкий, твёрдый; Активизировался словарный запас; Закрепилось понятие о логике построения рассказа (начало, середина и конец); Уменьшилось количество грамматических ошибок при построении распространенного предложения; Дети с желанием составляли и пересказывали литературные произведения на предложенную тему; Развитие связной речи; Помимо поставленных целей, дети преодолели робость и застенчивость.



Елена Головинова
Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.

У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:

Скудный словарный запас

Неумение согласовывать слова в предложении

Нарушение звукопроизношения

У большинства детей нарушено внимание

Несовершенно логическое мышление

Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи,

Пересказывать тексты

Не владеют приемами и методами запоминания

Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Мнемотехника помогает в развитии:

Связанной речи

Ассоциативного мышления

Зрительной и слуховой памяти

Зрительного и слухового внимания

Воображения

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как и любая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты используем на занятиях как символ предстоящего задания, как символ обозначения звуков для звукового анализа и т. д.

Мнемотаблицы используем для автоматизации звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками.

Этапы работы над стихотворением:

Логопед выразительно читает стихотворение.

Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Пересказывать текст с помощью мнемотаблиц ребенку легче. Он видит всех действующих лиц и его внимание концентрируется на правильном построениии предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

Словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Используемая литература:

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005.

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Гном и Д., 2001.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 200

5. Сластья Л. Н. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников.

6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000. 3.Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. 4.Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. 5.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000. 6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002. 7.Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. 8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. 10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005. 11.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62. 12.Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

«Использование мнемотехники

в развитии речи дошкольников»

Статью подготовила воспитатель

МБДОУ Детский сад № 9 "Золотой Ключик"

Стефанская Ирина Васильевна

Правильная организация обучения детей с нарушенной речью – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Мнемотехника в логопедии используется в развитии:

Связанной речи;

Ассоциативного мышления;

Зрительной и слуховой памяти;

Зрительного и слухового внимания;

Воображения;

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

Кодирование в образы,

Запоминание (соединение двух образов),

Запоминание последовательности,

Закрепление в памяти.

Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемосхемы, мненмоквадраты, мнемотаблицы.

С помощью мнемотаблицы легко запоминать стишки, потешки, пересказывать тексты, русские народные сказки, составлять рассказы (составляя при этом мнемосхему и дополняя его новыми элементами в процессе пересказывания)

Проблемы, существующие у детей с речевой патологией: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения понимания текста требуют особого подхода. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, несовершенно логическое мышление, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Мнемоквадрат - это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу .

Приведем примеры игр с использованием мнемоквадратов:

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние:

Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Детям предлагаются картинки и два, три или более теремков, со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

При разучивании стихотворений на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Например «Колобок»

Две руки

На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Мнемотаблицы используют для пересказывания и самостоятельного составления сказок.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

В тематические рамки сказки может включаться несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности.

Мнемотаблицы используются, так же, для составления описательных рассказов различной тематики (описание овощей, фруктов, одежды, инструментов, времени года и т. д.).

Например:

МОРКОВЬ

1.Цвет. (Какого цвета овощ?)

2.Форма. (Какой он формы?)

3.Два помидора. (Какого они размера?)

4.Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

5.Грядка. (Где овощ вырос?)

6.Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма».

Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».

Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево», или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).

Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.

Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

Примерный рассказ по этой мнемотаблице:

Морковь - это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет она на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят сала ты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.

Для обучения детей составлению рассказов-описаний в работе логопедов детского сада кроме стандартных приемов мнемотехники применяется компьютерные программы с использованием мнемосхем. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, увлекая детей, превращает занятие в игру.

По результатам логопедического мониторинга групп нашего сада у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

При обучении связной речи дошкольников с ОНР приёмы мнемотехники заметно облегчают детям овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний