Когнитивные способности человека — что это такое. Когнитивные способности Высокие когнитивные способности

Главная / А. С. Пушкин

cognitive abilities) К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исслед. К. с. посвящено их изучению с т. зр. индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, к-рые характерны для них как вида. Тесты когнитивных способностей Дж. Кэттелл предложил термин "умственный тест" в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психич. реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В начале 1900-х гг. французский психолог А. Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в идентификации детей с задержками психич. развития. В начале XX в. британские психологи во главе с Ч. Спирменом разработали множество тестов психич. функций, к-рые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. В США толчком к "тестовому движению" послужила не только адапт. Л. М.Терменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов для классиф. офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты - Бине, Термена и армейские (альфа и бета) - стали наз. тестами "интеллекта". Они получили широкое распространение не только в силу их практ. полезности, но и как меры важных умственных характеристик. Для оценки согласованности рез-тов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом в 1904 г. Серия проведенных им исслед. завершилась публикацией в 1927 г. его главной работы - "Способности человека" (The abilities of man). В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу, теорию К. с., в к-рой все умственные тесты рассматривались в той или иной степени в качестве измерений единственной черты или "фактора" когнитивной способности, к-рый Спирмен назвал "g" (по первой букве полного названия "общая" (general) способность). Спирмен считал, что фактор "g" измерялся всякий раз, когда умственная задача требовала того, что он наз. эдукцией (eduction), или выявлением отношений и коррелятов. На более привычном языке этот неск. экзотический термин можно было бы назвать умозаключением или индукцией. Современники Спирмена, однако, оказались не готовы принять идею о единственном факторе когнитивной способности и продолжали считать, что разные тесты все же измеряют разные способности - специфические способности к оперированию словесным материалом, пространственными отношениями, воспроизведению по памяти заученных списков слов и т. д. С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных вопросов, касающихся понимания К. с. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун в США. Факторы когнитивной способности Главная цель в изучении К. с. состояла в определении того, какие виды способностей можно идентифицировать, и в интерпретации их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под названием "Первичные умственные способности" (Primary mental abilities) - рез-ты факторного анализа батареи из 57 мер К. с. в форме групповых бланковых тестов, к-рые он провел на студентах ун-та. Мн. из этих мер были аналогичны заданиям, входившим в состав тестов интеллекта, но каждая из них предназначалась для измерения одной - специфической - когнитивной функции. В этой батарее им были выявлены по меньшей мере 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации: S. Пространственный (Space): способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны. V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями. W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава. N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точность выполнения простых арифметических действий. I. Индукция (Induction): способность выводить правила, к-рым подчиняется конкретный набор стимулов. Р. Перцептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими. D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам. М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа. Терстоун считал, что его результаты поддерживают вывод о наличии мн. видов интеллекта и опровергают предположение о существовании одного вида интеллекта - общего. В более поздних исслед. Терстоуна и др. ученых этот вывод был смягчен до предположения об "иерархической" организации К. с. Это предположение означало, что нек-рые К. с. являются крайне общими, входящими в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более специализированными. Иерархический подход к К. с. принял неск. форм. Британские психологи, позиция к-рых представлена книгой Ф. Вернона "Структура человеческих способностей" (The structure of human abilities), помещают в самой вершине иерархии К. с. осн. групповой фактор, спирменовский фактор "g", а на следующем уровне - второстепенные групповые факторы: фактор "v:ed" (вербальный-числовой-образовательный), происхождение к-рого связывается гл. обр. со школьным обучением, и фактор "k:m", ("практический-механический-пространственный-физический"); в дополнение к ним выделяются многочисленные специфические факторы, такие как вербальный, числовой, пространственный и др., входящие в состав этих групповых факторов. Дж. П. Гилфорд в своей книге "Природа человеческого интеллекта" (The nature of human intelligence) отстаивал т. н. модель "структуры интеллекта" (SI). Гилфорд отрицал идею существования фактора "g", или общего интеллекта. Вместо этого он полагал, что все К. с. можно в конечном счете представить в виде перекрестной классиф. по трем основаниям: типам умственных операций, типам содержания и типам "продуктов" или рез-тов, получающихся вследствие их переработки. Утверждалось, что каждый вид когнитивной способности или фактор связан с определенным процессом, содержанием и продуктом. Процессами, или "операциями", являются когниция (восприятие информ.), память, дивергентное продуцирование, конвергентное продуцирование и оценка. Содержание может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим (последнее связано с жестикуляцией, лицевой экспрессией и т. п.). Продуктами могут быть элементы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации. Гилфорд попытался дать строгие определения этим категориям, к-рые в сочетаниях позволяли выделить по меньшей мере 120 различных факторов. В силу ряда технических соображений не все исследователи в данной области приняли модель Гилфорда, однако она оказалась полезной в качестве руководства в дальнейших исслед., и Гилфорд утверждает, что на сегодня идентифицировано примерно 100 независимых факторов способностей. С т. зр. факторного анализа то, что измеряется любым конкретным тестом, м. б. либо единичным, "чистым" фактором когнитивной способности, либо конгломератом неск. таких способностей. В 70-х гг. ряд когнитивных психологов воскресили из фактического забвения исслед. тех простейших когнитивных функций, к-рые изучались Дж. Кэттеллом и др. в конце XIX в. в качестве возможных мер интеллекта. Совр. уровень технологии и использование микрокомпьютеров предоставляют для этого новые возможности. Клинические подходы Ж. Пиаже - крупнейший исследователь К. с., использовавший преим. клинический подход. Его в большей степени интересовало изучение способностей как универсальных характеристик Homo sapiens и их развитие на протяжении всей жизни чел., особенно в период детства. Осн. методом были индивидуальные беседы с детьми, в ходе к-рых им задавались вопросы, направленные на выяснение их знаний и представлений об окружающем мире; тж использовались б. или м. стандартизованные когнитивные задачи, такие как просьба расположить палочки по размеру или предположить высоту уровня воды в сосуде узкого диаметра после того, как она будет перелита из более широкого сосуда. Психологи дискутировали по поводу того, имеют ли те виды К. с., к-рые изучал Пиаже и его коллеги, к.-л. отношение к факторам интеллекта, изучаемым психометристами с помощью более формальных тестов. Скорее всего, да, однако К. с. в понимании Пиаже лучше всего рассматривать как подвиды индуктивных, дедуктивных и пространственных способностей, исследуемых психометристами. Степень развития этих способностей у различных детей, по-видимому, достаточно хорошо отражается в показателях общего интеллекта. Клинический подход в изучении К. с. использовался тж русским психологом А. Р. Лурией в его исслед. развития познавательных функций у представителей различных, преим. необразованных, групп населения в бывшем Советском Союзе в 1932 г., результаты к-рых изложены в книге "Историческое развитие познавательных процессов", и в его исслед. нарушений умственных способностей при афазиях и др. локальных поражениях головного мозга. В более поздних исслед., используя наборы неформальных когнитивных тестов, описанных в его книге "Высшие корковые функции человека", Лурия разраб. теорию мозговой организации когнитивных функций. Развитие и снижение когнитивных способностей Для "среднего" человека, по-видимому, будет справедливым утверждение, что все К. с. развиваются постепенно; их развитие начинается с момента рождения или чуть позже и продолжается до 20-22 лет, хотя, возможно, идет разными темпами. Т. к. крайне трудно установить абсолютные шкалы или метрики для различных способностей, то столь же трудно сравнивать способности по их темпам развития. Однако вряд ли нужно сомневаться в существовании значительных индивидуальных различий в темпах когнитивного развития, касающихся как общей способности, так и более специализированных способностей. Доказательства возможного снижения К. с. в период взрослости и старости пока нельзя считать окончательными. В целом психологи сообщают о том, что "кристаллизованные" (crystallized) способности, напр. измеряемые тестом "Словарь", хорошо сохраняются в пожилом возрасте или обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как "флюидные" (fluid) способности, такие как способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем нек-рый спад, особенно если когнитивная задача требует быстрого реагирования. Интерпретация этих данных представляется затруднительной из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными различиями. Мн. людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они демонстрировали в период взрослости. Источники индивидуальных различий Главную заботу психологии составляет выяснение того, в какой степени индивидуальные различия определяются биолог. (генетическим) фактором через процессы естественного созревания и в какой - опытом взаимодействия со средой через каналы формального обучения, воспитания, тренировки и стихийного научения. Эта проблема встает с особой остротой в связи с К. с. Вопрос заключается в том, в какой степени К. с. можно усилить путем специальной тренировки. Мало кто сомневается, что нек-рые способности можно улучшить; напр., это явно возможно в отношении индивидуального словарного запаса и вербальной способности. Попытки улучшения нек-рых др. способностей, напр. способности к оперированию пространственными отношениями, оказались гораздо менее успешными. В целом существует большой пробел в нашем знании о границах развития разнообразных К. с. Зачастую рез-том программ развития К. с. оказывается не увеличение индивидуальных различий, а их уменьшение. В силу признания важной роли К. с. в развитии демократических и высокотехнологических культур их научное изучение составляет одно из наиболее важных направлений психологии. См. также Общий (генеральный) фактор интеллекта, Меры интеллекта, Модель структуры интеллекта Дж. Б. Кэрролл

Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.

Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».

Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности .

Что такое когнитивные способности

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел , изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.

Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.

К когнитивным способностям относятся:

  • Память
  • Внимание
  • Чувства
  • Воображение
  • Логическое мышление
  • Способность к принятию решений

Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.

При размышлении ему удается одновременно использовать и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.

Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.

Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно в целом.

Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.

Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.

Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие , так как позволяет формировать в множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.

Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток .

Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.

Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.

Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.

Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального.

Книги для развития когнитивных способностей

Если вы хотите развить свои когнитивные способности, то вам будет полезно ознакомиться со следующей литературой.

  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Питер Брегман «18 минут»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Надеемся, что теперь вы не только понимаете, что такое когнитивные способности, но и осознаете важность их развития. Кстати, а у вас имеются какие-то привычки или методы, с помощью которых вы тренируете свой мозг? Напишите об этом в комментариях.

Если же вам вообще нравятся на тему развития личности – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Сколько копий сломано в связи с разными определениями интеллекта! А все дело в том, что классический IQ говорит только о том, насколько сложные академические задачи в идеальных условиях может решать человек. А жизненный успех связан, в основном, с так называемым практическим интеллектом. Этими нюансами занимаются ученые, исследующие когнитивные способности.

Примерно половина всех людей

Что же такое практический интеллект и почему он так важен? Абсолютно каждый здоровый умственно человек имеет огромные способности к адаптации. Правда, проявляются они по-разному. К классической адаптации за счет академического интеллекта способны только 8 психотипов из 16, да и то с разной степенью успеха, зависящей от индивидуальных, а не типовых особенностей.

И как быть?

Что же делают восемь остальных психотипов? Осваивают область как иностранный язык, то есть сложно и медленно. Но основные механизмы адаптации - использование догадки, волевых качеств, социальных связей, манипуляции эмоциональными состояниями. Конечно, не каждая профессия позволяет такое поведение, но люди «неакадемичных» типов обычно и не выбирают очень сложные интеллектуальные специальности.

Разные задачи

Описывая когнитивные способности, нужно остановиться на самом актуальном определении интеллекта. Это - вовсе не способность найти нужную картинку для головоломки, подобрать число после 10 операций в уме или умение найти емкое и уместное слово. Познавательные способности - это умение адаптироваться в новой ситуации и решать объективно и субъективно новые для психики задачи.

Порог умственных способностей

Также такое определение интеллекта делает его величиной изменяющейся. Что весьма и весьма оптимистично. Хотя... практика показывает, что даже решению задач на классический, якобы неизменяемый IQ, можно научиться. Так что никакой это не постоянный фактор, а уже тем более - не предиктор жизненного успеха. Когнитивные способности человека просто должны перейти определенный порог, после которого, при условии мотивации и концентрации, у человека появляются шансы на успех. Было подсчитано, что для защиты докторской диссертации вполне достаточно коэффициента 120. Что не является чем-то заоблачным, обычно пара человек такого уровня есть в каждом классе средней школы.

Равенство выпускников

Когнитивные способности - это очень неопределенный термин. И возник он из-за желания найти алгоритм, благодаря которому можно определить, насколько перспективен тот или иной ученик. Но оказалось, что выпускники одного и того же американского ВУЗа, как правило, одинаково успешны. Независимо от своей успеваемости, которая действительно связана с академической одаренностью.

Не распыляться!

Развитие познавательных способностей рекомендуется планировать с учетом конкретных навыков, нужных вам. То есть психика человека очень специфична. Вопреки распространенным убеждениям, успех в шахматах не дает автоматических преимуществ в других видах алгоритмической работы. Навыки из одной сферы в другую переносятся крайне плохо. Поэтому имеет смысл сразу учиться тому, что вам нужно. А не делать ставку на общее развитие.

Когнитивность (познание) – свойство человека к переработке и восприятию информации. В психологии этот термин широко используется для объяснения психологических процессов.

В психологии

Когнитивность в психологии трактуется как акт познания. Специалисты под этим термином подразумевают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений. К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.

Существует отдельное направление в прикладной психологии, известная как школа когнитивизма. Ее представители рассматривают поведение человека через его когнитивные процессы. Они считают, что человек поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления. Когнитивность в данном контексте считается приобретенным свойством, которое никак не связано с генетическими или гендерными особенностями.

Выделяют даже теорию когнитивного соответствия, которая была сформирована в 50-х годах прошлого столетия. Она описывает когнитивную структуру личности с точки зрения сбалансированности. Ведь главной мотивацией зрелого индивидуума считается сохранение целостности и достижение внутреннего баланса.

Понимание когнитивности породило отдельный раздел. Когнитивная психология изучает процессы познания и напрямую связана с изучение памяти, полноты восприятия информации, воображения, скорости мышления.

Познавательные процессы

Когнитивность имеет не только философское, но и прикладное значение. Как уже говорилось, этот раздел психологии предметно изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у всех индивидуумов, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.

Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга. К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие. Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.

Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга. Ученые выделяют два основных процесса:

  • гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию;
  • праксис — передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации.

Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.

Возможные причины


Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.

Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.

Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.

Классификация

Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:

Степень нарушения Описание симптомов
Легкая Незначительное отклонение когнитивных функций в пределах возрастной нормы. Возможны появление жалоб больного, которые носят субъективный характер. Окружающие не замечают значительных изменений в поведении человека.
Средняя Когнитивные нарушения уже выходят за возрастные рамки. Пациент жалуется на повышенную утомляемость, слабость, раздражительность. Ему сложно выполнять сложную умственную работу, появляются моно- или полифункциональные нарушения.
Тяжелая Возникает полная дезадаптация в повседневной жизни. врач говорит о появлении деменции.

Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:

Своевременная диагностика и терапия

Когнитивные нарушения на ранних стадиях очень трудно заподозрить. Сначала человека беспокоит только слабость, быстрая утомляемость, незначительное снижение некоторых функций или изменение настроения. Очень редко такие жалобы являются поводом для беспокойства. За консультацией к врачу обращаются уже на более поздних стадиях заболевания.

В первую очередь при подозрении на выпадение или снижение когнитивных функций необходимо тщательно собрать анамнез. Ведь эти симптомы не могут появиться без основной причины, на устранение которой и будут направлены основные лечебные мероприятия. При сборе анамнеза необходимо расспросить о наличии хронических заболеваний и постоянном приеме каких-либо препаратов. Ведь многие медикаменты, проникая через гемато-энцефалический барьер, способны влиять на клетки головного мозга.

Диагностика нарушений заключается в рассмотрении субъективных жалоб самого пациента и его близкого окружения (родственников, соседей по квартире), непосредственной оценки неврологического статуса и функциональных методах обследования. Существуют специальные тесты, с помощью которых можно точно определить не только когнитивные нарушения, но и их степень тяжести. Такие скрининговые шкалы помогают обнаружить такие патологии, как инсульт, сосудистая или сенильная деменция и другие. Не следует применять для диагностики слишком сложные тесты. Их данные не будут объективными, так как усложнение заданий в первую очередь будет свидетельствовать об интеллектуальном багаже, а не возможных нарушениях.

Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики.

Под подразумевается способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. Психологи используют данное понятие, как характеризующее психические процессы личности, и особенно определение относится к различным намерениям человека, его желаниям или убеждениям. Если термин применяется в широком смысле, то имеется в виду знание, или акт познания. Возможны интерпретации в социальном и культурном смысле, когда речь идет о так называемом становлении определенных концепций и знаний, выражающихся в действии и мыслях. Такое понятие, как когнитивные процессы, часто применяется к восприятию действия, памяти, воображения.

Когнитивные функции играют особую роль в психическом развитии человека, и их нарушение представляет собой наиболее часто встречающийся неврологический симптом. Так как когнитивные функции связаны непосредственно с деятельностью мозга, когнитивная недостаточность может закономерно развиваться, если имеются диффузные и очаговые поражения головного мозга. Нередко когнитивные расстройства обнаруживаются у пожилых людей. Как показывают данные статистики, до двадцати процентов пациентов, возраст которых превышает шестьдесят пять лет, страдают довольно тяжелыми когнитивными расстройствами в виде деменции.

Более легкие когнитивные расстройства у пожилых встречаются еще чаще, согласно некоторым данным, это от сорока и до восьмидесяти процентов больных, с учетом возраста. В настоящее время имеется тенденция к значительному увеличению длительности жизни, и поэтому в популяции становится больше пожилых лиц. В то же время, проблема когнитивных нарушений приобретает все большую популярность, и становится актуальной не только для неврологов, но и для других медицинских специалистов. Когнитивными функциями врачи называют функции головного мозга, являющиеся особенно сложными, с их помощью происходит рациональное познание мира. Когнитивные функции – это речь, память, гнозис, праксис, и конечно, интеллект.

Причины нарушения когнитивности

В настоящее время специалисты доказали, что когнитивность – это работа мозга, и не отрицается мнение, что природа любых когнитивных процессов управляема мозгом. Тем не менее, теория когнитивности не во всех случаях определяет данные процессы, как связанные с мозговой деятельностью, а также с другими проявлениями. Недавние исследования ученых в области когнитологии были направлены на то, чтобы выяснить, как именно мозг человека перерабатывает информацию. Данные исследования помогают разобраться, какие причины влияют на возникновение нарушений когнитивности. Их можно выявить, обратившись к специалисту, который установит нозологический диагноз.

Притом, всегда принимается во внимание, что любое когнитивное расстройство не всегда обусловлено первичным заболеванием мозга. Например, такое когнитивное нарушение, как деменция, может возникнуть как результат системного дисметаболического расстройства, они в свою очередь представляют собой осложнение различных заболеваний соматического или эндокринного типа. Также, причиной нарушенной когнитивности, имеющей дисметаболическую природу, являются заболевания почек, дефицит фолиевой кислоты, витамина В12, заболевания печени, гипотиреоз. В связи с этим, выявление различных нарушений когнитивности требует полноценного обследования, и на первом месте стоит лечение имеющихся у больного эндокринных или соматических заболеваний. Когнитивные нарушения могут быть вызваны сердечнососудистой недостаточностью, нарушенным обменом веществ, алкогольным или любым другим отравлением.

Возможно, причиной нарушения когнитивной функции является эмоциональная сфера. Поэтому, все пациенты, имеющие жалобы на пониженную память, и другие проблемы, связанные с деятельностью мозга, должны быть обследованы с учетом данного направления. Нередко причина кроется в депрессивном состоянии, причем, это касается пациентов любого возраста. Иногда объективное подтверждение нарушения когнитивных функций отсутствует, так используемые в диагностике скрининговые шкалы имеют недостаточную чувствительность. В связи с этим, для выявления причины нарушения требуется не только оценка эмоционального состояния, но и необходимо проведение повторных исследований, проведенных с интервалом в несколько суток.

Лечение нарушений когнитивности

Специалисты считают, что показатели когнитивности следует воспринимать в очень индивидуальном порядке, так как известно, что периодически у каждого человека могут возникнуть определенные когнитивные нарушения. В связи с этим, не стоит поднимать тревогу при единичных случаях нарушения памяти или восприятия. Тем не менее, если симптомы стали повторяться чаще, и это заметно окружающим, то стоит обратиться в неврологическую клинику, для того чтобы проверить работу мозга. Особенность когнитивных нарушений в том, что сами по себе они не проходят, и если не проводить лечение, нарушения будут лишь усиливаться. Иногда когнитивность может быть настолько нарушена, что возникает слабоумие.

Прежде, чем приступить к лечению, пациенту назначается нейропсихологическое тестирование, которое является методом объективизации когнитивных нарушений. Данные тесты позволяют пациенту выполнить определенные упражнения на запоминание, а также воспроизведение рисунков, слов. В тестах содержатся задачи, проверяющие концентрацию внимания. На основании данного исследования определяется, в каком состоянии пребывают когнитивные функции пациента, и врач принимает решение о методах дальнейшего лечения. В данном случае, терапевтическая тактика выбирается на основании тяжести выявленных нарушений, принимается во внимание их этиология, и другие факторы, такие, как возраст больного, ряд сопутствующих заболеваний.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний