Определи по памяти последовательность «спасательной операции» Мазая. Определи по памяти последовательность «спасательной операции» Мазая Определи по памяти последовательность спасательной операции мазая

Главная / Л. Н. Толстой

Герой сравнил небо, которое увидел в полдень, с морем.

Примеры сравнений из стихотворения

Чем похожи сравниваемые предметы

Словно белый самолет ,

Рыбка в синеве плывет.

Облака – это рыбки. А также белый самолет. Облака похожи на эти предметы по форме и цвету.

Шарик - поплавок

Сравнение с облаками по форме.

Льдины тают на волне.

Сравнение с облаками по форме и цвету, а также по движению.

Герой стихотворения – выдумщик и мечтатель. Он лежит в траве, запрокинув голову, и наблюдает за движением облаков. Небо представляется ему морем. Правда, море оказалось вверху, поэтому поэт пишет:

«Небо я перевернул,

В небе чуть не утонул».

40. Этот писатель не раз бывал в Костроме. Еще при царе приезжал в Кострому и был доставлен в полицейский участок – за то, что не снял шапку при входе в церковь.

41. Дай название этой выставке книг и запиши его на строчке.

https://pandia.ru/text/78/320/images/image038_7.jpg" alt="Image4.bmp" width="161" height="221">.png" alt="Image6.bmp" width="209" height="295">

43. Составь цитатную характеристику дедушки Мазая («Дедушка Мазай и зайцы»).

1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край»

2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука».

5. «Дня не проводит Мазай без охоты».

8. «Знает он много рассказов забавных»

Определи одним словом характер Мазая ______________________.

Определи по памяти последовательность «спасательной операции» Мазая. Пронумеруй. Проверь себя по тексту.

 Зайцы на бревне.

 Зайчишка на пне.

 Зайцы на островке.

 Зайчишка у куста.

44. Закончи «писательскую» азбуку.

Подчеркни незнакомые фамилии.

Аким Я., Бородкин Ю., Виноградова В., Г__________, Д____________, Жадовская Ю., Захаров Л., И______________, К___________, Лебедев Л., Марков С., Н___________, О______________, П________________, Релеев К., Савин С., Тряпкин Н., Хохлов В, Ч___________, Шорин Н., Ямщиков С.

Ответы для «писательской» азбуки.

Бочарников В., Бочков В., Базанков М., Гуссаковская О., Зайцев В., Иноземцева Т., Кодрян В., Корнилов В., Короленко В., Кузьмин Л., Осетров Е., Писемский А., Плещеев А., Полторацкий В., Пашин В., Прижалковский А., Степанова С., Старшинов С., Свиньин П., Травкин В., Честняков Е., Шпанченко В.

45. Продолжи

Темы литературы

Бочарников В.,

Животные

Сурова Е.,

Плещеев А.,

О волшебстве

Е. Сурова

О. Гуссаковская

В. Бочарников

«Прогулки с лосями»

«Тютя, Шустрик и Дракоша»

«Кошка Машка – рок-звезда»

«Яблоня солдата»

47. Составь по карте литературно - туристический маршрут «В Щелыково» («К Кодряну», «Имение »).

Библиография" href="/text/category/bibliografiya/" rel="bookmark">библиографические карточки.

Вторая заполнена правильно. В чем разница?

1) Вас. Бочарников

Огонек над водой.

2) Бочарников В.

Огонек над водой.

Заполни карточку на книгу писателя края.

___________________________

___________________________

___________________________

Почему ты выбрал именно эту книгу?

Фаинка и Мишутка – это

Колька Цветков – это

Снегурочка – это

Яшка – это

Дракоша - это

(Лисёнок, девочка, В. Пашин, ученик 3б класса, В. Пашин. Дочь Весны и Мороза, . Дрозд, О. Гуссаковская. Кошка, С. Степанова).

50. Что роднит нашего писателя – земляка В. Бочарникова и замечательного художника слова М. Пришвина?

Пушкин и край костромской.

1. В честь кого был наречен именем «Александр»?

2. Кто из костромичей окружал во время его учебы в Царскосельском лицее?

3. Как родственно связаны два поэта – и? Кем был установлен этот исторический факт?

4. Кому из костромских поэтов посвятил большой стихотворный ответ?

5. Назови усадьбу костромских Пушкиных в Костромском районе, где с 1999 года проходят Пушкинские праздники поэзии.

6. Кому из уроженцев г. Костромы было адресовано последнее письмо поэта?

7. кому из литераторов адресованы слова: «Покамест, кроме тебя, нет у нас критики. Многие (в том числе и я) много бете обязаны, ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях»?

8. Кого из костромичей изображает в стихотворении «Собрание насекомых» и в детской сказке «Маленький лжец»?

9. Кто из художников-костромичей, современников, на своих картинах изображал великого поэта?

10. Кто из костромичей состоял в ближайшем родстве с?

Ответы на вопросы «Пушкин и край костромской»

1. был наречен именем Александр в честь своего двоюродного дяди Александра Юрьевича, родоначальника костромской ветви Пушкиных.

2. Во время учебы Пушкина в Царскосельском лицее его окружали костромичи по рождению: воспитатель, учитель истории и географии Иван Петрович Шульгин, уроженец ус. Синцово (Красносельский район); лицейский дядька Прокофьев, уроженец Костромы.

3. Прабабушка Лермонтова была внучкой казненного в 1697 г. за участие в заговоре против Петра I стольника Федора Матвеевича Пушкина, о чем поэт написал в стихотворении «Моя родословная». Исторический факт родства двух великих поэтов установил костромской историк.

4. «Ответ Катенину», «Готовцевой».

5. Давыдково.

6. Последнее письмо Пушкина (27 января 1837 г) было адресовано детской писательнице Александре Осиповне Ишимовой, уроженке Костромы.

8. Свиньина, уроженца ус. Ефремово Галичского уезда.

9. Художники-костромичи братья Черпецовы – Григорий и Никанор.

10. В ближайшем родстве с поэтом из костромичей состоял его двоюродный дядя Александр Юрьевич Пушкин.

Аннотация – краткий (сжатый) пересказ содержания.

Начало аннотации может быть таким:

Этот рассказ о том, …

Писатель … рассказывает о …

Главные герои этой книги …

Удивительные события происходят в книге …

Если вы прочтете …, то обязательно полюбите главного героя …

Пример аннотации:

«Перпетуум-мобиле» В. Пашин.

Герои рассказов костромского писателя Виталия Васильевича Пашина – жизнерадостные, находчивые мальчишки и девчонки. Волею судеб оказавшиеся в центре веселых и грустных историй, они умеют найти выход из порою сложных жизненных ситуаций. В этом всегда помогает им смекалка, оптимизм, вера в добро. В сборник также включен цикл военных рассказов и рассказы о животных.

«В лесной деревеньке» .

Сборник детских рассказов Костромского писателя Василия Алексеевича Бочарникова будет интересен любителям природы.

Читателя ожидают занимательные встречи с умным лисёнком Одуванчиком, смелым зайчиком Шелковые Ушки и другими зверями, он познакомится также со своими сверстниками – трудолюбивыми и умелыми ребятами из деревни Лотково.

Составь свои аннотации к прочитанным произведениям костромских авторов так, чтобы заинтересовать своих друзей и одноклассников.

Напиши сочинение на тему «Мой любимый писатель края». Воспользуйся готовым примерным планом. Если можешь, составь свой план к сочинению.

Примерный план сочинения

Кто мой любимый писатель края?

О чем он обычно пишет?

Какие его книги я прочитал?

Первая встреча с этим писателем и его книгами

Что запомнилось, поразило меня.

За что я люблю его книги?

Есть ли любимый герой (герои)? Страницы?

Продолжается ли моё знакомство с этим писателем? Как?

Составь рассказ о книге писателя края по памятке.

3) Издательство.

4) Художник.

5) Что помещено в этой книге (сказки, стиха, рассказы и т. д.)?

6) Можно ли назвать эту книгу сборником? Если да, то на какую тему в нём собраны произведения?

Ответы.

1. Кроссворд «Акима»

1. Лень, 2. Встреча, 3. Суша, 4. Зима, 5. Горе, 6. Рай, 7. Урок,
8. Защита

2. Лабиринт.

«Облака», «Друг», «Жадина», «Неумейка»,

Снегурочка.

4. Знаешь ли ты сказку Островского «Снегурочка».

1. 15 лет. 2. Медведи-овсянники, волки-матёрые. 3. Лиса-сиводушка. 4. У бобыля Бакулы и бобылихи. 5. Лель. 6. Встреча Ярилы (Солнца). 7. В правой руке – светящаяся голова человеческая, в левой – ржаной сноп. 8. Венок, таящий в себе любовь. 9. Бросился в озеро.

7. 1 – дразнилка, 2 – небылица.

8. 1 – загадка, 2 – скороговорка.

10. О природе пишут: В. Бочарников, О. Гуссаковская.

О детях пишут: , .

Сказки пишут: С. Савин, Е. Честняков.

Исторические книги пишут: , .

11. А. Плещеев, Я. Аким, Ю. Жадовская.

12. В. Кодрян, Я. Аким.

13. 1.С чувством любви к Родине, хлебу, который растет на российских полях.

2. С морем, нива золотая.

5. Торжественно радостно.

14. Иван Дмитриевич Сытин.

15. Евгений Иванович Осетров.

17. Книга Елены Ивановны Суровой о Сумароковской лосеферме в Красносельском районе.

18. Титульный лист (2), содержание (4), обложка (1), предисловие (3).

19. Сборник; Кострома 1994. Стихи, сказки, рассказы для детей.

20. В. Кодрян «На речку», В. Пашин «Фаинка и Мишутка», В. Бочарников «Катин куст», Ю. Беляев «Щекота и Дремота»

Литература.

1. Губернский дом. Историко-краеведческий, культурно-просветительный, научно-популярный журнал.

2. Кострома: историческая энциклопедия. Главный редактор Шустов: -850», 2002.

4. Кострома литературная. Литературно-художественный журнал.

5. Страницы времен. Историко-краеведческий журнал.

1. ВВедение....................................................................................................................... 2

2. Примерное положение об олимпиаде по литературному краеведению........................................................................................ 3

3. ОЛИМПИАДНЫЙ ТРЕНИНГ................................................................................

4. ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ..........................5

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ...................................................................................... 16

6.ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................... 34

«Последовательность арифметической прогрессии» - 312. Перед вами четыре конечные последовательности чисел. Почему остальные не могут являться арифметической прогрессией? Повторить материал по теме «Арифметическая прогрессия». Арифметическая прогрессия. Можно ли найти седьмой член арифметической прогрессии, если известны: Показать необходимость знания математики при решении жизненных, исторических задач.

«Последовательность чисел» - Последовательности заданы формулами: В порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1. Увеличение на 3 раза. Последовательности составляют такие элементы природы, которые можно пронумеровать. В порядке возрастания положительные нечетные числа. Рассмотренные числовые ряды – примеры числовых последовательностей.

«Последовательность» - Обозначают члены последовательности так а1; а2; а3; а4; … аn; Презентация-урок по алгебре по теме: Последовательности составляют такие элементы природы, которые можно как то пронумеровать. Способы задания последовательностей. Мы получили не что иное, как числа Фибоначчи. Последовательности могут быть конечными и бесконечными, возрастающими и убывающими.

«Предел последовательности» - Вычисление пределов последовательности. Пусть, получим По аналогии с первым примером, здесь последовательность сходится к 0, значит. Определение 1. Пусть а – точка прямой, а r – положительное число. Делим числитель и знаменатель дроби почленно на наивысшую из имеющихся степень переменной n, т.е. на n2.

«Предел числовой последовательности» - Заданием рекуррентной формулы. Предел частного равен частному пределов: Последовательность простых чисел: 2; 3; 5; 7; 11; 13; 17; 19; 23; 29; … Возрастающие и убывающие последовательности называют монотонными. Понятие числовой последовательности. Способы задания последовательностей. Ограниченность числовой последовательности.

«Последовательности» - Обозначим сумму n первых членов арифметической прогрессии через. Называют первым членом последовательности. Формулой n-ого члена последовательности: Виды последовательностей: Рассмотрим последовательность: Число. Последовательность положительных четных чисел: Число таких пар равно n. Стоит выражение.

Н. А. НЕКРАСОВ.
«ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»
Ц е л и: продолжить анализ сюжетного стихотворения Н. А. Некрасова на
тему природы; учить выделять выразительные средства языка; развивать навыки
комментированного чтения; формировать умение составлять цитатную
характеристику героя произведения; воспитывать бережное отношение к
природе, животным.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
1. В с т у п и т е л ь н а я б е с е д а.
– Легко ли писать на тему природы?
– Что вызвало особые затруднения?
2. Ч т е н и е э т ю д о в, написанных учащимися.
– Кто из ребят сумел найти красивые слова, сравнения, показал свое
восприятие дождя?
II. Работа с текстом.
– Перечитайте 2­ю часть стихотворения и попробуйте ответить на вопрос:
можно ли деда Мазая считать просто добрым дедушкой, который очень любит
зверей и их спасает?
К о м м е н т и р о в а н н о е ч т е н и е и о б с у ж д е н и е.
– Что наболело на душе Мазая? Прочитайте.
– Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
– Нарисуйте словами картину половодья.
– Прочитайте, где Мазай обнаружил бедных зайцев.
– Расскажите, как вы представляете себе этот островок?
– Из каких слов ясно, что деду Мазаю по­настоящему жаль зайцев, что он
любит этих зверьков?
– Прочитайте, как дед Мазай спасал зайцев. Сколько раз останавливалась его
лодка? Что происходило во время каждой из этих остановок?
– Какую находку было жаль бросать Мазаю?
– Прочитайте, как Мазай расстался с зайчишками.
– Всерьез ли предупреждает Мазай зайцев: «А чур, зимой не попадайся!».
III. Итог урока. Обобщение.

1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я.
– Прочитайте еще раз историю Мазая и зайцев.
– Что вы можете сказать о старом Мазае? Нравится ли он вам? Почему? За
что над ним смеялись в деревне?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (тетрадь, с. 54).
– Составьте цитатную характеристику деда Мазая.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 2 (тетрадь, с. 54).
– Определите по памяти последовательность «спасательной операции» Мазая.
Домашнее задание: внимательно вчитайтесь в текст стихотворения;
выберите в прочитанном произведении отрывок для заучивания наизусть;
выучите его.

Сценарий урока литературного чтения «Даже малую былиночку любя…»

Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству Н.Некрасова.

Цели: показать обучающимся взаимоотношения человека и природы,
раскрыть бережное отношение к природе.
Задачи:
1.Продолжить знакомство детей с творчеством Н.А. Некрасова.
2.Учить анализировать содержание прочитанного: помочь разобраться в специфике построения текста, типа художественного описания, создать в воображении детей образные микрокартины и целостную картину весенней природы, обращая внимание на изобразительные средства, которые использует поэт.
3.Учить выявлять художественные ценности произведения, умению оформлять эстетически свое суждение.
Планируемые результаты (УУД):
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
2.Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
4.Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
1.Развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
2.Готовность использовать полученную информацию в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
3.Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Оборудование: учебники и творческие тетради по литературному чтению, портрет Н.А.Некрасова, выставка книг «Книги Н.А.Некрасова для детей».

I.Самоопределение к учебной деятельности: речевая разминка
Учитель: прочитайте стихотворение Е.Евтушенко
-Читаем все вместе, медленно:

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Как вы понимаете эти строки?
О каких зверях внутри нас говорит автор?
(Это человеческие пороки: жестокость, варварство, предательство и т.п.)
-К чему нас призывает автор?


(Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает)
-Какими словами автор призывает нас беречь природу?
-Давайте несколько раз повторим это слово «берегите».
-Что должны беречь люди? Прочитайте эти слова.
-Как нужно читать это стихотворение?
(Тревожно, с болью, с призывом)
-Даю вам минуту для чтения. Попробуйте показать при чтении свое отношение к этой проблеме. (Читают 2-3 ученика)
II. Подготовка детей к восприятию нового произведения
Учитель:
Поэт Е.Евтушенко – наш современник. К кому и зачем он обращается с призывом?
(Он призывает нас беречь природу.)
-Оказывается, проблема охраны природы и животных существовала очень давно. Вы, ребята, уже знаете многих писателей, поэтов и художников, которые в своих произведениях раскрывали красоту родной природы и показывали, как нужно относиться к природе и всему живому.
-Давайте вспомним, кто впервые в детской литературе обратился к проблеме природы?
(Это С. Аксаков, его главный герой Сережа Багров постепенно учится видеть, чувствовать красоту природы, и от этого он сам становится другим – добрее, душевнее.)
-Где еще вы могли увидеть это удивительное влияние природы на человека, на его чувства?
(В стихотворениях А.Толстого, А Майкова, Ф. Тютчева, С.Есенина и др.)
-Кто может доказать это строчками из стихотворений?
(Чтение детьми четверостиший. Выражение своего отношения к прочитанному.)

III.Аналитическая работа по произведению Н.Некрасова.
Учитель: что вы читали дома?
(Стихотворение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»)
-К какому веку относится этот автор? Откуда это видно?
(XIX век: годы жизни поэта 1821-1877 гг)
-Во второй половине XIX века мир природы приходит на страницы книг Н.Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Д. Мамина-Сибиряка. Стихотворение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» было написано примерно в то же время, что и стихи Майкова, Тютчева, Плещеева.
1.Информация об авторе
Великий русский поэт XIX века Николай Алексеевич Некрасов был сыном помещика и свое детство провел в барской усадьбе недалеко от реки Волга. Неподалеку от большого и просторного дома Некрасовых стояли убогие избы крепостных крестьян. Мальчику очень нравилось играть с крестьянскими ребятишками, хотя отец запрещал ему общаться с ними. Не смотря на запреты отца, Некрасов тайком убегал в деревню, там купался с ребятами в речке, бегал в лес за ягодами и грибами, а зимой любил кататься на салазках с крутых берегов Волги. Так Некрасову с раннего детства стала близка и мила природа, а так же жизнь простого народа.

Стихи Н.Некрасова своеобразны, написаны неповторимым языком. Они певучи, богаты народными словами.
2.Работа с учебником
-Прочитайте, что написано под фамилией автора.
(Из стихотворений, посвященных русским детям)
-Как вы понимаете эту фразу?

У Н.Некрасова много стихотворений. Он писал для взрослых, но есть и стихотворения, посвященные русским детям. Обратите внимание на выставку. Что здесь написано?
Книги Н.А.Некрасова для детей
-Прочитаем названия книг. Определите тему творчества поэта.
Дети: Природа и человек. О поведении человека в природе.
3. Работа над стихотворением. Выборочное чтение.
-Сформулируйте тему нашего урока.
"Даже малую былиночку любя..."
Мы будем работать над содержанием стихотворения Н.А.Некрасова.
Прочитайте еще раз название произведения.
(Дедушка Мазай и зайцы.)
-О чем вам говорит это название?
-Поделитесь своими мыслями: что у вас родилось в душе, когда вы читали это стихотворение?
Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
-От чьего имени ведется рассказ?
(Это разговор двух охотников: охотник-поэт и охотник-крестьянин.)
-Как узнали, что это охотники?
-Сколько частей в стихотворении? Какую разницу в написании частей стихотворения заметили?
(1 часть - двустишия, 2 часть-целый текст)
-Что представляет собой каждое двустишие 1 части стихотворения?
(Каждое двустишие – это картинка родной природы.)
-Кому какая картинка понравилась?
-С какой картины начинается стихотворение?
-Прочитайте описание летнего дождя.


-Какой дождь можно назвать « жестоким».
-Какой художественный прием использует автор, описывая картину дождя?
(Автор использует сравнение.)
-С чем сравнивает автор струи дождевые? Как подчеркивается сила дождя?
(Струи как прутья стальные, и они в землю вонзились.)
-Что в это время делают Некрасов и Мазай?


-Как мы понимаем, что автору интересен собеседник?
(Дети перечитывают первые строчки стихотворения.)
-Что же мы узнаем из рассказа Некрасова?
(Некрасов любит гостить у Мазая.)
-Чем замечательна деревенька Мазая?
(Выборочное чтение обучающихся)
-Почему край назван «низменным»?
-Как художник помогает нам понять, что деревенька похожа на Венецию (итальянский город)?
-Рассмотрите иллюстрацию (внизу). О чем говорит эта иллюстрация?
- Каким видит Мазай свой лес днем и ночью? Какими звуками он наполнен?
-Какие сравнения использует автор?
-А что вы видите на стр. 179


Кто изображен здесь? Как догадались? Озвучьте эту иллюстрацию.
4. Работа с творческой тетрадью.
-А теперь поработаем в тетрадях на стр. 54
-Прочитайте задания. Что это такое «цитатная характеристика»?
Какой дан образец? Остальное отыщите в 1 части стихотворения сами, запишите в тетрадь.
5. Самостоятельная работа учащихся. Проверка.
--Какой же перед нами человек дедушка Мазай?
(Это человек, любящий природу и бережно относящийся к ней.)
IV.ФИЗМИНУТКА
А теперь, ребятки, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!

V. Работа над языком произведения.
-Ребята, мы не зря с вами в начале урока отметили, что стихотворение было написано в XIX веке. Скажите, как это чувствуется при чтении?
(Здесь много просторечных, народных слов)
-Давайте понаблюдаем язык стихотворения Некрасова.
Найдите в тексте просторечные слова. Как вы их понимаете?
(Зачитывание слов с опорой на сноски)
-Перечитайте последнее двустишие 1 части.
Случайна ли была встреча поэта с Мазаем?
(С Мазаем у Некрасова были частые встречи.)
-Из каких слов мы это понимаем?
Во второй части лишь один из этих рассказов. Как вы думаете, от чьего имени ведется рассказ? Как вы догадались?
(Начинается рассказ с кавычек и прямой речи.)
-Сравните манеру написания этой части по сравнению с первой.
(Длина строки такая же, а отдельных картин нет – здесь одна единая история.)
-Представим себе: идет дождь, автор и Мазай сидят в заброшенном сарае.
У них есть время поболтать. Действие идет летом, а вспоминает Мазай прошедшую весну.
-Как звучит речь Мазая, простого русского крестьянина?
(Неторопливо, неспешно, спокойно, душевно…)

2.Показательное чтение отрывка стихотворения учителем.
-Сейчас я буду читать вам 2 часть, а вы понаблюдайте за моим чтением и подумайте:
почему эту весеннюю историю Мазай решил рассказать Некрасову?

3.Выборочное чтение
-Почему же Мазай решил поведать эту историю автору?
(Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями и давят силками.)
-За что осуждал Мазай своих односельчан?
(За варварство, жестокое истребление дичи.)
-Почему за дровами дед Мазай отправился на лодке?


Прочитайте эпизод, где об этом сказано.
-Что помешало Мазаю во время сбора дров?
(Он увидел погибающих зайчиков и стал их спасать.)


-Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит зверьков?
Найдите в тексе эпизоды, где описаны отношения дедушки Мазая к зайцам.
(Бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко горемыка, плуты косые, команда косая…)
-А как разговаривает Мазай с зайчиками?
(Как с детьми ласково, с жалостью.)
4.Спасательная операция дедушки Мазая: парная работа в тетрадях
-Определите по памяти последовательность «спасательной операции» Мазая: кого за кем спасал.
А теперь откройте тетрадь стр 54 ,задание 2
-В таком ли порядке спасал дедушка зайцев? Проверь себя по тексту.
-Как же правильно проходила «спасательная операция»?
-Как интересно, ребята, получается, где бы не застала зайчиков полая вода, дед Мазай их везде увидел, никого не пропустил, всех спас. Как это характеризует деда Мазая?
(Он был очень добрый.)
5. Отношение к главному герою произведения.
-А как отнеслись к появлению Мазая односельчане? Прочитайте.
(Наверное, он показался им странным.)
-Дети, а как сам поэт относится к Мазаю?
Обратите внимание на заглавие стихотворения.
Автор назвал его не дед, а «дедушка» – ласково и с любовью.
6.Стилистический эксперимент.
-Почему в конце стихотворения строки у Некрасова стали короче, а потом опять удлинились?
Дети: Такой короткой строкой автор хотел показать действия зайчиков.
Они убегали на волю быстро, стремительно, «мигом».
-Какова судьба 4-х ослабевших зайчиков?
-Как художник это показывает в рисунке в конце стихотворения? Кто из зайчиков задал «стрекоча»?
-Что значит «дали стречка»?
(Быстро, со всех ног.)
-Почему Мазай посоветовал зайцам не попадаться ему зимой?
(Охота – это часть его жизни, это удовольствие и продукт для Мазая.)

VI. Итог урока
Учитель:
-Мы сегодня очень хорошо поработали над стихотворением Н Некрасова.
А теперь давайте вернемся к стихотворению Е. Евтушенко и еще раз его прочтем.
-Как вы думаете, почему я начала урок именно с этих слов?
Дети: Е. Евтушенко и Н.Некрасов своими стихами призывают нас беречь природу, охранять животных, заботиться о «братьях наших меньших».

1. Тема учебного занятия : Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

2. Место занятия в учебном процессе : Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книги

3 Ведущая технология : Технология продуктивного чтения 4. Цель урока:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.А. Некрасова , с его произведением «Дедушка Мазай и зайцы»,

5. Задачи урока:

Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, понимания текста на уровне содержания и смысла, замысла автора.

Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, ориентироваться в тексте, рассуждать;

Создать условия для осознания качеств характера главного героя, на примере поступка главного героя.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучаемый научится

Понимать и формулировать основную мысль текста;

Метапредметные

УУД

Познавательные:

Обучаемый научится

Регулятивные:

Обучаемый научится

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Оценивать результат

Коммуникативные:

Обучаемый научится

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

Обучаемый научится

Оценивать поступки героев

Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обучаемый получит возможность

Соприкоснуться с творчеством великого поэта;

Выразить свое отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Данный урок направлен на развитие сложносоставного умения анализировать текст

Которое вбирает в себя ряд частных

    умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка;

    умение видеть логику развития действия;

    умение «расшифровывать» своеобразие характеров персонажей и средства их создания;

10. Ожидаемый результат: Учащиеся продемонстрируют умения: понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать приём диалог с автором; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре

Орг. момент

Цель урока

Задача:создать условия для полноценного восприятия текста

Проверка первичного восприятия

Цитата « Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению… «

Ж.Ж.Руссо.

Мы прочитали 1 часть стихотворения : Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». И выяснили,что в первой части наши предположения о чём будет текст - не оправдались.

Регулятивные УУД

Спомощью учителя формулировать, проблему.

Познавательные

УУД

. 1.Извлекать информацию, перерабатывать её (анализ)

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

« На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи , где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично».

Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом до чтения.

1. Формулирование темы урока.

III Работа с текстом во время чтения.

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

IV . Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

4.Творческие задания,

5.Рефлексия

6.Домашнее заание

Слушаем 2 часть.

Подтвердились ли ваши предположения?

Какие чувства вы испытали во время прослушивания?

В этом стихотворении Некрасова вам всё понятно или нужно его обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться?

А никому не кажется, что в стихотворении есть слова – незнакомцы, значение которых нужно объяснить?

Чем занимался Дедушка Мазай? (охотой)

Что должен делать охотник? (добывать зверя)

А он что делает?

Какое возникает противоречие?

Выходит есть над чем задуматься? Давайте будем разбираться.

Старый Мазай разболтался в сарае:

"В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось, В ( - Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? Ответ. Проверка

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили (Силки - - петли для ловли птиц и мелких животных

Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, - В (Почему гибнут зайцы?)

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми. Багры- шесты с металлическим крючком .

Где у них совесть?..

В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

Что такое совесть? Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Как он сам относился к животным? - Подтвердите словами из текста.

Жалостливый

Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки В- (Почему Мазай едет за дровами на лодке?)

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой. (шумная группка)

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами , (шевелят ушами, выражая испуг) беспокойство.

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"

Как Мазай называет зайцев? (Бедные зверьки. Команда косая.)

Как называются эти слова,которые помогают представить образ зайцев?(эпитеты)

Как эти словахарактеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам.

(добрый)

Работа в парах (одна пара у доски)

Этак гуторя, плывем в тишине. (разговаривать)

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка, (Тот, кого постоянно преследуют несчастья, беды, , .)

Взял и его - тягота невелика! (тяжесть, груз).

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха -

Еле жива, а толста как купчиха! (купчиха) Купец: богатый торговец,

Я ее, дуру, накрыл зипуном -

Сильно дрожала... Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!" В (спасёт ли?)

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

Как зайцы пытались самостоятельно спастись?

Какой выход нашёл Дедушка Мазай, чтобы спасти зайцев?

(зацепил багром сучок и спас десяток зайчат)

А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая?

Самостоятельно

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"

Ладно! любуйся, а нам не мешай!

Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают, В (Почему?)

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!.. Засеваемый осенью или в конце лета, перезимовывающий и созревающий к весне или к лету.

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и "с богом!" сказал...

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: "У-х!"

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся! В.

Прицелюсь - бух!

И ляжешь... Ууу-х!.."

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары осталось –В

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал - и домой приволок,

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!

Я проводил их всё тем же советом:

"Не попадайся зимой!"

Я их не бью ни весною, ни летом,

Шкура плохая, - линяет косой... "

Как он называет зайцев в этот момент? (Плуты косые)

Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?

«Не попадайтесь зимой!»

Я их не бью ни весною, ни летом:

Шкура плоха – линяет косой..»

Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой?

Какие качества характера вы бы отметили у дедушки Мазая?

(доброта, великодушие,щедрость, благородство,)

Настоящий охотник - это человек который _________________ природу и

О ней.

пришедшей к зверькам.

Что можно сказать о самом писателе, который создал это удивительное стихотворение (Как и Мазай, он то же любит животных.)

Как бы вы поступили на месте главного героя?

Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?

Знакомство с творчеством Некрасова

-Если бы вам представилась возможность задать автору вопрос,чтобы вы у него спросили?

(презентация автобиографии)

Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе.

Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.

Родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.

Будучи мальчиком, в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.

Он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту. Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

Дома и стены помогают

Каждый кулик свое болото хвалит

Охранять природу – значит охранять Родину

Родина - мать, умей за нее постоять

« Найдите ошибки в строках».

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда
босая (косая) ,
Весь
городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики (зайчики) , деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится
лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах (в реке) очутились.
Тут мои
кролики (зайчики ) точно сбесились

III . Итог урока.

Над каким умением работали?

Над умением анализировать текст

I V. Домашнее задание

Придумать рассказ о том,как встретятся зимой Герои стих.

Выразит чтение



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний