Перехлесты военного обучения. Есть ли из академии "утечка мозгов"? Виды учебных занятий

Главная / А. С. Пушкин

Отнюдь не будет преувеличением утверждение, что на протяжении почти всей своей истории как высшее военное учебное заведение прирастало за счет научно-педагогических кадров, прошедших школу общеэкономической, финансовой и военно-специальной подготовки на .

Выпускники факультета первых лет, проявившие склонность к педагогической работе, были командированы на преподавательскую работу в Военно-финансовое училище Советской Армии. В их числе были тогдашние капитаны , Н.К. Кашлаков, А.А. Молчанов, В.В. Тиванов, И.В. Ильюшенко.

Сейчас можно поражаться истинной смелости молодых педагогов: училище, по существу, только становилось на ноги, несколько раз с нуля начинало создавать учебно-материальную базу. Существовал лишь неполный комплект руководящих документов, не обеспечивавших потребности учебного процесса, не было наработанных учебно-методических пособий, прежде всего по предметам профессиональной подготовки.

Нехватку учебных пособий начинающим преподавателям приходилось восполнять тщательной подготовкой к каждому занятию. Положение усугублялось тем, что при отсутствии у них опыта преподавания не было источников по педагогике и психологии, дидактических разработок. Им самим приходилось учиться, а основу этой учебы составляло постоянное деловое общение с опытными преподавателями цикла военно-специальных дисциплин и смежных циклов. Эффективному становлению молодых в должностях преподавательского состава активно помогали опытные профессионалы военно-финансовой службы, руководившие учебно-воспитательным процессом, прошедшие трудными дорогами Великой Отечественной войны офицеры М. Т. Тубол, А. Н. Богомолов, А, К. Михальчук, М. Ш. Заславский, А. А. Карачевский, А. С. Пыстин и др.

С высокой самоотдачей трудились педагогические коллективы циклов, непрерывно нарабатывая новые методические подходы по каждой учебной дисциплине, по каждой теме и учебному вопросу. Дружная, продуманная и целенаправленная работа педагогов-специалистов принесла свои плоды: в 1957 г. училище было переведено с двухлетнего учебного плана на трехлетний. Тем самым училище становилось полноправным средним специальным военно-учебным заведением на уровне финансового техникума, с правом выдачи выпускникам, успешно усвоившим курс обучения, диплома общесоюзного образца. В этом событии, немаловажном не только для училища, но и для военно-финансовой службы Вооруженных Сил, большая заслуга принадлежала многочисленному отряду -преподавателей, окончивших Военный факультет при Московском финансовом институте.

Регулярно поступавшие в адрес начальника училища отзывы командиров воинских частей о работе выпускников свидетельствовали о хорошем уровне подготовки курсантов в училище. Подавляющее большинство молодых -выпускников, прибыв к месту службы, в короткие сроки проходили процесс становления в первой должности, умело использовали полученные в стенах училища знания, профессионально и надежно осуществляли финансирование всех потребностей боевой подготовки и других сфер деятельности воинских частей. Это способствовало, в свою очередь, эффективному продвижению многих выпускников по служебной лестнице, пополнению за счет лучших финансистов-практиков числа слушателей Военного факультета.

Непрерывное и целеустремленное совершенствование учебно-воспитательного процесса с конца 50-х до начала 70-х годов имело своим результатом перевод училища на качественно новую ступень — в разряд высших военно-учебных заведений с четырехлетними программами обучения. Безусловно, в это событие большой, преобладающий вклад внес многочисленный педагогический коллектив циклов военно-профессиональной подготовки, офицеры-выпускники Военного факульета, которые к тому времени приходили на смену выслужившим установленные сроки службы ветеранам. Обладая хорошей фундаментальной теоретической подготовкой в общеэкономической и военно-финансовой областях, пройдя многие ступени войсковой практической работы по специальности, молодые преподаватели смело вели поиск в области последних достижений военной педагогики, психологии, дидактики по своим дисциплинам. Методический уровень организации и ведения учебных занятий у многих молодых преподавателей- был вполне сравним, к примеру, с уровнем преподавателей гражданских вузов Ярославля.

Перевод училища в разряд высших военных вузов был исключительно ответственным для педагогического коллектива, длительным по времени, не одноразовым актом.

С переходом на обучение по ввузовским программам большая ответственность в реализации новых принципов организации обучения будущих -специалистов легла на плечи выпускников Военного факультета, принявших руководство высшей военно-профессиональной подготовкой курсантов и возглавивших вновь созданные кафедры: организации финансовой службы и контроля (полковник Н. Т. Воробьев), финансового хозяйства воинской части (полковник Н. К. Кашлаков), денежного довольствия военнослужащих (полковник В. А. Евсеев), оплаты труда рабочих и служащих (полковник Г. П. Ткач), бухгалтерского учета и вычислительной техники (ПОЛКОВНИКА. А. Молчанов).

Основную, организующую роль в координации деятельности всех 18 кафедр в ходе учебного процесса в училище последовательно выполняли также выпускники факультета разных лет: заместители начальника училища по учебной работе — начальники учебного отдела i полковники И. В. Ильюшенко и В. М. Зубенко, их заместители — полковники В. Ф. Кругов, В. А. Петренко, Н. В. Уколов.

За время существования училища как высшего военного учебного заведения на кафедрах трудились многие и многие выпускники Военного факультета. Каждый офицер-преподаватель оставил свой след в учебно-воспитательном процессе, в сознании каждого обучаемого. Непохожие друг на друга по своим характерам, подходам к подопечным, преподаватели-специалисты в одном ключе решали проблемы совершенствования технологии обучения и воспитания курсантов, умело реализовывали усвоенные в аудиториях факультета критерии педагогического взаимодействия с младшими товарищами по службе.

Восполняя литературно-методический вакуум в военно-специальной подготовке курсантов, большинство -выпускников Военного факультета, обладающих уверенными навыками работы с документами, активно участвуют в редакцион но -издательской деятельности. Ежегодно училищная типография только по предметам профессионального профиля выпускает в свет более 25—30 учебно-методических пособий, пользующихся большим спросом у курсантов. Выпускники факультета являются наиболее активными авторами вышедших в последнее время печатных трудов:

кандидат экономических наук, доцент полковник Ю. И. Федчи-шин — «Использование опорных конспектов при изучении дисциплины «Организация финансового обеспечения войск»;

кандидат экономических наук, доцент полковник В. П. Островский — «Система финансового обеспечения воинской части»;

кандидат экономических наук, доцент полковник В. А. Петренко — «Получение и хранение денежных средств воинской части»;

полковник В. В. Бондарь — «Воспитательная роль образовательного процесса»;

полковник Е. В. Фролов, подполковник Н. П. Антоненко — «Внебюджетные средства»;

полковник С. А. Мельков — «Исчисление выслуги лет и перерасчет процентной надбавки»;

подполковник В. Н. Руднев — «Денежные аттестаты на семьи и на алименты»;

полковник С. Н. Горбатов — «Теория бухгалтерского учета»;

полковник В. Н. Винник — «Выплаты за счет государственного социального страхования и других социальных фондов»;

подполковник А. Б. Перфильев — «Современные методики анализа финансового состояния предприятий»;

подполковник А. Н. Качалов — «Социально-экономическаястатистика»;

майор А. Е. Кальсин — «Основы налогообложения»;

подполковник А. Б. Иванов — «Ценные бумаги»;

подполковник А. Ю. Сазонов — «Фондовая биржа»;

подполковник М. Е. Кошкин — «Кассовая работа в полевых учреждениях ЦБ РФ»;

подполковник К. П. Холодилов — «Автоматизированное решение задач по финансовому обеспечению воинской части и денежному довольствию военнослужащих».

Большой вклад внесли выпускники факультета в создание и развитие учебно-материальной базы по своим предметам. Благодаря их труду учебные классы и лаборатории, помимо того, что имеют современный дизайн, оборудованы электрифицированными учебнно-наглядными пособиями и тренажерными устройствами, рабочими местами для использования персональных компьютеров и другими техническими средствами обучения и контроля. Ко всему этому приложены усилия многих выпускников факультета, среди которых есть рационализаторы и мастера «золотые руки», а главное — умелые организаторы эффективного производительного труда курсантов. В наше нелегкое время, при постоянной нехватке материалов для ремонта и денег на их закупку, много изобретательности проявили офицеры кафедр специальной подготовки, чтобы привести закрепленные учебные помещения в образцовое состояние, отвечающее дидактическим установкам по предмету. К числу наиболее инициативных, проявляющих деловую сметку в реализации планов развития и совершенствования учебно-материальной базы училища, относятся выпускники Военного финансово-экономического факультета полковники В. Н. Винник, О. А. Каша, С. А. Мельков, А. Н. Пахо-мов, подполковники В. М. Егорычев, А. Н. Качанов, М. Е. Кошкин, А. В. Маргулис, В. П. Небожин, А. И. Нечаев, В. С. Скрипкин и др. Это благодаря их упорству и настойчивости многие учебные лаборатории, специальные классы и лаборатории специальных дисциплин отвечают самым высоким требованиям педагогики.

Кардинальная перестройка и совершенствование системы подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемые в 90-е годы, потребовала проведения радикальных мер в училище, приведения образовательных программ и учебно-воспитательного процесса в соответствие с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это, в свою очередь, потребовало переработки учебных планов на пятилетний срок обучения курсантов, включение в них ряда совершенно новых учебных дисциплин, в частности таких, как экономическая теория, деньги, кредит, банки, аудит, основы налогообложения в России, основы экономической информатики, социология, политология и др.

Перестройка образовательного процесса коснулась всех кафедр училища, но больше всего кафедр, осуществляющих финансово-экономическую подготовку курсантов. В этом процессе основную роль сыграл преподавательский состав кафедр общепрофессиональных и специальных дисциплин, в том числе молодые офицеры, окончившие факультет в последние годы.

Целенаправленную координацию ответственной и сложной работы по разработке новых учебных планов осуществляли офицеры — выпускники факультета В. П. Завойстый, В. В. Бондарь, Е. В. Фролов. При многочисленных консультациях и согласованиях с соответствующими должностными лицами и структурами Военного финансово-экономического факультета ими была проявлена высокая степень ответственности и стремление общими усилиями добиться оптимальных вариантов учебных планов и других документов по организации образовательного процесса в училище.

Уже второй набор курсантов проходит обучение по новым, пятилетним программам, созданным общими усилиями факультета и училища. Состояние и ход образовательного процесса в училище, по оценкам Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, свидетельствуют, что организация обучения курсантов отвечает современным требованиям подготовки офицерского состава для финансово-экономических структур армии и флота.

Руководство профессиональной подготовкой будущих специалистов-практиков для финансово-экономической службы в училище доверено молодому поколению выпускников Военного финансово-экономического факультета. Наиболее опытные профессионалы и педагоги, проявившие себя также и в научно-исследовательской работе, возглавляют кафедры военно-специального обучения. Среди них полковники Ю. И. Федчишин, Е. А. Чистяков, В. А. Петренко, О. А. Каша, В. Н. Беляев, С. А. Мельков, С. М. Халявин, В. Н. Винник, А. Н. Пахомов, И. М. Винницкий, В. Г. Сырыгин, Ю. В. Коречков. Благодаря их творческому целенаправленному труду в училище растет число ученых и методистов высокой квалификации, что в итоге способствует непрерывному повышению качества учебно-воспитательного процесса по подготовке молодой смены офицерского корпуса военных финансистов-экономистов.

Полковник В.П. Завойстый,

заместитель начальника Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А. В. Хрулева

по учебной части и научной работе

Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования

Обучение в военно-учебных заведениях организуется в целом на тех же принципах, что и в гражданских образовательных учреждени­ях высшего и среднего профессионального образования. Вместе с тем в организации и проведении учебного процесса есть ряд осо­бенностей, диктуемых принадлежностью военно-учебных заведений к Вооруженным Силам и спецификой военной службы.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. С кур­сантами первых курсов учебный год начинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со сво­ей будущей офицерской профессией.

По окончании каждого семестра курсантам предоставляются ка­никулярные отпуска: зимний продолжительностью 14 суток и летний продолжительностью 30 суток.

Занятия проводятся 6 раз в неделю. Как и в гражданских вузах, общий объём учебной работы курсантов планируется из расчета не более 54 ч в неделю. Из них на занятия с преподавателœем отводит­ся не более 36 ч в неделю на всœех курсах, кроме выпускного, и не более 30 ч в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделя­ется для самостоятельной работы курсантов. Обязательным являет­ся не только посœещение всœех занятий с преподавателœем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.

Наряду с традиционными для гражданской школы занятиями (лек­циями, семинарами, лабораторными и практическими занятиями) большое место отводится учебным занятиям, отражающим специфи­ку профессиональной деятельности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатываются навыки организации и обеспечения боевых дейст­вий, управления подразделœениями в бою. Занятия и учения прово­дятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, в условиях, как правило, максимально приближенных к бое­вым. В ходе таких занятий широко используются реальное оружие и боевая техника, состоящие на вооружении, тренажеры и вычислительная техника (вклейка, фото 29-34).

В ходе учебы курсанты проходят практику (производственную, ре­монтную, корабельную и др.
Размещено на реф.рф
в зависимости от получаемой специаль­ности), а на завершающем этапе обучения организуется войсковая (флотская) стажировка. В процессе стажировки, проводимой непо­средственно в войсках или на фронтах, курсанты приобретают прак­тические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предназначению.

Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего контроля, на экзаменах и зачетах. Для отлично и хорошо успевающих курсан­тов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнительных льгот и преимуществ:

курсантам, проявившим выдающиеся способности, могут назна­чаться специальные (именные) стипендии (Президента РФ, Прави­тельства РФ);

курсантам второго и последующих курсов должна быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов, а высвободившееся время мо­жет использоваться по их желанию, в т.ч. для увеличения про­должительности каникулярных отпусков;

курсанты второго и последующих курсов могут переводиться на

обучение по индивидуальным планам. Индивидуальный планможет предусматривать даже сокращение общего срока обучения до одно­го года;

дополнительно к основной специальности должна быть предостав­лено право изучать дисциплины второй специальности, а при пол­ном выполнении ее программ - получить по окончании вуза второй диплом и ряд других льгот.

Все курсанты после успешного завершения ими программ обуче­ния проходят итоговую государственную аттестацию. Она включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для большинства специальностей, в т.ч. командного, командно-инженерного и инженерного профилей.

Курсантам, успешно прошедшим итоговую государственную атте­стацию, присваивается квалификация по полученной специальности и выдается диплом государственного образца о высшем (или сред­нем) профессиональном образовании. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисциплину решением государственной аттес­тационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всœего обучения на всœех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, должна быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях), а фамилия выпускника занесе­на на Доску почета вуза.

Окончившим вуз с золотой медалью и дипломом с отличием или только с дипломом с отличием выплачивается единовременное де­нежное вознаграждение. Οʜᴎ пользуются преимущественным правом выбора места службы в пределах установленной для данного военного образовательного учреждения разнарядки. Окончившие вуз с золотой медалью по рекомендации ученого совета могут поступать в адъюнктуру непосредственно после окончания вуза.

Вопросы и задания

1. Правила приема граждан в военныеобразователь­ные учреждения профессиональногообразования.

2. Основные виды военных образовательных учрежде­ний профессионального образования.

3. Организация подготовки офицерскихкадров для Во­оруженных Сил РФ.

4. Правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных образовательных учреж­дениях профессионального образования.

Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж»

по дисциплине «Безопасность Жизнедеятельности»

Военно учебные заведения и подготовка офицеров

Руководитель

А.А.Орешко

Выполнил

В.С. Латыпов

Копейск 2015

Введение

1. Военно учебные заведения

2. Подготовка офицеров

Введение

Для подготовки командных, инженерно-технических и специальных кадров Вооруженных Сил РФ предназначены военно-учебные заведения. К ним относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные институты, военные факультеты и военные кафедры при гражданских вузах, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава, а также Суворовские военные училища и Нахимовское военно-морское училище.

Наше государство предоставляет молодежи все возможности получить военное образование, стать офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Военно учебные заведения

Успех реформы высшего военного образования в Российской Федерации во многом связан с повышением профессионализма военного преподавателя - ключевой фигуры в образовательном процессе, во многом определяющей качество обучения и воспитания будущих офицеров. Эта позиция обусловлена тем обстоятельством, что важнейшим аспектом кризиса образования является проблема преподавателей, а точнее, их квалификации.

Известно, что в последние годы имеет место большой отток преподавателей-военнослужащих из вузов. Значительно возросло количество офицеров, изъявивших желание уволиться из Вооруженных Сил до достижения предельного возраста службы. В связи с этим постоянно увеличивается доля преподавателей, имеющих педагогический стаж менее пяти лет, профессиональные знания и опыт которых явно недостаточны для педагогической деятельности.

В то же время на современном этапе реформирования системы военного образования повышаются требования к профессиональному уровню военного преподавателя, возрастает роль его личной ответственности за результаты своего труда. На смену преподавателю-предметнику должен прийти педагог-практик-психолог, который хорошо знает свой предмет, понимает личность курсанта, умеет управлять собой, развитием и воспитанием учеников.

Добиться этого может лишь преподаватель, имеющий не только знания о преподаваемом предмете, но и способный на практике использовать психолого-педагогические закономерности для их усвоения. При этом в военных вузах традиционно основополагающие научные учебные дисциплины ведут специалисты, хорошо знающие свое дело, но не подготовленные к педагогической деятельности.

Практика и специальные исследования привели к выводу о том, что значительная часть преподавателей вузов не имеет ясного представления о том, что такое профессионально-педагогическое мастерство и каковы пути его становления. К решению, казалось бы, азбучных вопросов педагогической деятельности многие, и не только начинающие преподаватели, оказались неподготовленными. Многие из них привержены шаблонным, однообразным приемам обучающего воздействия, ограничиваются набором некоторых практических навыков, позволяющих проводить занятия, и пребывают в полной уверенности, что этого достаточно для педагогической деятельности.

Среди этой части преподавателей широко распространено мнение, что для преподавательской деятельности достаточно хорошо знать предмет своей специализации. В немалой степени этому способствует то обстоятельство, что становление военных преподавателей связано преимущественно с работой над содержанием преподаваемого предмета (пополнение своих знаний о нём, их включение в лекционный курс и т.п.), но не с приобретением теоретических знаний о самом процессе преподавания. Становление преподавателя осуществляется, как правило, на основе собственного, личного опыта обучения 10-15-летней, а то и 20-летней давности по формуле: " Учу так, как учили меня". Воспроизводится модель репродуктивно-сообщающего обучения, в основе которого лежит сообщение курсантам готового "знания" вне организации деятельности, его производящей. Сообщающую информацию курсант обязан воспринимать, затем запоминать, а потом, как правило, в вербальной форме воспроизвести. Результаты такого обучения хорошо известны: негативная установка к овладению теорией обучения отрицательно влияет на процесс профессионального становления преподавателя и качество преподавания.

Проведенный анализ показывает, что представления о сущности профессионально-педагогической культуры военного преподавателя за последнее годы изменялись от универсализма и энциклопедизма как профессиональных характеристик к лекторскому мастерству, ораторскому искусству, к профессионально-педагогической культуре как обобщенному показателю квалификации.

В этих условиях проблема совершенствования профессионально-педагогического мастерства военного преподавателя выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность военного преподавателя в росте профессиональной компетентности.

Система отбора преподавателей закостенела и погрязла в устаревших стереотипах, которые болезненно сказываются на качестве преподавательской деятельности и, самое главное, подготовке высокопрофессиональных защитников Российской Федерации. Не выработаны критерии отбора преподавателей по военным и специальным дисциплинам. Кадровая политика, которая установилась еще на заре советской власти, сдерживает профессиональный отбор и подготовку преподавателей для военно-учебных заведений.

В то же время отсутствие специальных учебных заведений для подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе (деятельность всякого рода курсов, за редким исключением, не приводит к положительным результатам, но это тема отдельного разговора) вынуждает кафедры организовывать их подготовку, которая заключается, как правило, в изучении содержания преподаваемых дисциплин. Усилия отдельных педагогических коллективов кафедр, направленные на обеспечение процесса профессионального становления преподавателей высших военно-учебных заведений к педагогической деятельности, часто эклектичны, непоследовательны и не обеспечены с точки зрения их оптимальности. Методы обучения начинающие преподаватели осваивают путем наблюдения за работой более опытных коллег. Очевидно, что не все кафедры способны обеспечить высокий уровень подготовки преподавателей к постоянно усложняющейся педагогической деятельности в вузе. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задачи подготовки и становления преподавателей к педагогической деятельности, несогласованности действий педагогических коллективов кафедр по формированию педагогического мастерства, преподаватели военных вузов проходят сложный, неоправданно трудоемкий путь, который не всегда заканчивается успешно. В течение ряда последних лет даже наметилась тенденция снижения уровня владения преподавателей вузов педагогическим мастерством.

Таким образом, состояние уровня подготовки преподавательского состава вузов настоятельно требует новых подходов в деле повышения его педагогического мастерства. Очевидно, что в военно-учебных заведениях потребуется переход от эпизодического влияния на деятельность преподавателей к их планомерной непрерывной учебе, морально-психологическому и воспитательному воздействию.

Говоря о новых подходах, не всегда необходимо изобретать что-то новое, современное, никем не испробованное. Нередко решение проблемы можно найти в хорошо зарекомендовавших себя, но незаслуженно забытых формах и методах работы. Подтверждение тому - богатый опыт отечественной военной школы, практика подготовки военно-педагогических кадров в зарубежных государствах. Только хорошо изучив прошлое, можно делать вывод о причинах сложившегося положения и принимать меры по нахождению оптимальных путей подготовки преподавателей военно-учебных заведений.

Система военно-учебных заведений в России сложилась в начале ХIХ века. Во второй его половине она приняла полностью законченную форму. Сформировался высококвалифицированный состав вузовских преподавателей, причем престиж профессора в высших военных школах России того времени был столь высок, что лучшие таланты страны состязались за право замещения появившихся вакантных должностей.

Преподавать в высшем учебном заведении России мог только преподаватель, получивший определенную степень и звание. Для различных решений задач профессорско-преподавательский состав высшей военной школы делился на категории. Наиболее типичным, относящимся ко всем академиям, было деление на профессоров, адъюнкт-профессоров, преподавателей и репетиторов. Кроме того, в ряде академий имелись специфические категории помощников преподавательского состава.

Главной фигурой учебно-воспитательного процесса академий являлись профессора. В их обязанности входило чтение лекций как в академии, так и в публичных аудиториях. Кроме того, они руководили практическими занятиями слушателей, принимали экзамены и зачеты, участвовали в работе приемных и выпускных комиссий, в составлении различных руководящих документов. Важнейшей обязанностью профессорского состава являлось развитие и усовершенствование наук.

Вторую ступеньку в иерархии преподавательского состава высшей военной школы России занимали адъюнкт-профессора. Они являлись помощниками профессоров и, в случае отсутствия последних, должны были исполнять их обязанности. Преподаватели, а также младшая категория преподавателей - репетиторы имели задачу руководить всеми видами практических (в том числе - полевых) занятий, проводить консультации, "репетиции" слушателей к экзаменам, помогали профессорам в подготовке и проведении сложных видов занятий

Подобное четкое разграничение обязанностей различных категорий профессорско-преподавательского состава с исключительным правом чтения учебных лекций только профессорами является похвальным и достойным повторения в наше время. Анализ показывает, что в современной высшей военной школе звание профессор зачастую принижено: чтение лекций в курсантских аудиториях подчас поручают молодым, недостаточно опытным преподавателям, а практические и семинарские занятия проводят опытные преподаватели. Безусловно, эта практика негативно сказывается на качестве проводимых занятий и соответственно на уровне подготовки курсантов.

Установленная в России система ученых степеней и званий в целом соответствовала той, которая была принята в других европейских странах, отличаясь значительно более строгим и последовательным порядком их присуждения, а также более высокими требованиями к соискателям. "В России зарубежные ученые степени оценивались на ступень ниже, чем отечественные: степени бакалавра и лиценциата более соответствовали русскому кандидатству, а докторант - магистерству. Поэтому тот, кто возвращался из-за рубежа доктором, получал в России после дополнительных испытаний степень магистра"

С 1820 года было установлено, что лица, желающие заместить должность профессора или адъюнкта, обязаны иметь ученую степень доктора или магистра. военный учебный подготовка вооруженный

О серьезности государственного подхода к комплектованию профессорско-преподавательского состава военных академий свидетельствовал и порядок его подбора в вузы. Армейские условия, естественно, не позволяли в полной мере ввести выборность профессоров - наряду с избранием использовалось и прямое их назначение. Но при этом начальникам военно-учебных заведений предоставлялась полная свобода в выборе наиболее достойных квалифицированных специалистов. Эта практика закрепилась и получила своё развитие в зарубежных военно-учебных заведениях: не только руководство вуза, но и кафедры могут на определенный срок приглашать ведущих специалистов в своей отрасли.

2. Подготовка офицеров

Преподаватели из числа военнослужащих, как правило, назначались в вуз, а приглашенные со стороны специалисты - избирались. Удельный вес назначаемого и приглашенного преподавательского состава для каждого военно-учебного заведения устанавливался по-своему, в зависимости от его специфики.

Профессорский состав всех военных академий России утверждался лично императором. Данное обстоятельство поднимало авторитет профессора, делало его независимым от вузовских чиновников, позволяло строить преподаваемый курс индивидуально, творчески, наиболее целесообразно.

Анализ категорий профессорско-преподавательского состава, порядок его подбора и утверждения в академиях свидетельствовал о продуманности и взвешенности решений правительства, направленности на высокое качество учебного процесса. Этим же целям служила система подготовки профессорско-преподавательского состава высшей военной школы.

Система подготовки кадров была достаточно эффективной, рассчитанной на поиск талантов и их индивидуальное самосовершенствование. Начало этой системы было положено утверждением в 1836 году положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях. Отныне все категории профессорско-преподавательского состава вузов должны были заниматься повышением своих знаний, периодически проходя испытания на профессиональную пригодность. Через семнадцать лет на основе накопленного опыта было принято Положение об испытании преподавателей и репетиторов военно-учебных заведений. Этот документ почти без изменений действовал до начала ХХ века.

Согласно этому Положению, в России утверждался особый, прогрессивный порядок отбора профессорско-преподавательского состава в высшие военно-учебные заведения. При этом повышенное внимание обращалось на низшую категорию преподавателей - репетиторов.

Кандидату для занятия этой должности необходимо было преодолеть продуманные противодействия, позволяющие определить уровень его квалификации. Высокие требования, предъявляемые к офицерам, избравшим педагогическую профессию, были тем противодействием, которое не позволяло занять ответственную должность людям случайным, не соответствующим высокому предназначению, и в то же время позволяло подобрать наиболее достойных, способных соответствовать высшим образцам избранной профессии.

С учетом того, что репетиторы - это младшие преподаватели, обязанные оказывать "содействие преподающим в академии в руководстве обучающихся офицеров в практических занятиях как классных, так и летних; в производстве репетиций и экзаменов; в проверке задач и работ офицеров и в составлении учебных записок" , документ содержал серьезные требования к получению ими достаточной педагогической практики. Прежде всего, в число репетиторов могли отбираться лишь те офицеры, которые с отличием окончили данную академию. В порядке исключения репетитором мог стать выпускник другой академии. Но он должен был показать склонность к преподавательской работе и иметь научные труды по профилю преподаваемых предметов.

Срок пребывания офицера в должности репетитора устанавливался в два года. За это время младший преподаватель должен был подготовиться к исполнению обязанностей преподавателя и активно проявить себя в учебно-воспитательном процессе. Степень готовности репетитора быть преподавателем определялась качеством сдачи специального экзамена.

Кроме собеседования с начальником академии, репетитор подвергался испытанию на пригодность к преподавательской деятельности и со стороны конференции. При этом испытуемому ставилась задача написать сочинение на одну из предложенных тем по учебной программе вуза. Кроме того, репетитор читал перед коллегами по кафедре пробные лекции по курсу.

При условии положительного отзыва конференции на репетитора документы на него отправлялись в Главный штаб, где принималось решение о допуске молодого педагога к чтению лекций во всех военно-учебных заведениях России. В случае неудовлетворительной оценки на испытаниях офицер отчислялся с должности репетитора и направлялся на службу в войска.

Подготовка профессорско-преподавательского состава в России через репетиторство, при всей ее очевидной выгоде, не являлась основной в рассматриваемый период. Дело в том, что система репетиторства постоянно действовала лишь в двух академиях: инженерной и артиллерийской. В других академиях она существовала эпизодически. В этих условиях основное внимание обращалось на отбор из войск наиболее одаренных офицеров и зачисление их в вузы адъюнкт-профессорами.

Согласно упоминавшемуся Положению об испытании учителей и репетиторов военно-учебных заведений (1853 г.), почти весь набираемый в академии профессорско-преподавательский состав должен был подвергаться предварительным испытаниям в течение особого испытательного срока. Действовала та же система противодействия, но с определенной спецификой, вызванной изменениями ситуации. (Без испытания, но при условии одобрения конференцией и возможном чтении пробных лекций допускались к занятиям лишь крупные ученые-специалисты данной области знаний. Кроме этого, в академии Генерального штаба освобождались от экзамена наиболее одаренные выпускники данной академии).

В течение испытательного срока преподаватели становились адъюнкт-профессорами и должны были в течение восьми месяцев со дня утверждения темы подготовить специальные диссертации. Диссертация выступала как уровень компетенции, позволяющий выявить степень соответствия кандидата на избранную должность и способность преодолевать необходимое профессиональное противодействие.

Руководящими документами предусматривалось, что диссертация после соответствующего ее оформления "представляется начальнику академии и вносится им в конференцию, которая поручает предварительное ее рассмотрение особой комиссии из преподавателей. Каждый из членов комиссии, рассматривающей диссертацию, обязан к назначенному сроку представить о ней письменное заключение. Конференция определяет, может ли диссертация быть допущена к защите, печатается или литографируется при академии и раздается всем членам конференции и лицам, которые будут приглашены к присутствию на защите...".

По итогам защиты диссертации конференция академии определяла, может ли претендент на звание профессора быть допущенным к преподаванию того или иного предмета. При необходимости ему назначалась еще и пробная лекция, на подготовку которой отводилось две недели. Тема для нее давалась командованием академии по одному из вопросов курса. На подготовку к лекции отводилось две недели, и только после её чтения конференция выносила окончательное решение.

Приведенный анализ порядка подготовки профессорского состава высшей военной школы России позволяет увидеть, что практически все составляющие существующей ныне системы подготовки кандидатов и докторов наук (кандидатские экзамены, утверждение темы, разработка и защита диссертации и др.) были найдены и апробированы во второй половине Х1Х века. Более того, существующий сегодня порядок защиты диссертации кажется упрощенным, а о размножении диссертационного труда в количестве экземпляров, равном количеству членов ученого совета, можно только мечтать. Ныне, спустя более 100 лет, члены специализированного совета фактически формально присутствуют на защите, так как диссертация печатается за счет автора всего лишь в количестве четырех экземпляров.

Анализ порядка подготовки профессорско-преподавательского состава высшей военной школы России второй половины Х1Х века позволяет также делать вывод о том, что ссылка ряда современных авторов на сильное отрицательное воздействие отсутствия специальных военно-педагогических вузов является формальной и явно преувеличенной. Существовавший в России конкурсный отбор преподавателей военных и общеобразовательных дисциплин, четко налаженный процесс их профессионального роста от репетитора до профессора имел прогрессивное значение для развития высшей школы государства в целом, так как позволял отобрать наиболее способных к военно-педагогической деятельности лиц. Многие положительные черты этого опыта вполне применимы в современных условиях.

Отбор кандидатов на должности преподавателей в военные училища существенно отличался от системы отбора в военные академии. Так, в военные и юнкерские училища к преподаванию допускались на основании трех главных условий:

а) без всяких испытаний;

б) на основании пробных лекций без экзаменов;

в) на основании экзаменов и пробных лекций.

К преподаванию без всяких экзаменов допускались:

а) профессора, адъюнкты и преподаватели всех военных академий;

б) лица, известные своими научными трудами, в случае, если намерены преподавать науку, составляющую предмет их специальных знаний. В систему военно-учебных заведений привлекались университетские профессора и преподаватели, которые зачислялись в штат военного училища или совмещали свою основную работу с деятельностью в вузе.

На основании одной пробной лекции без экзаменов допускались офицеры, окончившие Николаевскую академию генерального штаба, Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии.

Все остальные лица допускались к преподаванию на основании экзаменов и пробных лекций.

Список используемых источников

1. Бардунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военных школах дореволюционной России во второй половине ХIХ - начале ХХ века: Дис... канд. пед. наук. М., 1991.

2. Высшее образование в России: очерки истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелева. М., 1995.

3. Дернер Д. Логика неудачи. М., 1997.

4. Каменев А.М. История подготовки военных кадров в России. М., 1990.

5. Лушников А.М. Военно-учебные заведения России в 1861-1941 гг.: Социально-политический аспект развития. Дис... докт. ист. наук. Ярославль, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Назначение и задачи инженерно-авиационного обеспечения боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Управление инженерно-авиационной службой. Инженерно-техническая подготовка личного состава авиационных частей.

    контрольная работа , добавлен 06.07.2014

    Компетенция и ответственность высшего военно-учебного заведения как типичного образовательного учреждения в рамках государственной системы образования. Высшее военно-учебное заведение представляет собой элемент определенной системы-силового ведомства.

    реферат , добавлен 25.09.2008

    История создания и состав войск Вооружённых Сил России. Президент России как Верховный Главнокомандующий. Задачи Министерства Обороны и Генерального Штаба. Характеристика родов войск: сухопутных, специальных, военно-воздушных, военно-морского флота.

    презентация , добавлен 26.11.2013

    Интересные факты об армиях мира. Виды Вооруженных Сил РФ: сухопутные воска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Их история, назначение, символы и структура. Курьезные армейские законы. Другие рода войск: пограничные, железнодорожные, внутренние.

    презентация , добавлен 19.02.2015

    Понятие и значение военно-морского флота как вида вооруженных сил Российской Федерации, его структура и элементы, принципы формирования и развития. Оценка необходимости реформирования данной отрасли. Сфера деятельности флота в военное и мирное время.

    презентация , добавлен 12.07.2015

    Предназначение сухопутных, мотострелковых, танковых войск Российской Федерации. Состав военно-воздушных сил. Назначение военно-морского флота и стратегической, тактической и береговой авиации. Защита военно-морских баз и важных участков побережья.

    презентация , добавлен 06.04.2016

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Военно-географическое пространственное расположение. Военно-исторические сведения. Развитие промышленности и товарно-денежных отношений. Финляндия в составе России. Основные факторы (особенности) военно-политических условий. Шведская народная партия.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Появление на Руси пороха и огнестрельного оружия. Образование первого "Ракетного заведения", изготавливавшего фейерверки. Открытие военно-учебного заведения с законченным циклом инженерного образования. Создание Военного Учебного Научного Центра ВВС.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Знакомство с особенностями малогабаритных забрасываемых передатчиков помех. Анализ основных задач военно-специальной подготовки. Общая характеристика комплекта малогабаритных передатчиков помех РП-377А, рассмотрение принципов боевого применения.

Есть ли связь между качеством учебного процесса в высших военно-учебных заведениях и результатами боевой подготовки войск? Ответ очевиден: самая прямая. Но всегда ли об этом помнят в вузах и делают соответствующие выводы? Что предпринимается на уровне главных управлений Минобороны для максимального приближения учебного процесса к жизни и требованиям войск? Сегодня, в период качественного обновления

Военно-промышленный курьер № 44. 2004 г.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В ЛЕЙТЕНАНТЫ

В МОСКОВСКОМ ВЫСШЕМ ВОЕННОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ОПРОБОВАНА НОВАЯ СИСТЕМА ТРЕНИРОВОК И ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Александр СКОРОДУМОВ начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации,

генерал-полковник

Есть ли связь между качеством учебного процесса в высших военно-учебных заведениях и результатами боевой подготовки войск? Ответ очевиден: самая прямая. Но всегда ли об этом помнят в вузах и делают соответствующие выводы? Что предпринимается на уровне главных управлений Минобороны для максимального приближения учебного процесса к жизни и требованиям войск? Сегодня, в период качественного обновления и преобразования Вооруженных Сил, эти вопросы особенно актуальны.

В ходе работы в войсках генералы и офицеры Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ часто слышат от командиров частей и подразделений сетования на недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки молодых офицеров, вчерашних выпускников военных вузов. Эти оценки, как правило, объективны.

Именно поэтому одним из основных направлений работы нашего Главного управления является обеспечение единства боевой подготовки войск и учебного процесса высших военно-учебных заведений. В последние годы, например, стало практикой привлечение на сборы руководящего состава органов боевой подготовки Вооруженных Сил, руководящего состава и профессорско-преподавательского состава вузов. При этом преподаватели выступают не только в роли обучаемых, но и активно участвуют в организации и проведении занятий с участниками сборов.

Особенно хочется отметить работу командования Московского высшего военного командного училища. Его преподаватели не только постоянно участвуют в сборовых мероприятиях по планам министра обороны, начальника Генерального штаба, главнокомандующего Сухопутными войсками, но и ведут большую работу по разработке новых форм обучения курсантов. Взять, скажем, одно из важнейших направлений совершенствования занятий - создание приказарменной учебной материально-технической базы и организацию боевой учебы с ее использованием. Хорошо оборудованная, насыщенная современными техническими средствами база позволяет сделать процесс обучения непрерывным, а главное совершенствовать профессиональные навыки личного состава и методическое мастерство офицеров без привлечения дополнительных финансовых средств. То есть, при минимуме затрат добиваться наибольшей эффективности занятий.

Так, в ходе совместной работы генералов, офицеров Главного управления боевой подготовки и коллектива преподавателей Московского высшего военного командного училища под руководством его начальника генерал-майора С. Епишина разработана и практически проверена система тренировок по выполнению нормативов боевой и физической подготовки с использованием объектов приказарменной учебной материально-технической базы. В основе ее лежит принцип "от простого к сложному": в течение всего обучения в училище курсанты последовательно готовятся к выполнению функциональных обязанностей в войсках. А нормативы по боевой подготовке отрабатываются в рамках четырех тактических уровней военно-профессиональной подготовки: солдат - командир отделения - командир взвода - командир роты.

В соответствии с курсом обучения их объем и последовательность составляют:

первый уровень (первый курс) - отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков в действиях на поле боя при овладении специальностями всех должностных лиц мотострелкового отделения и его слаживании;

второй уровень (второй курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения и навыков в его слаживании; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира взвода, и слаживание взвода;

третий уровень (третий курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода и его слаживание; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира роты, и ее слаживание;

четвертый уровень (четвертый и пятый курсы) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода, роты и слаживание подразделения.

Характерно то, что тренировки проводятся без использования бюджета учебного времени в утренние часы и часы самостоятельной подготовки. Это позволяет в течение семестра отработать курсантам 6-8 нормативов по каждой специальной (военной) дисциплине.

Основная цель введения в практику предложенной системы тренировок - подготовка командира, способного эффективно организовывать выполнение поставленных задач и самому выполнять их. Но достигнуто это может быть только при соблюдении двух условий.

Первое - высочайший профессионализм офицера. Я уже упоминал, что в ходе работы в войсках часто приходится сталкиваться с таким негативным фактом, как недостаточная, а иногда и просто неудовлетворительная индивидуальная подготовка молодых руководителей занятий. К сожалению, среди них сегодня осталось немного тех, кто способен подать команду "Делай, как я" и выполнить упражнение стрельб или вождения, норматив по физической подготовке на "отлично". А ведь лейтенант, имеющий по предметам боевой подготовки неудовлетворительные и удовлетворительные оценки, не может служить примером для своих подчиненных. Хотя в военных училищах должны готовиться профессионалы военного дела высочайшего уровня, командиры подразделений. Это - аксиома.

Второе - методическое мастерство. Можно быть высочайшим профессионалом своего дела, но не уметь донести, передать свои знания, опыт подчиненным. Ни для кого не секрет, что мероприятие боевой подготовки, организованное и проведенное, образно говоря, для галочки, приносит больше вреда, чем пользы. Сам же процесс воинского обучения в таком случае превращается в натаскивание. Поэтому любое занятие, тренировка должны быть не только полезны для каждого военнослужащего и подразделения в целом, но и интересны. А заинтересовать подчиненных, сделать занятия по боевой подготовке привлекательными - высочайшее методическое мастерство, я бы сказал, даже искусство.

Анализ основных положений названной системы тренировок по боевой и физической подготовке как раз выгодно отличается тем, что при настойчивом проведении ее в жизнь может быть обеспечено профессиональное и методическое мастерство будущего офицера.

С одной стороны, в течение всего обучения в училище курсанты совершенствуют свои навыки в выполнении нормативов по тактической, огневой, технической, инженерной, военно-медицинской подготовке, военной топографии, радиационной, химической и биологической защите, практически выполняют мероприятия подготовки боя, управляют подразделениями и огнем при выполнении поставленных задач. Не вызывает сомнения, что офицер, прошедший такую школу, будет знать, чему учить своих подчиненных, и сможет эффективно использовать для этого личный пример.

С другой стороны, обеспечивается готовность к выполнению функциональных обязанностей по обучению личного состава. Ведь система тренировок предусматривает, что второй, третий и четвертый уровень военно-профессиональной подготовки требуют от курсанта умения организовать и провести занятие. А тут сам процесс подготовки руководителя-курсанта к занятиям не отдан на откуп самостоятельной подготовке: формирование командно-методических навыков курсантов 2-5 курсов находится под строгим контролем и основано на практике войск.

Кроме того, подготовка курсанта к проведению занятия включает постановку задач командиром курсантского подразделения, самостоятельную работу, уточнение методического и материального обеспечения тренировки и, что очень важно, инструкторско-методические и показные занятия в масштабе курсантской роты, а иногда и батальона, по наиболее сложным вопросам. Таким образом, в рамках предложенной системы тренировок курсантам прививается основа из основ повседневной деятельности войск: системность в работе.

Заслуживает внимания еще одна особенность данной методики - ее воспитательная роль. Становление молодого офицера в войсках во многом обусловлено опытом обучения и воспитания, присущих учебному заведению. Во многом вчерашние выпускники военных училищ в своей повседневной деятельности в подразделениях сознательно или подсознательно копируют стиль и методы работы командиров курсантских подразделений и преподавателей. Поэтому очень важно, чтобы этот стиль и эти методы были действительно примером для подражания.

Реализуемая в Московском высшем военном командном училище система отработки нормативов по боевой и физической подготовке как раз позволяет развивать навыки в действиях, поддерживать ранее приобретенные на неснижаемом нормативном уровне, обеспечивает готовность курсантов к выполнению боевых задач и дает практику командования подразделением в боевой обстановке и повседневной деятельности.

И последнее. Настоящая система, конечно, не является догмой. Но, безусловно, заслуживает внимания и внедрения в учебный процесс других высших военно-учебных заведений, т. к. на современном этапе военного строительства именно там, в военных училищах и академиях, создается основа Российской армии XXI века.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Леонид Сергеевич, сейчас очень много говорится о необходимости реформирования системы военного образования. Что вы можете сказать об этом?

Работа по реформированию высшего военного образования была развернута в 1992 году. Главной целью преобразования предполагалось одновременно с реорганизацией армии сформировать адекватную ей систему подготовки офицерских кадров, вывести военное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров.

В условиях сокращения Вооруженных сил РФ, дефицита финансовых и иных средств на развитие системы военного образования стала очевидной невозможность сохранения прежнего количества военных вузов. В этой обстановке абсолютно оправдана интеграция военно-учебных заведений в мощные учебно-научные центры (комплексы), объединяющие подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования. При этом предусматривалась также и межвидовая интеграция.

С этой целью осуществлено объединение Военной академии имени М.В. Фрунзе и Военной академии бронетанковых войск в единую Общевойсковую академию с общим учебным центром на базе курсов "Выстрел".

Военные академии, часть из которых была преобразована в университеты, формально не повышая образовательный ценз своих выпускников, стали обеспечивать им второе высшее образование по управленческой специальности. При этом срок обучения офицеров в военных академиях и университетах стал составлять, как правило, два года. В то же время был завершен перевод четырехгодичных командных училищ, которые переименовывались в военные институты, на пятилетний срок обучения.

Подготовка офицерских кадров для Сухопутных войск будет осуществляться по двум специальностям: военно-инженерная, получаемая по окончании военно-инженерных институтов, высших военно-инженерных училищ и военных академий (университетов), ведущих обучение курсантов на базе средней школы; военно-управленческая (или военно-административная), получаемая выпускниками по окончании высших военных командных училищ (институтов) и военных академий (университетов), ведущих обучение на базе высших военных училищ (институтов).

- Не много ли - пять лет обучать человека в военном училище, чтобы он командовал взводом-ротой-батальоном?

Для решения поставленной задачи по подготовке специалистов по двум специальностям - это малый срок. Обучение в военных вузах по гражданским и военным программам ведет к размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование командных и организаторских качеств. Содержание обучения перестает соответствовать условиям и задачам службы.

Искажается, либо выхолащивается главный принцип подготовки военного человека: учить тому, что требует военная служба, что нужно на войне.

При этом следует исходить из того, что в вузах видов ВС и родов войск для курсантов на оперативно-тактическую подготовку необходимо выделять не менее 300 часов. В вузах, готовящих общевойсковых командиров, на усвоение теории и овладение практикой управления подразделениями в любых условиях обстановки в звене взвод-рота и ознакомление с батальоном, а также на методику проведения занятий с этими подразделениями необходимо выделять не менее 900 часов.

К тому же надо учитывать то, что некоторая часть тем, отражающих специфику действий подразделений (а в академиях - частей), упускается из программ. Например, действия подразделений (частей) в лесу, на севере, зимой, ночью и так далее. Предполагается, что обучаемые их изучат самостоятельно.

При пятилетнем обучении обеспечивается подготовка офицеров с высшим образованием. Однако при этом создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из рядов ВС РФ, в том числе сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.

Таким образом, целесообразно оставить пятилетний срок обучения в военном училище, но при этом требуется коренная переработка учебных программ, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных военных специалистов.

- А два года обучения в общевойсковой академии представляется вам достаточным сроком?

Опять таки все зависит от действующей системы военного образования. При этом она должна обеспечить непрерывный процесс повышения уровня знаний и совершенствования навыков офицеров. Соответственно и перестраиваться эта система должна поэтапно, поскольку в академию придут офицеры, получающие образование по новой системе, лишь спустя 7-10 лет после окончания училища. В связи с этим мы считаем, что в настоящее время переход академии на двухлетнее обучение не совсем обоснован.

В прошлом году состоялся первый выпуск слушателей, обучавшихся по новым программам два года. Результаты, прямо скажем, неважные. Снизилось количество выпускников, удостоенных золотой медали и дипломов с отличием почти в полтора раза (с 28% до 19%). Одновременно возросло число выпускников командного профиля удовлетворительно освоивших программы оперативно-тактической подготовки - с 12% до 35%.

Сокращение продолжительности обучения на один год, проведенное без переработки и уменьшения объема квалификационных требований к выпускникам, привело к дисбалансу между теоретической и практической составляющими процесса обучения. В результате многие не только не получили твердых навыков практического управления в тактическом звене, но и не смогли глубоко освоить теорию общевойскового боя. Государственная аттестационная комиссия, а мы с ней полностью согласны, отметила, что за два года весьма проблематично достаточно качественно подготовить высококлассного специалиста и поспешный переход на двухлетний срок обучения является ошибочным и вредным.

Сейчас много говорят о необходимости увеличения объема общегуманитарной подготовки. Это оправданно? Или это опять ложный путь?

Военные вузы отныне обязаны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских дисциплин с полным сохранением их объема и содержания независимо от степени значимости и необходимости для подготовки офицера. По существу, все высшие военные учебные заведения обязаны ныне готовить своих выпускников одновременно по двум принципиально различным профилям - гражданскому и военному.

Совмещение военных и гражданских специальностей в одном учебном плане обусловит увеличение количества изучаемых дисциплин почти вдвое, причем большая часть их относится к общегуманитарным предметам Так, если в настоящее время во всех гражданских и военных вузах страны в течение полного курса обучения изучается по 25-35 учебных дисциплин (общепринятая норма), то после реформирования обучения в военных вузах общее число их достигает 40-55.

С психолого-педагогической точки зрения фундаментальное освоение за пятилетний (двухгодичный) срок столь большого количества научных дисциплин - задача нереальная.

Следовательно, образовательный процесс в военных учебных заведениях неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишится свойства фундаментальности. Поэтому в академии общегуманитарные предметы должны уточнять важнейшие современные проблемы, которые напрямую связаны с управленческой деятельностью. Такой подход позволит сократить количество дисциплин общегуманитарной подготовки и увеличить бюджет времени военно-профессиональных дисциплин.

Почему у нас так мало изучается опыт войн и военных конфликтов? Или же обучение ведется без привлечения подлинных документов того времени: решений командиров, оперативных директив, боевых приказов?

В нашей академии обучение ведется исключительно на подлинных документах, причем не только "победных". Главное на занятиях по истории военного искусства - это анализ прошлого (почему так, что это давало, чем этот опыт актуален сейчас?). Мы помним заповедь известного отечественного военного теоретика 20-30-х годов Александра Андреевича Свечина о том, что "в ряду военных наук история военного искусства... представляет тот фундамент, на котором создаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и осознанию переживаемой быстрой эволюции военного дела".

Другое дело, что при переходе на двухгодичное обучение было резко сокращено время, отводимое на изучение истории военного искусства, ликвидирована подготовка военных историков в академии. Сейчас выделенное количество учебного времени позволяет изучать лишь фрагменты истории военного искусства. В результате обучаемые не получают необходимой научной системы военно-исторических знаний и слабо усваивают методику исторического анализа.

Сейчас под вашей эгидой находятся бывшие ВА БТВ и "Выстрел". Позволяет ли штатное расписание поддерживать это хозяйство в должном состоянии?

Основные сложности, возникшие при объединении, заключались в приведении взглядов и систем подготовки военных кадров к единому знаменателю. В настоящее время этот процесс в основном завершен.

- Не разбегается ли гражданский персонал академии из-за небольших окладов?

Разбегается не только гражданский персонал академии, но и военные, не выслужив установленных сроков, уходят из Вооруженных сил. Бедственное материальное положение слушателей и преподавательского состава вынуждает часть из них либо увольняться, либо искать дополнительный заработок за счет работы по ночам и в выходные дни.

Очередным ударом по академии было снижение должностного ранга преподавателей. Это нововведение привело к уходу из академии и Вооруженных сил вообще определенного числа преподавателей, причем в основном молодых и перспективных. А теперь еще и тарифные разряды должностных окладов подверглись существенному снижению.

- Решения каких проблем для начальника академии имеют сейчас приоритетное значение?

Прежде всего хозяйственных.

- Есть ли из академии "утечка мозгов"?

Есть, но, конечно, не за рубеж, а туда, где больше платят.

Главное в обучении командира-единоначальника - практика. Позволяют ли сейчас условия организовывать практические занятия, и с должной эффективностью?

Не стал бы утверждать, что практика - главное. Все главное: и теория, и практика. Обучающимся в академии важно дать фундаментальную подготовку. Совместное обучение по двум различным специальностям потребует существенного увеличения учебного времени. Расчеты и опыт в течение трех лет показывают, что в рамках существующих сроков обучения теоретический курс может быть увеличен только за счет значительного сокращения учебной практики (стажировки) в войсках, а также за счет растворения содержания части военных специальных дисциплин в учебных программах гражданского профиля.

Дефицит практической подготовки в частях приводит к снижению качества подготовки выпускников военных вузов (особенно курсантов), увеличивает сроки становления молодых офицеров на первичных должностях и тем самым отрицательно сказывается на боеготовности ВС РФ.

На практическую составляющую процесса обучения определенный отпечаток оказывает и материальное обеспечение практических занятий, но от них мы не отказывались и изыскиваем возможности для их проведения с должной эффективностью.

- Что вам, как начальнику общевойсковой академии, больше всего мешает в работе?

Одним из основных проблемных вопросов является, безусловно, слабое финансирование академии. Такое положение дел не позволяет нам должным образом совершенствовать свою учебно-материальную базу, привести в соответствие с требованием времени электронно-вычислительную технику и так далее. Несколько лет не выписываются необходимые для развития науки и педагогики газеты и журналы, военно-научная литература.

- Насколько остры в академии квартирные вопросы?

Вопрос обеспечения преподавательского состава жильем не решается, а загоняется в угол. Некоторые офицеры уже более 12 лет стоят на очереди и не видят перспективы получения квартиры. А командование академии не имеет возможности достигнуть существенного прорыва в этом вопросе. Да и как его сделать, если в прошлом году академии выделено всего две квартиры?

- Позволяет ли сложившаяся система должным образом стимулировать научную работу в академии?

Высокий уровень подготовки в нашей академии обеспечивается ее большим научным потенциалом. Сегодня в ней работают более 400 ученых, из которых 42 доктора наук, около 300 имеют ученые звания: профессор, доцент, старший научный сотрудник. Однако о каком стимулировании можно говорить, если кандидату наук за ученую степень доплачивают порядка 100-150 рублей, а доктору наук в два раза больше? В то же время кандидаты и доктора наук в гражданских вузах получают существенно больше. В целях стимулирования научной работы необходимо в первую очередь ликвидировать существующий дисбаланс. Кроме этого требуется пересмотр нормативно-правовых документов по материальному стимулированию научной работы в вузах МО РФ. В настоящее время академия совместно с другими вузами участвует в проведении исследований по этим проблемам и к августу 2001 года подготовит свои предложения.

Как вы относитесь к появившимся за последнее время названиям - "артиллерийский университет", "танковый институт"? Не кажется ли вам, что это определенный перехлест?

На мой взгляд, этот вопрос не имеет принципиального значения, однако лично мне привычнее прежние, исторически сложившиеся названия - "артиллерийская академия", "танковое военное училище".



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний