Кси распределение. Распределения Пирсона (хи – квадрат), Стьюдента и Фишера
Количественное изучение биологических явлений обязательно требует создания гипотез, с помощью которых можно объяснить эти явления. Чтобы проверить ту или иную гипотезу ставят серию специальных опытов и полученные фактические данные сопоставляют с теоретически ожидаемыми согласно данной гипотезе. Если есть совпадениеэто может быть достаточным основанием для принятия гипотезы. Если же опытные данные плохо согласуются с теоретически ожидаемыми, возникает большое сомнение в правильности предложенной гипотезы.
Степень соответствия фактических данных ожидаемым (гипотетическим) измеряется критерием соответствия хи-квадрат:
фактически наблюдаемое значение признака вi- той;теоретически ожидаемое число или признак (показатель) для данной группы,k число групп данных.
Критерий был предложен К.Пирсоном в 1900 г. и иногда его называют критерием Пирсона.
Задача. Среди 164 детей, наследовавших от одного из родителей фактор, а от другогофактор, оказалось 46 детей с фактором, 50с фактором, 68с тем и другим,. Рассчитать ожидаемые частоты при отношении 1:2:1 между группами и определить степень соответствия эмпирических данных с помощью критерия Пирсона.
Решение: Отношение наблюдаемых частот 46:68:50, теоретически ожидаемых 41:82:41.
Зададимся уровнем значимости равным 0,05. Табличное значение критерия Пирсона для этого уровня значимости при числе степеней свободы, равном оказалось равным 5,99. Следовательно гипотезу о соответствии экспериментальных данных теоретическим можно принять, так как, .
Отметим, что при вычислении критерия хи-квадрат мы уже не ставим условия о непременной нормальности распределения. Критерий хи-квадрат может использоваться для любых распределений, которые мы вольны сами выбирать в своих предположениях. В этом есть некоторая универсальность этого критерия.
Еще одно приложение критерия Пирсона это сравнение эмпирического распределения с нормальным распределением Гаусса. При этом он может быть отнесен к группе критериев проверки нормальности распределения. Единственным ограничением является тот факт, что общее число значений (вариант) при пользовании этим критерием должно быть достаточно велико (не менее 40), и число значений в отдельных классах (интервалах) должно быть не менее 5. В противном случае следует объединять соседние интервалы. Число степенй свободы при проверке нормальности распределения должно вычисляться как:.
Критерий Фишера.
Этот параметрический критерий служит для проверки нулевой гипотезы о равенстве дисперсий нормально распределенных генеральных совокупностей.
Или.
При малых объемах выборок применение критерия Стьюдента может быть корректным только при условии равенства дисперсий. Поэтому прежде чем проводить проверку равенства выборочных средних значений, необходимо убедиться в правомочности использования критерия Стьюдента.
где N 1 , N 2 объемы выборок, 1 , 2 числа степеней свободы для этих выборок.
При пользовании таблицами следует обратить внимание, что число степеней свободы для выборки с большей по величине дисперсией выбирается как номер столбца таблицы, а для меньшей по величине дисперсии как номер строки таблицы.
Для уровня значимости по таблицам математической статистики находим табличное значение. Если, то гипотеза о равенстве дисперсий отклоняется для выбранного уровня значимости.
Пример. Изучали влияние кобальта на массу тела кроликов. Опыт проводился на двух группах животных: опытной и контрольной. Опытные получали добавку к рациону в виде водного раствора хлористого кобальта. За время опыта прибавки в весе составили в граммах:
Контроль |
|
Распределения Пирсона (хи – квадрат), Стьюдента и Фишера
С помощью нормального распределения определяются три распределения, которые в настоящее время часто используются при статистической обработке данных. В дальнейших разделах книги много раз встречаются эти распределения.
Распределение Пирсона (хи - квадрат) – распределение случайной величины
где случайные величины X 1 , X 2 ,…, X n независимы и имеют одно и тоже распределение N (0,1). При этом число слагаемых, т.е. n , называется «числом степеней свободы» распределения хи – квадрат.
Распределение хи-квадрат используют при оценивании дисперсии (с помощью доверительного интервала), при проверке гипотез согласия, однородности, независимости, прежде всего для качественных (категоризованных) переменных, принимающих конечное число значений, и во многих других задачах статистического анализа данных .
Распределение t Стьюдента – это распределение случайной величины
где случайные величины U и X независимы, U имеет распределение стандартное нормальное распределение N (0,1), а X – распределение хи – квадрат с n степенями свободы. При этом n называется «числом степеней свободы» распределения Стьюдента.
Распределение Стьюдента было введено в 1908 г. английским статистиком В. Госсетом, работавшем на фабрике, выпускающей пиво. Вероятностно-статистические методы использовались для принятия экономических и технических решений на этой фабрике, поэтому ее руководство запрещало В. Госсету публиковать научные статьи под своим именем. Таким способом охранялась коммерческая тайна, «ноу-хау» в виде вероятностно-статистических методов, разработанных В. Госсетом. Однако он имел возможность публиковаться под псевдонимом «Стьюдент». История Госсета - Стьюдента показывает, что еще сто лет назад менеджерам Великобритании была очевидна большая экономическая эффективность вероятностно-статистических методов.
В настоящее время распределение Стьюдента – одно из наиболее известных распределений среди используемых при анализе реальных данных. Его применяют при оценивании математического ожидания, прогнозного значения и других характеристик с помощью доверительных интервалов, по проверке гипотез о значениях математических ожиданий, коэффициентов регрессионной зависимости, гипотез однородности выборок и т.д. .
Распределение Фишера – это распределение случайной величины
где случайные величины Х 1 и Х 2 независимы и имеют распределения хи – квадрат с числом степеней свободы k 1 и k 2 соответственно. При этом пара (k 1 , k 2 ) – пара «чисел степеней свободы» распределения Фишера, а именно, k 1 – число степеней свободы числителя, а k 2 – число степеней свободы знаменателя. Распределение случайной величины F названо в честь великого английского статистика Р.Фишера (1890-1962), активно использовавшего его в своих работах.
Распределение Фишера используют при проверке гипотез об адекватности модели в регрессионном анализе, о равенстве дисперсий и в других задачах прикладной статистики .
Выражения для функций распределения хи - квадрат, Стьюдента и Фишера, их плотностей и характеристик, а также таблицы, необходимые для их практического использования, можно найти в специальной литературе (см., например, ).
Пусть U 1 , U 2 , ..,U k - независимые стандартные нормальные величины. Распределение случайной величины K = U 1 2 +U 2 2 + .. + U k 2 называется распределением «хи-квадрат» с k степенями свободы (пишут K~χ 2 (k)). Это унимодальное распределение с положительной асимметрией и следующими характеристиками: мода M=k-2 математическое ожидание m=k дисперсия D=2k (рис.). При достаточно большом значении параметра k распределение χ 2 (k) имеет приближенно нормальное распределение с параметрами
При решении задач математической статистики используются критические точки χ 2 (k) зависящие от заданной вероятности α и числа степеней свободы k
(приложение 2). Критическая точка Χ 2 кр =Χ 2 (k; α) является границей области, правее которой лежит 100- α % площади под кривой плотности распределения. Вероятность того, что значение случайной величины K~χ 2 (k)при испытаниях попадет правее точки χ 2 (k) не превышает α P(K≥χ 2 kp)≤ α). Например, для случайной величины K~χ 2 (20) зададим вероятность α=0.05. По таблице критических точек распределения «хи-квадрат» (таблицы) находим χ 2 kp = χ 2 (20;0.05)=31.4. Значит, вероятность этой случайной величине K
принять значение, большее 31.4, меньше 0.05 (рис.).
Рис. График плотности распределения χ 2 (k)при различных значениях числа степеней свободы k
Критические точки χ 2 (k) используются в следующих калькуляторах:
- Проверка наличия мультиколлинеарности (о мультиколлинеарности).
Поэтому для проверки направления связи выбирается корреляционный анализ, в частности проверка гипотезы при помощи коэффициента корреляции Пирсона с дальнейшей проверкой на достоверность при помощи t-критерия.
Для любого значения уровня значимости α Χ 2 можно найти с помощью функции MS Excel : =ХИ2ОБР(α;степеней свободы)
n-1 | .995 | .990 | .975 | .950 | .900 | .750 | .500 | .250 | .100 | .050 | .025 | .010 | .005 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 0.00004 | 0.00016 | 0.00098 | 0.00393 | 0.01579 | 0.10153 | 0.45494 | 1.32330 | 2.70554 | 3.84146 | 5.02389 | 6.63490 | 7.87944 |
2 | 0.01003 | 0.02010 | 0.05064 | 0.10259 | 0.21072 | 0.57536 | 1.38629 | 2.77259 | 4.60517 | 5.99146 | 7.37776 | 9.21034 | 10.59663 |
3 | 0.07172 | 0.11483 | 0.21580 | 0.35185 | 0.58437 | 1.21253 | 2.36597 | 4.10834 | 6.25139 | 7.81473 | 9.34840 | 11.34487 | 12.83816 |
4 | 0.20699 | 0.29711 | 0.48442 | 0.71072 | 1.06362 | 1.92256 | 3.35669 | 5.38527 | 7.77944 | 9.48773 | 11.14329 | 13.27670 | 14.86026 |
5 | 0.41174 | 0.55430 | 0.83121 | 1.14548 | 1.61031 | 2.67460 | 4.35146 | 6.62568 | 9.23636 | 11.07050 | 12.83250 | 15.08627 | 16.74960 |
6 | 0.67573 | 0.87209 | 1.23734 | 1.63538 | 2.20413 | 3.45460 | 5.34812 | 7.84080 | 10.64464 | 12.59159 | 14.44938 | 16.81189 | 18.54758 |
7 | 0.98926 | 1.23904 | 1.68987 | 2.16735 | 2.83311 | 4.25485 | 6.34581 | 9.03715 | 12.01704 | 14.06714 | 16.01276 | 18.47531 | 20.27774 |
8 | 1.34441 | 1.64650 | 2.17973 | 2.73264 | 3.48954 | 5.07064 | 7.34412 | 10.21885 | 13.36157 | 15.50731 | 17.53455 | 20.09024 | 21.95495 |
9 | 1.73493 | 2.08790 | 2.70039 | 3.32511 | 4.16816 | 5.89883 | 8.34283 | 11.38875 | 14.68366 | 16.91898 | 19.02277 | 21.66599 | 23.58935 |
10 | 2.15586 | 2.55821 | 3.24697 | 3.94030 | 4.86518 | 6.73720 | 9.34182 | 12.54886 | 15.98718 | 18.30704 | 20.48318 | 23.20925 | 25.18818 |
11 | 2.60322 | 3.05348 | 3.81575 | 4.57481 | 5.57778 | 7.58414 | 10.34100 | 13.70069 | 17.27501 | 19.67514 | 21.92005 | 24.72497 | 26.75685 |
12 | 3.07382 | 3.57057 | 4.40379 | 5.22603 | 6.30380 | 8.43842 | 11.34032 | 14.84540 | 18.54935 | 21.02607 | 23.33666 | 26.21697 | 28.29952 |
13 | 3.56503 | 4.10692 | 5.00875 | 5.89186 | 7.04150 | 9.29907 | 12.33976 | 15.98391 | 19.81193 | 22.36203 | 24.73560 | 27.68825 | 29.81947 |
14 | 4.07467 | 4.66043 | 5.62873 | 6.57063 | 7.78953 | 10.16531 | 13.33927 | 17.11693 | 21.06414 | 23.68479 | 26.11895 | 29.14124 | 31.31935 |
15 | 4.60092 | 5.22935 | 6.26214 | 7.26094 | 8.54676 | 11.03654 | 14.33886 | 18.24509 | 22.30713 | 24.99579 | 27.48839 | 30.57791 | 32.80132 |
16 | 5.14221 | 5.81221 | 6.90766 | 7.96165 | 9.31224 | 11.91222 | 15.33850 | 19.36886 | 23.54183 | 26.29623 | 28.84535 | 31.99993 | 34.26719 |
17 | 5.69722 | 6.40776 | 7.56419 | 8.67176 | 10.08519 | 12.79193 | 16.33818 | 20.48868 | 24.76904 | 27.58711 | 30.19101 | 33.40866 | 35.71847 |
18 | 6.26480 | 7.01491 | 8.23075 | 9.39046 | 10.86494 | 13.67529 | 17.33790 | 21.60489 | 25.98942 | 28.86930 | 31.52638 | 34.80531 | 37.15645 |
19 | 6.84397 | 7.63273 | 8.90652 | 10.11701 | 11.65091 | 14.56200 | 18.33765 | 22.71781 | 27.20357 | 30.14353 | 32.85233 | 36.19087 | 38.58226 |
20 | 7.43384 | 8.26040 | 9.59078 | 10.85081 | 12.44261 | 15.45177 | 19.33743 | 23.82769 | 28.41198 | 31.41043 | 34.16961 | 37.56623 | 39.99685 |
21 | 8.03365 | 8.89720 | 10.28290 | 11.59131 | 13.23960 | 16.34438 | 20.33723 | 24.93478 | 29.61509 | 32.67057 | 35.47888 | 38.93217 | 41.40106 |
22 | 8.64272 | 9.54249 | 10.98232 | 12.33801 | 14.04149 | 17.23962 | 21.33704 | 26.03927 | 30.81328 | 33.92444 | 36.78071 | 40.28936 | 42.79565 |
23 | 9.26042 | 10.19572 | 11.68855 | 13.09051 | 14.84796 | 18.13730 | 22.33688 | 27.14134 | 32.00690 | 35.17246 | 38.07563 | 41.63840 | 44.18128 |
24 | 9.88623 | 10.85636 | 12.40115 | 13.84843 | 15.65868 | 19.03725 | 23.33673 | 28.24115 | 33.19624 | 36.41503 | 39.36408 | 42.97982 | 45.55851 |
25 | 10.51965 | 11.52398 | 13.11972 | 14.61141 | 16.47341 | 19.93934 | 24.33659 | 29.33885 | 34.38159 | 37.65248 | 40.64647 | 44.31410 | 46.92789 |
26 | 11.16024 | 12.19815 | 13.84390 | 15.37916 | 17.29188 | 20.84343 | 25.33646 | 30.43457 | 35.56317 | 38.88514 | 41.92317 | 45.64168 | 48.28988 |
27 | 11.80759 | 12.87850 | 14.57338 | 16.15140 | 18.11390 | 21.74940 | 26.33634 | 31.52841 | 36.74122 | 40.11327 | 43.19451 | 46.96294 | 49.64492 |
28 | 12.46134 | 13.56471 | 15.30786 | 16.92788 | 18.93924 | 22.65716 | 27.33623 | 32.62049 | 37.91592 | 41.33714 | 44.46079 | 48.27824 | 50.99338 |
29 | 13.12115 | 14.25645 | 16.04707 | 17.70837 | 19.76774 | 23.56659 | 28.33613 | 33.71091 | 39.08747 | 42.55697 | 45.72229 | 49.58788 | 52.33562 |
30 | 13.78672 | 14.95346 | 16.79077 | 18.49266 | 20.59923 | 24.47761 | 29.33603 | 34.79974 | 40.25602 | 43.77297 | 46.97924 | 50.89218 | 53.67196 |
Число степеней свободы k | Уровень значимости a | |||||
0,01 | 0,025 | 0.05 | 0,95 | 0,975 | 0.99 | |
1 | 6.6 | 5.0 | 3.8 | 0.0039 | 0.00098 | 0.00016 |
2 | 9.2 | 7.4 | 6.0 | 0.103 | 0.051 | 0.020 |
3 | 11.3 | 9.4 | 7.8 | 0.352 | 0.216 | 0.115 |
4 | 13.3 | 11.1 | 9.5 | 0.711 | 0.484 | 0.297 |
5 | 15.1 | 12.8 | 11.1 | 1.15 | 0.831 | 0.554 |
6 | 16.8 | 14.4 | 12.6 | 1.64 | 1.24 | 0.872 |
7 | 18.5 | 16.0 | 14.1 | 2.17 | 1.69 | 1.24 |
8 | 20.1 | 17.5 | 15.5 | 2.73 | 2.18 | 1.65 |
9 | 21.7 | 19.0 | 16.9 | 3.33 | 2.70 | 2.09 |
10 | 23.2 | 20.5 | 18.3 | 3.94 | 3.25 | 2.56 |
11 | 24.7 | 21.9 | 19.7 | 4.57 | 3.82 | 3.05 |
12 | 26.2 | 23.3 | 21 .0 | 5.23 | 4.40 | 3.57 |
13 | 27.7 | 24.7 | 22.4 | 5.89 | 5.01 | 4.11 |
14 | 29.1 | 26.1 | 23.7 | 6.57 | 5.63 | 4.66 |
15 | 30.6 | 27.5 | 25.0 | 7.26 | 6.26 | 5.23 |
16 | 32.0 | 28.8 | 26.3 | 7.96 | 6.91 | 5.81 |
17 | 33.4 | 30.2 | 27.6 | 8.67 | 7.56 | 6.41 |
18 | 34.8 | 31.5 | 28.9 | 9.39 | 8.23 | 7.01 |
19 | 36.2 | 32.9 | 30.1 | 10.1 | 8.91 | 7.63 |
20 | 37.6 | 34.2 | 31.4 | 10.9 | 9.59 | 8.26 |
21 | 38.9 | 35.5 | 32.7 | 11.6 | 10.3 | 8.90 |
22 | 40.3 | 36.8 | 33.9 | 12.3 | 11.0 | 9.54 |
23 | 41.6 | 38.1 | 35.2 | 13.1 | 11.7 | 10.2 |
24 | 43.0 | 39.4 | 36.4 | 13.8 | 12.4 | 10.9 |
25 | 44.3 | 40.6 | 37.7 | 14.6 | 13.1 | 11.5 |
26 | 45.6 | 41.9 | 38.9 | 15.4 | 13.8 | 12.2 |
27 | 47.0 | 43.2 | 40.1 | 16.2 | 14.6 | 12.9 |
28 | 48.3 | 44.5 | 41.3 | 16.9 | 15.3 | 13.6 |
29 | 49.6 | 45.7 | 42.6 | 17.7 | 16.0 | 14.3 |
30 | 50.9 | 47.0 | 43.8 | 18.5 | 16.8 | 15.0 |
Распределение "хи-квадрат"
С помощью нормального распределения определяются три распределения, которые в настоящее время часто используются при статистической обработке данных. Это распределения Пирсона ("хи - квадрат"), Стьюдента и Фишера.
Мы остановимся на распределении ("хи - квадрат"). Впервые это распределение было исследовано астрономом Ф.Хельмертом в 1876 году. В связи с гауссовской теорией ошибок он исследовал суммы квадратов n независимых стандартно нормально распределенных случайных величин. Позднее Карл Пирсон (Karl Pearson) дал имя данной функции распределения "хи - квадрат". И сейчас распределение носит его имя.
Благодаря тесной связи с нормальным распределением, ч2-распределение играет важную роль в теории вероятностей и математической статистике. ч2-распределение, и многие другие распределения, которые определяются посредством ч2-распределения (например - распределение Стьюдента), описывают выборочные распределения различных функций от нормально распределенных результатов наблюдений и используются для построения доверительных интервалов и статистических критериев.
Распределение Пирсона (хи - квадрат) - распределение случайной величины где X1, X2,…, Xn - нормальные независимые случайные величины, причем математическое ожидание каждой из них равно нулю, а среднее квадратическое отклонение - единице.
Сумма квадратов
распределена по закону ("хи - квадрат").
При этом число слагаемых, т.е. n, называется "числом степеней свободы" распределения хи - квадрат. C увеличением числа степеней свободы распределение медленно приближается к нормальному.
Плотность этого распределения
Итак, распределение ч2 зависит от одного параметра n - числа степеней свободы.
Функция распределения ч2 имеет вид:
если ч2?0. (2.7.)
На Рисунок 1 изображен график плотности вероятности и функции ч2 - распределения для разных степеней свободы.
Рисунок 1 Зависимость плотности вероятности ц (x) в распределении ч2 (хи - квадрат) при разном числе степеней свободы.
Моменты распределения "хи-квадрат":
Распределение "хи-квадрат" используют при оценивании дисперсии (с помощью доверительного интервала), при проверке гипотез согласия, однородности, независимости, прежде всего для качественных (категоризованных) переменных, принимающих конечное число значений, и во многих других задачах статистического анализа данных.
"Хи-квадрат" в задачах статистического анализа данных
Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.
Современный этап развития статистических методов можно отсчитывать с 1900 г., когда англичанин К. Пирсон основал журнал "Biometrika". Первая треть ХХ в. прошла под знаком параметрической статистики. Изучались методы, основанные на анализе данных из параметрических семейств распределений, описываемых кривыми семейства Пирсона. Наиболее популярным было нормальное распределение. Для проверки гипотез использовались критерии Пирсона, Стьюдента, Фишера. Были предложены метод максимального правдоподобия, дисперсионный анализ, сформулированы основные идеи планирования эксперимента.
Распределение "хи-квадрат" является одним из наиболее широко используемых в статистике для проверки статистических гипотез. На основе распределения "хи-квадрат" построен один из наиболее мощных критериев согласия - критерий "хи-квадрата" Пирсона.
Критерием согласия называют критерий проверки гипотезы о предполагаемом законе неизвестного распределения.
Критерий ч2 ("хи-квадрат") используется для проверки гипотезы различных распределений. В этом заключается его достоинство.
Расчетная формула критерия равна
где m и m" - соответственно эмпирические и теоретические частоты
рассматриваемого распределения;
n - число степеней свободы.
Для проверки нам необходимо сравнивать эмпирические (наблюдаемые) и теоретические (вычисленные в предположении нормального распределения) частоты.
При полном совпадении эмпирических частот с частотами, вычисленными или ожидаемыми S (Э - Т) = 0 и критерий ч2 тоже будет равен нулю. Если же S (Э - Т) не равно нулю это укажет на несоответствие вычисленных частот эмпирическим частотам ряда. В таких случаях необходимо оценить значимость критерия ч2, который теоретически может изменяться от нуля до бесконечности. Это производится путем сравнения фактически полученной величины ч2ф с его критическим значением (ч2st).Нулевая гипотеза, т. е. предположение, что расхождение между эмпирическими и теоретическими или ожидаемыми частотами носит случайный характер, опровергается, если ч2ф больше или равно ч2st для принятого уровня значимости (a) и числа степеней свободы (n).
Распределение вероятных значений случайной величины ч2 непрерывно и ассиметрично. Оно зависит от числа степеней свободы (n) и приближается к нормальному распределению по мере увеличения числа наблюдений. Поэтому применение критерия ч2 к оценке дискретных распределений сопряжено с некоторыми погрешностями, которые сказываются на его величине, особенно на малочисленных выборках. Для получения более точных оценок выборка, распределяемая в вариационный ряд, должна иметь не менее 50 вариантов. Правильное применение критерия ч2 требует также, чтобы частоты вариантов в крайних классах не были бы меньше 5; если их меньше 5, то они объединяются с частотами соседних классов, чтобы в сумме составляли величину большую или равную 5. Соответственно объединению частот уменьшается и число классов (N). Число степеней свободы устанавливается по вторичному числу классов с учетом числа ограничений свободы вариации.
Так как точность определения критерия ч2 в значительной степени зависит от точности расчета теоретических частот (Т), для получения разности между эмпирическими и вычисленными частотами следует использовать неокругленные теоретические частоты.
В качестве примера возьмем исследование, опубликованное на сайте, который посвящен применению статистических методов в гуманитарных науках.
Критерий "Хи-квадрат" позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, распределены они нормально или нет.
Под частотой понимается количество появлений какого-либо события. Обычно, с частотой появления события имеют дело, когда переменные измерены в шкале наименований и другой их характеристики, кроме частоты подобрать невозможно или проблематично. Другими словами, когда переменная имеет качественные характеристики. Так же многие исследователи склонны переводить баллы теста в уровни (высокий, средний, низкий) и строить таблицы распределений баллов, чтобы узнать количество человек по этим уровням. Чтобы доказать, что в одном из уровней (в одной из категорий) количество человек действительно больше (меньше) так же используется коэффициент Хи-квадрат.
Разберем самый простой пример.
Среди младших подростков был проведён тест для выявления самооценки. Баллы теста были переведены в три уровня: высокий, средний, низкий. Частоты распределились следующим образом:
Высокий (В) 27 чел.
Средний (С) 12 чел.
Низкий (Н) 11 чел.
Очевидно, что детей с высокой самооценкой большинство, однако это нужно доказать статистически. Для этого используем критерий Хи-квадрат.
Наша задача проверить, отличаются ли полученные эмпирические данные от теоретически равновероятных. Для этого необходимо найти теоретические частоты. В нашем случае, теоретические частоты - это равновероятные частоты, которые находятся путём сложения всех частот и деления на количество категорий.
В нашем случае:
(В + С + Н)/3 = (27+12+11)/3 = 16,6
Формула для расчета критерия хи-квадрат:
ч2 = ?(Э - Т)? / Т
Строим таблицу:
Эмпирич. (Э) |
Теоретич. (Т) |
||
Находим сумму последнего столбца:
Теперь нужно найти критическое значение критерия по таблице критических значений (Таблица 1 в приложении). Для этого нам понадобится число степеней свободы (n).
n = (R - 1) * (C - 1)
где R - количество строк в таблице, C - количество столбцов.
В нашем случае только один столбец (имеются в виду исходные эмпирические частоты) и три строки (категории), поэтому формула изменяется - исключаем столбцы.
n = (R - 1) = 3-1 = 2
Для вероятности ошибки p?0,05 и n = 2 критическое значение ч2 = 5,99.
Полученное эмпирическое значение больше критического - различия частот достоверны (ч2= 9,64; p?0,05).
Как видим, расчет критерия очень прост и не занимает много времени. Практическая ценность критерия хи-квадрат огромна. Этот метод оказывается наиболее ценным при анализе ответов на вопросы анкет.
Разберем более сложный пример.
К примеру, психолог хочет узнать, действительно ли то, что учителя более предвзято относятся к мальчикам, чем к девочкам. Т.е. более склонны хвалить девочек. Для этого психологом были проанализированы характеристики учеников, написанные учителями, на предмет частоты встречаемости трех слов: "активный", "старательный", "дисциплинированный", синонимы слов так же подсчитывались. Данные о частоте встречаемости слов были занесены в таблицу:
Для обработки полученных данных используем критерий хи-квадрат.
Для этого построим таблицу распределения эмпирических частот, т.е. тех частот, которые мы наблюдаем:
Теоретически, мы ожидаем, что частоты распределятся равновероятно, т.е. частота распределится пропорционально между мальчиками и девочками. Построим таблицу теоретических частот. Для этого умножим сумму по строке на сумму по столбцу и разделим получившееся число на общую сумму (s).
Итоговая таблица для вычислений будет выглядеть так:
ч2 = ?(Э - Т)? / Т
n = (R - 1), где R - количество строк в таблице.
В нашем случае хи-квадрат = 4,21; n = 2.
По таблице критических значений критерия находим: при n = 2 и уровне ошибки 0,05 критическое значение ч2 = 5,99.
Полученное значение меньше критического, а значит принимается нулевая гипотеза.
Вывод: учителя не придают значение полу ребенка при написании ему характеристики.
Приложение
Критические точки распределения ч2
23. Понятие распределения хи-квадрат и Стьюдента, и графический вид
1) Распределение (хи-квадрат) с n степенями свободы - это распределение суммы квадратов n независимых стандартных нормальных случайных величин.
Распределение (хи – квадрат) – распределение случайной величины (причем математическое ожидание каждой из них равно 0, а среднее квадратическое отклонение-1)
где случайные величины независимы и имеют одно и тоже распределение . При этом число слагаемых, т.е. , называется "числом степеней свободы" распределения хи-квадрат. Число хи-квадрат опредляется одни параметром-числом степеней свободы. С увеличением числа степеней свободы распределение медленно приближается к нормальному.
Тогда сумма их квадратов
является случайной величиной, распределенной по так называемому закону «хи-квадрат» с k = n степенями свободы; если же слагаемые связаны каким-либо соотношением (например, ), то число степеней свободы k = n – 1.
Плотность этого распределения
Здесь - гамма-функция; в частности, Г(п + 1) = п! .
Следовательно, распределение «хи-квадрат» определяется одним параметром – числом степеней свободы k.
Замечание 1. С увеличением числа степеней свободы распределение «хи-квадрат» постепенно приближается к нормальному.
Замечание 2. С помощью распределения «хи-квадрат» определяются многие другие распреде-ления, встречающиеся на практике, например, распределение случайной величины - длины случайного вектора (Х1, Х2,…, Хп), координаты которого независимы и распределены по нормальному закону.
Впервые χ2-распределение было рассмотрено Р.Хельмертом (1876) и К.Пирсоном (1900).
Мат.ожид.=n; D=2n
2) Распределение Стьюдента
Рассмотрим две независимые случайные величины: Z, имеющую нормальное распределение и нормированную (то есть М(Z) = 0, σ(Z) = 1), и V, распределенную по закону «хи-квадрат» с k степенями свободы. Тогда величина
имеет распределение, называемое t – распределением или распределением Стьюдента с k степенями свободы. При этом k называется "числом степеней свободы" распределения Стьюдента.
С возрастанием числа степеней свободы распределение Стьюдента быстро приближается к нормальному.
Это распределение было введено в 1908 г. английским статистиком В. Госсетом, работавшем на фабрике, выпускающей пиво. Вероятностно-статистические методы использовались для принятия экономических и технических решений на этой фабрике, поэтому ее руководство запрещало В. Госсету публиковать научные статьи под своим именем. Таким способом охранялась коммерческая тайна, "ноу-хау" в виде вероятностно-статистических методов, разработанных В. Госсетом. Однако он имел возможность публиковаться под псевдонимом "Стьюдент". История Госсета – Стьюдента показывает, что еще сто лет назад менеджерам Великобритании была очевидна большая экономическая эффективность вероятностно-статистических методов принятия решений.